Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов
8.1. Критерии выбора перспективных технологий
Российское законодательство, в том числе природоохранное, в настоящее время гармонизируется в соответствии с концепцией устойчивого развития. Следовательно, система управления отходами также должна строиться на принципах устойчивого развития.
Однако реализация принципов, заложенных в европейскую концепцию управления отходами, лимитируется уровнем компетенции региональных властей. Так, если рассматривать иерархию управления отходами, то опции "предотвращение" и "снижение" количества образующихся отходов (из иерархии обращения с отходами), "ответственность производителя", "принцип предосторожности" требуют федерального регулирования. Другие опции и принципы имеют отражение в российском законодательстве, поэтому на региональном уровне ими следует руководствоваться при установлении целей управления отходами, принятии технических решений и разработке инструментов, стимулирующих эффективное обращение с отходами.
Таким образом, принимая во внимание современные тенденции в области обращения с отходами и уровень компетенции региональной власти, можно заключить, что при разработке критериев выбора перспективных технологий по обращению с отходами необходимо основываться на следующих принципах:
- принцип "загрязнитель платит" (ст. 23 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления");
- принцип ответственности производителя (ст. 24.1, ст. 24.2, ст. 24.5 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления");
- принцип экологической безопасности;
- принцип близости (в Российском законодательстве продекларирован близкий по значению принцип "эколого-экономической эффективности").
- принцип приоритетности обращения с отходами в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления".
Рисунок 8.1. Приоритеты государственной политики в области обращения с отходами (в порядке уменьшения приоритета)
Данные принципы следует дополнить направлениями реализации принципов в соответствии с требованиями законодательства.
- выбор технологий не должен противоречить принципам эколого-экономической эффективности (или принципам использования наилучших доступных технологий при обращении с отходами);
- технологии по обращению с отходами должны применяться комплексно (с учетом местных условий) для обеспечения максимального эколого-экономического эффекта;
- на всех этапах обращения с отходами должны соблюдаться требования действующего законодательства РФ;
- внедрение технологий обращения с отходами должно подкрепляться комплексом административных, экономических и экологических инструментов;
- максимальное вовлечение заинтересованных сторон в процесс принятия решений по управлению отходами;
- максимальное использование социальных инструментов для информирования и вовлечения населения и иных поставщиков отходов в деятельность по экологически безопасному обращению с отходами;
- построение прозрачной иерархической структуры управления системой санитарной очистки. Обеспечение эффективной координации усилий между участниками системы обращения с отходами с целью принятия грамотных управленческих решений;
- увеличение доли участия частного капитала в системе обращения с отходами;
- внедрение эффективной системы мониторинга и контроля за обращением с отходами;
- обновление и регулирование существующей системы нормативно-правовых актов, направленных на создание новых систем обращения с отходами и поддержки принципов платности любой деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды.
С учетом принятых концептуальных подходов построения системы обращения с отходами производства и потребления на территории области и принятой модели развития можно сформулировать основные принципы построения технологической схемы обращения с отходами:
- максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает построение системы обращения с отходами, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора (накопления) и механобиологической утилизации отходов перед окончательным захоронением;
- минимизация количества отходов, направляемых на захоронение, с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов может быть достигнута за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья;
- снижение токсичности отходов, направляемых на захоронение, за счет: извлечения токсичных отходов на стадии накопления и сбора. Основным требованием к захоронению отходов должен стать принцип исключения захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом;
- укрупнение объектов обработки и утилизации отходов и уменьшение общего числа объектов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия;
- внедрение современных технологий переработки отходов потребует значительных инвестиций. С целью снижения нагрузки на бюджеты различных уровней развитие системы обращения с отходами должно быть основано на максимальном вовлечении частных инвесторов в систему обращения с отходами. При этом бюджетные ассигнования в развитие объектов санитарной очистки должны выделяться для решения проблем обращения с "коммерчески непривлекательными" видами и образователями отходов.
8.2. Предложения по основным мероприятиям, направленным на развитие инфраструктуры экологически и санитарно-эпидемиологически безопасного обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами
Разработка территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами в части объектов обращения с отходами строилась на следующих базовых принципах:
в целях минимизации накопленного экологического ущерба, объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Обязательными требованиями для объектов размещения твердых коммунальных отходов являются, в числе прочего, наличие системы учета поступающих отходов, наличие весового и видового контроля поступающих отходов, наличие системы обустройства объектов (подъездные пути, ограждение, накопление и отвод фильтрата, биогаза, дезинфекционные ванны и пр.), наличие регистрация объектов в государственном реестре объектов размещения отходов, наличие лицензии на осуществление деятельности у организации, эксплуатирующей объект, наличие заключений экологической экспертизы на проектную документацию и окончательное установление санитарно-защитной зоны, наличие программы экологического контроля;
для своевременного перенаправления потоков твердых коммунальных отходов от источников образования и потоков балластных фракций обработанных твердых коммунальных отходов, требуется введение в эксплуатацию новых объектов их захоронения с достаточной годовой мощностью и емкостью;
потоки твердых коммунальных отходов, из которых могут быть выделены полезные фракции, перед захоронением должны проходить обработку. В ходе реализации предложений территориальной схемы планируется ввод в эксплуатацию объектов обработки отходов, позволяющих осуществлять обработку максимального количества образующихся ТКО.
Количество перспективных объектов размещения, обработки и их основные технологические параметры определены на основании:
формирующихся в течении срока действия схемы территориальных пустот в части объектов обращения с отходами, а также расположения областей количественной концентрации отходов;
логистических расчетов по оптимизации транспортной схемы перемещения твердых коммунальных отходов и их балластных фракций после обработки, сгенерированных электронной моделью;
оптимизации тарифного уровня в зоне обслуживания регионального оператора.
В результате анализа потребности создания новых и реконструкции имеющихся объектов сформирован следующий сценарий развития системы по обращению с отходами Томской области, перечень мероприятий которого приведен в таблице 8.1.
Таблица 8.1. Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой
Год |
Объект |
Географические координаты WGS84 |
Мероприятие |
Прочая информация |
2022 |
Полигон ТБО с Бакчар |
57.02679, 82.1373 |
Прекращение приёма ТКО |
Использование объекта для приема прочих видов отходов, в качестве резервного варианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах размещения или рекультивация |
2022 |
Полигон ТБО с Кожевниково |
56.25902, 83.883239 |
Прекращение приёма ТКО |
Использование объекта для приема прочих видов отходов, в качестве резервного варианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах размещения или рекультивация |
2022 |
Полигон ТБО на Катыльгинском нефтяном месторождении |
59.158455, 76.212813 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2022 |
Полигон ТБО на Чкаловском месторождении |
59.675563 78.777201 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
В связи с окончанием проектного срока эксплуатации |
2022 |
Полигон ТБО на Игольско-Таловом месторождении |
57.736387, 76.44056 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2022 |
Полигон ТБО на Лугинецком месторождении |
58.179322, 78.870651 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2022 |
Полигон ТБО Северо-Васюганского ГКМ |
59.317928, 78.327595 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
В связи с окончанием проектного срока эксплуатации |
2022 |
Полигон ТБО Мыльджинского ГКМ |
58.894051, 78.454407 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
В связи с окончанием проектного срока эксплуатации |
2022 |
Полигон ТБО на Крапивинском месторождении |
58.078342, 75.601162 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2023 |
Полигон ТБО г Кедровый |
57.570988, 79.588942 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2023 |
Полигон ТБО г Северска |
56.630991, 84.820854 |
Прекращение приёма ТКО, уточнение остаточной вместимости объекта |
Использование объекта для приема прочих видов отходов, в качестве резервного варианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах размещения или рекультивация |
2023 |
Полигон ТБО на Герасимовском месторождении |
57.676192, 78.956909 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2024 |
Полигон ТБО с Каргасок |
58.960885, 80.937847 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2024 |
Полигон ТБО с Мельниково (1 очередь) |
56.596312, 84.10616 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2025 |
Полигон ТБО с Тогур, 1 этап 1 очереди |
58.381677, 82.889872 |
Реконструкция объекта |
Увеличение мощности до 15 тыс. тонн/ год, увеличение вместимость на 225 тыс. тонн |
2025 |
Полигон ТБО г Асино |
57.014912, 86.06637 |
Реконструкция объекта |
Увеличение мощности до 20 тыс. тонн/год, увеличение вместимости на 225 тыс. тонн |
2025 |
Полигон ТБО в с Нелюбино (1-я очередь) Томского района Томской области |
56.550614, 84.598233 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2025 |
Полигон ТБО НПС "Раскино" |
59.597872, 79.048681 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
В связи с окончанием проектного срока эксплуатации |
2025 |
Полигон "ПАРАБЕЛЬ" |
58.648603, 81.640342 Парабельский район, Новосельцевское сельское поселение, 100 км. автодороги "Могильный Мыс - Парабель - Каргасок", участок 2 кадастровый номер ЗУ 70:11:0100038:13262 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 15 тыс. тонн/ год, вместимость: 225 тыс. тонн |
2025 |
МСК ООО "АБФ Ресурс" г. Северск |
56.63269, 84.890424 |
Прекращение приёма ТКО |
В связи с вводом в эксплуатацию объекта "Автоматизированный мусоросортировочный комплекс" и изменением направления транспортирования ТКО |
2025 |
Автоматизированный мусоросортировочный комплекс |
56.644845, 84.977982 городской округ ЗАТО Северск, промышленный парк, з/у 1/4 кадастровый номер ЗУ 70:22:0020810:931 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 250 тыс. тонн/ год Отбор ВМР - не менее 15%, отсев на компостирование - 40%. Участок компостирования мощностью 100 тыс. тонн/ год |
2025 |
Завод по утилизации полимеров |
г. Томск, тракт Кузовлевский, 1ж 70:21:0100001:1565 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 20 тыс. тонн/ год. Производства флексы и гранулы из поступивших ВМР (полимерные фракции). |
2026 |
Полигон ТБО в Александровском районе с Александровское |
60.415867, 77.810598 |
Прекращение приёма ТКО |
Использование объекта для приема прочих видов отходов, в качестве резервного варианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах размещения или рекультивация |
2026 |
Полигон ТБО (объект N 3) Южно-Мыльджинского нефтяного месторождения |
58.506512, 78.125914 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
В связи с окончанием проектного срока эксплуатации |
2026 |
Мусоросортировочный комплекс "Стрежевой" |
60.815922, 77.27833* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 20 тыс. тонн/ год Отбор ВМР - не менее 10%, отсев на компостирование - 30%. Участок компостирования мощностью 6 тыс. тонн/ год |
2026 |
Инсинераторная установка "Кедровый" |
57.570988, 79.588942* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 1,3 тыс. тонн/ год |
2026 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Александровское" |
60.406923, 77.847112* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 2,6 тыс. тонн/ год |
2026 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Чажемто" |
58.044388, 82.853629* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 1,4 тыс. тонн/ год |
2026 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Могочино" |
57.740064, 83.628701* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 1 тыс. тонн/ год |
2026 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Батурино" |
57.745197, 85.15061* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,5 тыс. тонн/ год |
2026 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Красный Яр" |
57.111936, 84.537803* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,7 тыс. тонн/ год |
2027 |
Полигон ТБО с Первомайское (1-я очередь) |
57.066079, 86.281224 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2027 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Бакчар" |
57.025159, 82.137992* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 4 тыс. тонн/ год |
2027 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Тегульдет" |
57.29904, 88.217858* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 1,6 тыс. тонн/ год |
2028 |
Полигон ТБО с Вертикос |
59.372409, 79.713755 |
Прекращение приёма ТКО |
Использование объекта для приема прочих видов отходов, в качестве резервного варианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах размещения или рекультивация |
2028 |
Полигон ТБО рп Белый Яр, 1 очередь |
58.433743, 84.956092 |
Прекращение приёма ТКО |
Использование объекта для приема прочих видов отходов, в качестве резервного варианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах размещения или рекультивация |
2028 |
Полигон ТБО с Молчаново |
57.554092, 83.688909 |
Прекращение приёма ТКО |
Использование объекта для приема прочих видов отходов, в качестве резервного варианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах размещения или рекультивация |
2028 |
Полигон ТБО с Подгорное Чаинского р-на (1 очередь) |
57.742707, 82.665853 |
Прекращение приёма ТКО |
Использование объекта для приема прочих видов отходов, в качестве резервного варианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах размещения или рекультивация |
2028 |
Полигон ТБО с Кривошеино |
57.375642, 83.89262 |
Прекращение приёма ТКО |
Использование объекта для приема прочих видов отходов, в качестве резервного варианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах размещения или рекультивация |
2028 |
Полигон ТБО г Колпашево, 1 этап, 1 очереди |
58.366446, 83.013244 |
Прекращение приёма ТКО |
Использование объекта для приема прочих видов отходов, в качестве резервного варианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах размещения или рекультивация |
2028 |
Мусоросортировочный комплекс "Колпашево" |
58.383627, 82.897712* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 15 тыс. тонн/ год Отбор ВМР - не менее 10%, отсев на компостирование - 30%. Участок компостирования мощностью 4,5 тыс. тонн/ год |
2028 |
Мусоросортировочный комплекс "Мельниково" |
56.59287, 84.098797 Шегарский район, Шегарское сельское поселение, в 1,1 км, севернее с. Мельниково кадастровый номер ЗУ 70:16:0000000:511 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 30 тыс. тонн/ год Отбор ВМР - не менее 10%, отсев на компостирование - 30%. Участок компостирования мощностью 9 тыс. тонн/ год |
2028 |
Мусоросортировочный комплекс "Асино" |
57.01625, 86.070587 Асиновский муниципальный район, Новокусковское сельское поселение, прилегающий к юго-восточной стороне земельного участка с кадастровым номером 70:02:0200039:219 кадастровый номер ЗУ 70:02:0200039:341 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 20 тыс. тонн/ год Отбор ВМР - не менее 10%, отсев на компостирование - 30%. Участок компостирования мощностью 6 тыс. тонн/ год |
2028 |
Мусоросортировочный комплекс "Парабель" |
58.649926, 81.638094 Парабельский район, Новосельцевское сельское поселение, 100 км. автодороги "Могильный Мыс - Парабель - Каргасок", участок 3 кадастровый номер ЗУ 70:11:0100038:13264 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 16 тыс. тонн/ год Отбор ВМР - не менее 10%, отсев на компостирование - 30%. Участок компостирования мощностью 5 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Новоколомино" |
57.81864, 83.298034* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 5,9 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Подгорное" |
57.741864, 82.668789* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 2,8 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Белый Яр" |
58.436566, 84.957125* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 4,1 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Куржино" |
58.899512, 82.561372* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Дальнее" |
58.716414, 82.962863* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Копыловка" |
58.666563, 82.288953* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,1 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Катайга" |
58.727023, 87.92983* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,3 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Дружный" |
58.756024, 86.077107* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,1 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Лисица" |
58.705669, 85.238984* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,1 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Молодежный" |
59.934425, 81.750777* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,4 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Сосновка" |
59.143691, 81.292254* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Средний Васюган" |
59.223377, 78.261842* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,7 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Старая Березовка" |
58.985928, 79.570241* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,1 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Нарым" |
58.919707, 81.626587* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,5 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Старица" |
58.122289, 80.579784* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,3 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Киевский" |
59.781104, 80.380369* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Тымск" |
59.399205, 80.298574* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Усть-Тым" |
59.455276, 80.038601* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Улу Юл" |
57.724644, 85.800981* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,9 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Белый Яр" |
57.492838, 88.748187* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Берегаево" |
57.20057, 87.531473* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,3 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Лукашкин Яр" |
60.338269, 78.416321* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Назино" |
60.130711, 78.944453* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Новоникольское" |
59.760628, 79.21468* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Новый Васюган" |
58.590504, 76.546636* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,8 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Новый Тевриз" |
59.130191, 77.50085* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,1 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Северный", Александровский район |
60.67866, 77.17962* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Октябрьское" |
59.47815, 79.40758* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Иванкино" |
58.448704, 82.427851* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Север" Колпашевский район |
58.445419, 82.808353* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2028 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Зайкино" |
58.634115, 82.462371* |
Реконструкция объекта |
Мощность: 0,01 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Напас" |
59.875575, 81.977772* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,1 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Вертикос" |
59.373111, 79.713946* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Киндал" |
59.143326, 80.549918* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Староюгино" |
59.008331, 80.522679* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Мыльджино" |
58.977857, 78.429677* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Шпалозавод" |
58.950468, 81.542606* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Тарск" |
58.29069, 80.568352* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Неготка" |
59.73511, 80.645051* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,1 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Колбинка" |
57.527813, 83.466464* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Высокий Яр" |
57.332631, 81.928758* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,3 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Крыловка" |
57.453187, 81.916874* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Новая Бурка" |
56.919251, 81.065878* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,1 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Парбиг" |
57.255483, 81.455657* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,7 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Суйга" |
57.898175, 84.742916* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,2 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Гарь" |
57.092921, 85.262978* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,1 тыс. тонн/ год |
2029 |
Пункт временного накопления (ПВН) "Четь-Конторка" |
57.066309, 88.117777* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 0,05 тыс. тонн/ год |
2030 |
Полигон ТБО на Майском месторождении |
57.76879, 77.378001 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
В связи с окончанием проектного срока эксплуатации |
2031 |
Полигон ТБО Северо-Останинского нефтяного месторождения |
57.908983, 79.302076 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2031 |
Полигон ПТБО Шингинского месторождения |
58.320429, 78.490317 |
Вывод из эксплуатации, подготовка к рекультивации |
В связи с окончанием проектного срока эксплуатации |
* - местоположение указано предварительно и может быть изменено по решению уполномоченных органов Томской области
В окрестностях с. Сухоречье, Томского района ведется строительство объекта "Мусороперерабатывающий комплекс с полигоном ТБО" (положительное заключение государственной экспертизы N 11д-16/огэ-4998/02 (номер в реестре 00-1-1-4-1566-16) и разрешение на строительство N *70-514302-16-2016*(3) администрации Воронинского сельского поселения). В настоящее время построена первая очередь объекта, включающая карты полигона, проектная мощность 64 тыс. тонн в год. Полигон включен в государственный реестр объектов размещения отходов. Также планируется вторая очередь объекта - мусороперерабатывающий комплекс мощностью от 200 тыс. тонн в год.
На территории Томской области планируется к реализации проект по созданию объекта утилизации полиэтиленовой тары, пленки полиэтилена и изделий из нее, лома и отходов изделий из полиэтилентерефталата, ПВН, ПНД. Инициатор проекта - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области. Планируемое местоположение: Томская область, г. Томск, ул. Демьяна Бедного, 18/2. Планируемая мощность объекта - 4000 тонн в год.
Предполагаемые технологические решения на перспективных и реконструируемых объектах обращения с ТКО приведены в Приложении 19 к территориальной схеме.
Конкретные технологические решения в части строительства / реконструкции / рекультивации объектов обращения с отходами будут предусмотрены на этапе подготовки и согласования проектно-технической документации при условии выполнения запланированных целевых показателей, установленных территориальной схемой, и соответствия наилучшим доступным технологиям.
8.3. Обоснование поэтапного внедрения системы раздельного накопления отходов и перечень планируемых мероприятий, направленных на ее развитие
Максимальный процент отбора утильных компонентов из твердых коммунальных отходов возможен при организации их раздельного накопления и внедрении системы пунктов приема вторичных ресурсов (как стационарных, так и передвижных).
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержден постановлением Администрации Томской области от 23.10.2018 N 411а.
Раздельное накопление твердых коммунальных отходов предполагает накопление различных видов отходов в различных контейнерах, предназначенных для их накопления. Раздельное накопление отходов может осуществляться путем использования большого количества различных контейнеров для отдельного накопления стекла (в том числе, по цветам), пластика, бумаги и прочих фракций либо путем использования двух различных контейнеров ("дуальная" система). Принцип системы заключается в разделении отходов на стадии накопления на две составляющие: полезные вторичные компоненты, пригодные для повторного использования (полимерные отходы, бумага, металл, стекло и пр.) и прочие отходы (пищевые и растительные отходы, смет от уборки дворовой территории). Таким образом не происходит смешивание и загрязнение ценных компонентов пищевыми отходами, вторсырье, собираемое отдельно, остается более высокого качества, чем смешанное.
Территориальной схемой предлагается поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов.
На первом этапе рекомендуется внедрение селективного сбора на территориях крупных городов. На втором этапе, после того как у населения выработается практика раздельного накопления, а также по мере того, как будут реализовываться мероприятия, предусмотренные таблицей 8.1, необходимо внедрение раздельного накопления на большей территории, с привлечением управляющих компаний, при условии экономической целесообразности и достаточности мощностей обрабатывающих предприятий.
Для внедрения системы раздельного накопления отходов отходы вторичного использования целесообразно складировать в емкости, указанные Порядке накопления твердых коммунальных отходов, утвержденном постановлением Администрации Томской области, имеющие специальную маркировку.
Двухконтейнерная система накопления твердых коммунальных отходов имеет следующие преимущества:
уменьшение необходимой площади земельного участка для организации контейнерной площадки;
снижение затрат на обустройство контейнерной площадки;
снижение затрат на приобретение и обслуживание контейнерного парка;
снижение затрат на транспортирование отходов за счет сокращения количества транспортных средств и логистических маршрутов для сбора отходов.
С учетом существующих технологических возможностей по сортировке отходов двухконтейнерная система раздельного накопления отходов экономически более эффективна, чем многоконтейнерная система накопления отходов.
Внедрение раздельного накопления твердых коммунальных отходов целесообразно осуществлять поэтапно, с использованием "пилотных" территорий.
Предполагаемые сроки и территории для организации централизованной системы раздельного накопление с учетом экономической целесообразности и сроков формирования мощностей обрабатывающих предприятий представлены в таблице 8.2.
Таблица 8.2. Предполагаемые сроки и территории для перехода к централизованной системе раздельного накопления
Муниципальное образование |
Населенный пункт |
Год внедрения раздельного накопления |
городской округ Томск |
все населенные пункты |
2025 |
ЗАТО Северск |
все населенные пункты |
2025 |
Томский район |
все населенные пункты |
2025 |
городской округ Стрежевой |
город Стрежевой |
2026 |
Парабельский район |
с. Парабель |
2028 |
Колпашевский район |
г. Колпашево |
2028 |
Колпашевский район |
с. Тогур |
2028 |
Чаинский район |
с. Подгорное |
2028 |
Молчановский район |
с. Молчаново |
2028 |
Кривошеинский район |
с. Кривошеино |
2028 |
Верхнекетский район |
рп. Белый Яр |
2028 |
Кожевниковский район |
с. Кожевниково |
2028 |
Бакчарский район |
с. Бакчар |
2028 |
Шегарский район |
с. Мельниково |
2028 |
Асиновский район |
г. Асино |
2028 |
Зырянский район |
с. Зырянское |
2028 |
Первомайский район |
с. Первомайское |
2028 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.