Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 19 октября 2022 года информацию Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева о состоянии правопорядка и результатах борьбы с преступностью в Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева о состоянии правопорядка и результатах борьбы с преступностью в Российской Федерации.
2. Одобрить деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - Министерство) по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в Российской Федерации.
3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации, представленное исполняющей обязанности Председателя Счетной палаты Российской Федерации Г.С. Изотовой в материалах к "правительственному часу", о наличии ряда недостатков, выявленных в ходе работы Министерства при реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности":
необходимость повышения эффективности использования выделяемых федеральных ресурсов для решения возложенных на Министерство задач;
недостижение показателя укомплектованности органов Министерства личным составом;
необходимость совершенствования системы предоставления жилищных субсидий сотрудникам органов Министерства при длительном незаселении в жилые помещения, предназначенные очередникам, состоящим на учете для получения квартиры по договору социального найма.
4. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:
при подготовке и рассмотрении проектов федеральных законов о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период уделять приоритетное внимание вопросам финансирования государственных программ в области борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка, повышения престижа службы в органах внутренних дел и социальной защищенности сотрудников (работников) и ветеранов органов Министерства;
в целях оперативного розыска без вести пропавших лиц, профилактики тяжких и особо тяжких преступлений проработать вопрос законодательного закрепления обязанности операторов связи по модернизации своих сетей и предоставлению полиции максимально точных данных о местоположении заблудившихся и без вести пропавших лиц;
проработать предложения о внесении в уголовное законодательство Российской Федерации изменений в части дополнения перечня преступлений, за совершение которых предусмотрена конфискация имущества, преступлениями в сфере компьютерной информации.
5. Рекомендовать Министерству внутренних дел Российской Федерации:
1) уделить приоритетное внимание:
обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью в новых субъектах Российской Федерации - Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области;
решению комплекса организационных, кадровых, материально-технических, финансовых и иных задач, связанных с созданием и развитием органов внутренних дел на территориях новых субъектов Российской Федерации - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, укреплению органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации, граничащих с территорией Украины;
усилению в рамках компетенции борьбы с преступностью террористического характера, экстремистской направленности, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в местах массового пребывания людей, решению комплекса задач в миграционной сфере, выявлению и пресечению случаев дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и органов при проведении специальной военной операции, выявлению источников распространения подобной информации;
принятию мер по сокращению некомплекта личного состава в органах системы Министерства, предотвращению нарушений законности при осуществлении должностных полномочий, профилактике коррупционных проявлений среди сотрудников, совершенствованию морального и материального стимулирования сотрудников по добросовестному исполнению служебных обязанностей;
2) в целях защиты прав граждан принять действенные меры по повышению уровня раскрываемости преступлений, обеспечению возмещения материального ущерба от преступлений, прежде всего краж, мошенничества в кредитно-финансовой сфере с использованием информационных технологий, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", мобильной связи, продолжить работу по недопущению правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения;
3) принять дополнительные координирующие меры по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", по борьбе с преступностью экстремистской направленности. При этом необходимо уделять особое внимание проведению среди населения, прежде всего студентов и обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, профилактических мероприятий, направленных на противодействие распространению экстремистских идей, ускорить работу с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по формированию единых подходов к деятельности по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации экстремистской литературы и иных экстремистских материалов;
4) с использованием потенциала Государственного антинаркотического комитета повысить эффективность координации работы и межведомственного взаимодействия государственных органов в сфере противодействия наркопреступности и профилактики незаконного потребления наркотических средств. Необходимо уделять особое внимание противодействию пропаганде наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе осуществляемой иностранными гражданами, интернет-торговле наркотическими средствами в "даркнете", пресечению каналов контрабандных поставок наркотических средств из-за рубежа;
проработать предложения об установлении уголовной ответственности за повторное привлечение к ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ;
изготавливать и размещать в популярных у молодежи социальных сетях патриотический контент;
5) проанализировать правоприменительную практику, связанную с противодействием преступлениям в сфере экономики и защитой российской экономики от преступных посягательств в условиях санкционного давления западных государств, и по результатам этого анализа принять дополнительные меры, направленные на выявление и пресечение новых форм экономической преступности, обеспечив при этом соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
во взаимодействии с Министерством финансов Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации проработать дополнительные механизмы и меры эффективного воспрепятствования преднамеренному банкротству хозяйствующих субъектов в целях хищения бюджетных денежных средств;
усилить ведомственный контроль за проведением административных расследований в отношении хозяйствующих субъектов и их учредителей (участников) по правонарушениям, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;
уделить особое внимание законности и основаниям проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении предпринимателей, учредителей (участников) юридических лиц в рамках осуществления ими предпринимательской деятельности, в том числе в сфере информационных технологий, по вопросам, связанным с принудительной передачей иным лицам интеллектуальных прав и иного имущества, а также с принуждением предпринимателей к сделкам слияния и поглощения;
обеспечить эффективное взаимодействие с уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации по вопросам недопущения нарушения прав хозяйствующих субъектов органами внутренних дел в целях оперативного решения вопросов снижения административного давления на бизнес в субъектах Российской Федерации;
совместно со Следственным комитетом Российской Федерации проработать вопрос закрепления на законодательном уровне понятия "субъект предпринимательской деятельности" для использования при применении части первой 1 статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
совместно с Центральным банком Российской Федерации (Банком России), Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, операторами связи, компаниями, осуществляющими интернет-торговлю, кредитными организациями принять дополнительные меры по противодействию новым формам хищения денежных средств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе оформлению и получению за вознаграждение кредита на подставных лиц при одновременном переводе денежных средств третьей стороне, а также по своевременному возмещению ущерба потерпевшим;
совместно с Центральным банком Российской Федерации (Банком России), Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реализовать комплекс мер по разъяснительной работе с населением, включающий информирование о новых мерах защиты при получении гражданами онлайн-кредитов, недопущение утечек персональных данных из организаций как банковского сектора, так и сферы оказания услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предложения по ужесточению порядка продажи сим-карт;
6) при профилактике правонарушений максимально полно использовать возможности Правительственной комиссии по профилактике правонарушений:
продолжить работу по совершенствованию нормативных правовых актов, направленных на повышение действенности мер профилактики преступлений и административных правонарушений;
совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации более активно привлекать к охране правопорядка и профилактике правонарушений народных дружинников, добровольцев (волонтеров);
принимать меры по развитию в каждом субъекте Российской Федерации системы медицинских и специальных социальных учреждений для содержания лиц, утративших способность самостоятельно передвигаться в результате алкогольного, наркотического и иного опьянения;
разработать законодательные предложения по обеспечению соблюдения тишины на улицах и в других общественных местах, в том числе по ограничению шума, производимого транспортными средствами;
во взаимодействии с Федеральной службой исполнения наказаний реализовать комплекс мер, направленных на снижение количества рецидивов преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы;
7) в целях повышения эффективности реализации миграционной политики:
реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование системы предупреждения и профилактики преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, этнической преступности, недопущение возникновения в городах этнических анклавов;
проанализировать эффективность Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и подготовить предложения по ее совершенствованию;
рассмотреть вопрос о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение возможности использования фиктивных браков при осуществлении миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства;
во взаимодействии с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации принять дополнительные меры по совершенствованию механизмов квотирования рабочих мест, предназначенных для трудовых мигрантов государств - участников Содружества Независимых Государств, первоочередного привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, в том числе являющихся соотечественниками, проживающими за рубежом, повышения эффективности контроля за нарушениями в сфере миграции.
6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) учесть высказанные замечания и предложения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации при корректировке и реализации государственных программ Российской Федерации, направленных на обеспечение правопорядка и борьбу с преступностью;
принять меры, направленные на социальную защищенность сотрудников (работников) Министерства, в части дополнительного выделения бюджетных средств на обеспечение сотрудников органов внутренних дел служебным жильем, предоставление сотрудникам (работникам), ветеранам органов внутренних дел жилья или единовременных социальных выплат на его приобретение;
проработать предложения Министерства о выделении дополнительной штатной численности с объемами соответствующих бюджетных ассигнований для формирования органов Министерства на территориях новых субъектов Российской Федерации - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
2) продолжить работу по совершенствованию нормативных правовых актов, направленных на противодействие экстремизму, профилактику правонарушений, регулирование деятельности органов внутренних дел, в том числе:
предусмотреть внесение изменений в законодательство о градостроительной деятельности, регламентирующих при реализации проектов комплексного развития территорий обязательное размещение объектов органов внутренних дел (помещений опорных пунктов охраны правопорядка, помещений для участковых уполномоченных полиции), решение вопросов, связанных с дорожной инфраструктурой, в интересах защиты граждан и охраны правопорядка;
реализовать профилактические мероприятия, направленные на защиту населения от угроз, возникающих вследствие алкогольного опьянения, а также рассмотреть вопросы законодательного ограничения оборота (продажи) вейпов, различных курительных смесей;
продолжить работу по профилактике и пресечению противоправных действий в отношении граждан Российской Федерации, прежде всего в отношении социально уязвимых (незащищенных) категорий граждан из числа пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних, рассмотреть вопрос о необходимости усиления уголовной ответственности за преступления в сфере "социального мошенничества";
совместно с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации проработать вопрос о внесении в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменений, регламентирующих возможность блокирования расходных операций по счетам физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на срок до десяти суток, порядок направления и исполнения запросов правоохранительных органов в целях совершенствования раскрытия и расследования преступлений, совершенных с применением информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации, а также возможность использования электронных носителей информации и направления уведомлений и копий процессуальных документов в электронном виде;
3) активизировать работу по максимально возможному вынесению миграционных процедур (медицинского освидетельствования, проверки уровня владения русским языком иностранным гражданином, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации, оформления разрешительных документов) за пределы территории Российской Федерации;
4) ускорить внедрение единой государственной информационной системы проверки сведений об абонентах связи, предусмотрев при этом механизмы защиты от рисков раскрытия персональных данных, меры поддержки операторов мобильной связи в целях снижения финансовой нагрузки, связанной с содержанием инфраструктуры хранения и обработки данных абонентов, разработать меры государственной поддержки российских лабораторий и центров киберкриминалистики.
7. Поручить Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции:
осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления;
совместно с Комитетом Государственной Думы по охране здоровья во взаимодействии с Министерством, Министерством здравоохранения Российской Федерации в целях профилактики тяжких и особо тяжких преступлений проработать вопросы ранней профилактики деструктивных явлений в молодежной среде и установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению. При необходимости подготовить предложения по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации;
совместно с Комитетом Государственной Думы по молодежной политике во взаимодействии с Министерством, Федеральным агентством по делам молодежи проработать предложения по законодательному обеспечению повышения престижа службы в органах внутренних дел, мотивированию молодежи к поступлению в образовательные учреждения системы Министерства.
8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период работы осенней сессии Государственной Думы 2023 года.
9. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации.
10. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
23 ноября 2022 г.
N 2458-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 ноября 2022 г. N 2458-8 ГД "Об информации Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева о состоянии правопорядка и результатах борьбы с преступностью в Российской Федерации"
Вступает в силу с 23 ноября 2022 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 28 ноября 2022 г. N 48 ст. 8422