Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 августа 2022 г. N 03-07-11/76595
Вопрос: Публичное акционерное общество (далее - ПАО, Общество) на основании пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) просит Министерство финансов Российской Федерации дать разъяснения по вопросу применения п. 5 ст. 171 НК РФ в отношении сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченного собственником имущества при получении от государственных заказчиков денежных средств за снос и последующее восстановление такого имущества в целях освобождения территории для создания объектов капитального строительства.
Организация является собственником инженерных сетей и сооружений, сооружений связи, линий связи и сетей связи.
Соответственно организация - собственник имущества (далее - организация-собственник), заключившая соглашение о компенсации потерь и получавшая денежную компенсацию от организации, которая осуществляет функции государственного заказчика при строительстве объектов капитального строительства за счет средств бюджета города (далее - государственный заказчик), исчисляла и уплачивала НДС в бюджет.
При этом порядок выплаты компенсации предусматривал поэтапную выплату - авансовый платеж, соответствующий определенному проценту от стоимости проектно-изыскательских и строительно- монтажных работ и окончательный расчет на основании отчета об оценке, выполненной независимым оценщиком.
При получении авансового платежа организация - собственник имущества исчисляла и уплачивала в бюджет НДС в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 154 НК РФ, а также в порядке п. 3 ст. 168 НК РФ выставляла государственному заказчику счет-фактуру с выделением НДС отдельной строкой.
Постановлением Правительства Москвы от 03.03.2020 N 157-ПП в Постановление Правительства Москвы от 25.07.2011 N 333-ПП были внесены изменения в части исключения пункта 3.1.1, предусматривавшего условие о том, что денежная компенсация собственнику включает в себя НДС.
В этой связи организацией-собственником было заключено с государственным заказчиком дополнительное соглашение, предусматривающее, что указанные в соглашении суммы компенсации уменьшаются на соответствующий размер суммы НДС, а также возврат государственному заказчику сумм денежных средств, соответствующих сумме НДС.
На основании изложенного просим разъяснить принимается ли к вычету сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет организацией - собственником указанных объектов, в связи с получением авансового платежа в рамках денежной компенсации от организации, которая осуществляет функции государственного заказчика при строительстве объектов капитального строительства за счет средств бюджета города?
Ответ: В связи с письмом по вопросу принятия к вычету налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленного и уплаченного собственником сносимого (ликвидируемого) участка инженерных сетей и сооружений при получении суммы денежной компенсации в размере стоимости работ по их сносу (ликвидации) с последующим созданием нового участка инженерных сетей и сооружений и заключении дополнительного соглашения, предусматривающего, что суммы полученной компенсации уменьшаются на размер сумм НДС, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога, уплаченные в бюджет с сумм полученной предварительной оплаты (частичной оплаты), подлежат вычетам в случае изменения условий или расторжения договоров и возврата соответствующих сумм платежей покупателям товаров (работ, услуг).
В связи с этим, если соглашение о компенсации, заключенное между заказчиком и собственником сносимого (ликвидируемого) участка инженерных сетей и сооружений, предусматривает выплату суммы компенсации с учетом НДС, соответствующую стоимости работ по сносу (ликвидации) объектов и их созданию, и к такому соглашению заключается дополнительное соглашение, предусматривающее, что указанные суммы компенсации уменьшаются на соответствующий размер суммы НДС, то на основании вышеуказанного пункта 5 статьи 171 Кодекса сумма НДС, исчисленная и уплаченная собственником указанных объектов при получении компенсации, принимается к вычету в случае возврата данным собственником сумм денежных средств, соответствующих сумме ранее уплаченного НДС.
Одновременно отмечаем, что в целях приятия к вычету НДС возможно составить корректировочные счета-фактуры в порядке, аналогичном порядку, установленному пунктом 3 статьи 168 и пунктом 10 статьи 172 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 августа 2022 г. N 03-07-11/76595
Опубликование:
-