Роль министров финансов в проведении экономических реформ в России XIX в.
Успешная деятельность министров финансов в проведении реформ XIX в. была обусловлена состоянием экономики России. В XVIII в. при Екатерине II расходы двора и армии многократно увеличились, отрицательно воздействовали на экономику страны войны и резкие изменения во внешнеторговой политике. Финансовые и государственные преобразования в конце XVIII - начале XIX в., во время царствования Павла I (1796-1801), были нацелены на изменение прежних порядков и вначале имели прогрессивные черты. Так, для поддержания русских предпринимателей был установлен протекционистский тариф, приостановлена начатая при Екатерине II перечеканка монеты. Меры по укреплению новых денег были исторически важными, ибо это вводило русский рубль в разряд монет, обращавшихся в Западной Европе, упрощало таможенные расчеты и внешнеторговые операции.
В царствование Александра I экономическая политика приобрела новые черты, изменилась система управления. В 1802 г. было учреждено Министерство финансов, которое возглавил Алексей Иванович Васильев. Александр I отменил запрет на вывоз сельхозсырья, установленный Павлом I при введении тарифа 1797 г. Это наступление на протекционистский тариф вызвало беспокойство среди русских предпринимателей. Обострилась борьба между сторонниками свободного рынка и протекционизма, приверженцы которого считали, что Россия могла бы встать на путь отмены таможенных пошлин только в том случае, если конкуренция иностранной промышленности уже не была бы страшна ей. Но политика экономического либерализма проводилась в жизнь царским правительством в лице просвещенных чиновников высшего класса и, в первую очередь, министрами финансов. Труды и практическая деятельность Е.Ф. Канкрина, М.Х. Рейтерна, И.А. Вышеградского и других способствовали стремительному экономическому росту страны, развитию науки, культуры и образования.
Большое влияние на деятельность Министерства финансов в области реформирования экономики оказал Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).
Незаурядный ум и выдающиеся способности позволили ему в 1803 г. занять пост директора департамента Министерства внутренних дел. В 1809 г. М.М. Сперанскому было поручено составить общий проект государственных преобразований, который и был представлен. Он является составителем "Плана финансов" (1810), в котором наиболее полно были изложены финансово-экономические проблемы России. М.М. Сперанский сосредоточил внимание на совершенствовании управления государством и укреплении денежной системы. Он одним из первых выступил с обоснованием создания центрального банка и развертывания кредитных операций. Его план предусматривал такую организацию банка, которая освобождала бы банк от чрезмерной зависимости от правительства.
М.М. Сперанский, назначенный секретарем Государственного совета, энергично приступил к реорганизации министерств, изменению их структуры и функций.
В 30-х годах М.М. Сперанский активно участвовал в деятельности Министерства финансов, которое возглавлял Е.Ф. Канкрин, занимался проблемами финансов и денежного обращения. Весной 1831 г. М.М. Сперанский составил проект совершенствования денежного обращения "Мысли о новых билетах казначейства" и направил его министру финансов Е.Ф. Канкрину. Е.Ф. Канкрин руководствовался теоретическими взглядами М.М. Сперанского. Работа М.М. Сперанского "Записка о монетном обращении" была также направлена министру финансов, а позже издана с замечаниями министра финансов Е.Ф. Канкрина.
Во второй четверти XIX в. роль Министерства финансов в проведении экономических реформ значительно возросла. Развитие промышленности и торговли требовало совершенствования денежной системы и создания банков. Егор Францевич Канкрин (1774-1845) был назначен министром финансов в 1823 г. при Александре I и оставался на этом посту при Николае I до 1844 г. Наряду с практической деятельностью министра финансов Е.Ф. Канкрин отдал много сил развитию экономической теории. Его концепция изложена в работах "Экономия человеческих обществ и состояние финансов", "Краткое обозрение российских финансов", "Очерки политической экономии и финансии", "Обзор примечательных действий по финансовой части в течение последних 20 лет". Министерство финансов под руководством Е.Ф. Канкрина играло главную роль в реформировании экономики страны и предприняло решительные меры по укреплению финансовой системы, подняло курс рубля после беспримерного падения.
Е.Ф. Канкрин усовершенствовал финансовую и государственную отчетность.
Благодаря строгому контролю над расходами, использованию откупной системы и четкой таможенной политике он существенно улучшил финансовое положение России.
Е.Ф. Канкрин добивался увеличения доходных статей бюджета за счет повышения прямых и косвенных налогов, а также восстановления питейных откупов. Главная заслуга Е.Ф. Канкрина состоит в том, что он ликвидировал дефицит бюджета. Этому способствовала проводившаяся им таможенная политика, которая нацеливала отечественную промышленность на улучшение качества производимой продукции.
Проведенная Е.Ф. Канкриным гильдейская реформа позволила расширить иностранную торговлю. Эта реформа несколько ограничивала тенденции к монополизации торговли купцами первой гильдии и расширяла права среднего городского купечества. В то же время купечество третьей гильдии было поставлено в определенные рамки по объему торговых операций. Расширение предпринимательства им разрешалось только при условии перехода в более высокую гильдию и уплаты высоких налогов и сборов. Бюджет получил выгоды от мелкой торговли крестьян. Реформа, осуществленная Е.Ф. Канкриным, разрешала мелкую торговлю, установив низкие 5-й и 6-й разряды, при условии, что мелкие торговцы будут платить пошлины.
Важным достижением Министерства финансов была проведенная в 1839-1843 гг. денежная реформа. Главным в реформе Е.Ф. Канкрина была необходимость придать деньгам фактическую прочность путем обеспечения их размена. Для этого был заранее создан металлический фонд. В течение четырех лет необходимый запас в золоте и серебре был создан путем скупки золотой и серебряной монеты, а также слитков драгоценных металлов.
Для приема от населения золота и серебра в обмен на депозитные билеты была открыта депозитная касса. Выпуск депозитных билетов, обеспеченных серебром рубль за рубль, начался еще в 1839 г. Это было важной вехой в денежной реформе Е.Ф. Канкрина.
Депозитные билеты, в свою очередь, при предъявлении немедленно подлежали обмену на металл. Создание депозитной кассы оправдало полностью надежды на создание легко подвижных знаков, разменных на золото и серебро. В результате уже через год в коммерческом банке образовался фонд до 38 млн руб. и быстро продолжался его рост. Таким образом был создан разменный фонд для будущих бумажных денег без всяких затрат.
Завершающим этапом реформы явился обмен всех ассигнаций на кредитные билеты, которые разменивались на звонкую монету при предъявлении. Процесс изъятия ассигнаций из обращения и обмена их на кредитные билеты шел весьма успешно. Введение денег в виде кредитных билетов, которые имели хождение наравне с серебром, было довольно выгодным: они освобождали серебро, громоздкое в обращении, к тому же звонкая монета сильно стирается.
Реформа Е. Ф. Канкрина полностью себя оправдала: денежная система была укреплена. Экономическая политика, проводившаяся министром финансов Е.Ф. Канкриным в 30-40-е годы, принесла заметные результаты.
Таким образом, основная деятельность Е.Ф. Канкрина в должности министра финансов, направленная на укрепление денежной системы и ликвидацию дефицита бюджета, неизбежно сопровождалась жесткой экономией во всех областях хозяйства.
В третьей четверти XIX в. Министерство финансов играло важную роль во всех преобразованиях в России. Экономические условия во время царствования Александра II характеризовались переходом к новым рыночным отношениям. Крепостное право было отменено, смена формы собственности на землю создала условия для ускоренного появления российских предпринимателей в торговле, производстве, строительстве железных дорог. Министерство финансов после Е.Ф. Канкрина с 1844 г. возглавлял Ф.М. Вронченко, который на пост министра был назначен за большую выслугу лет (он проработал в Министерстве финансов 34 года). Весной 1853 г. должность министра финансов занял П.Ф. Брок.
В конце 40-х годов положение в стране изменилось. Неурожаи 1844, 1845 и 1847 гг. привели к тому, что значительно увеличились недоимки в казну.
Особенно ухудшилось финансовое положение в связи с возросшими расходами в годы Крымской войны. Значительно возрос внутренний и внешний государственный долг. Инфляция, начавшаяся в период Крымской войны, затянулась на ряд десятилетий. Но выдержать все эти испытания финансовая система России смогла лишь благодаря порядку, установленному министром финансов Е.Ф. Канкриным.
Крестьянская реформа 1861 г. и последовавшие за ней реформы 1863-1874 гг. в области местного управления, суда, образования, а также в военном деле и финансах знаменовали переход России к новой цивилизации. Среди прогрессивно мыслящих людей сложился кружок молодых реформаторов. К этому кружку относился и будущий министр Михаил Христофорович Рейтерн.
Служебную деятельность он начал в Министерстве юстиции и Морском министерстве. Разделял взгляды молодых реформаторов, которые ратовали за либерализацию экономической политики и ломку крепостнических устоев в стране. В 1862 г. М.Х. Рейтерн возглавил Министерство финансов и выступил как сторонник экономического либерализма, но позже его позиция изменилась. Экономическая реформа сопровождалась финансовыми нарушениями, поэтому он развернул свою программу в сторону государственного регулирования.
М.Х. Рейтерн обновил все управление финансами в соответствии с реформаторскими преобразованиями. Его программа капиталистической индустриализации страны предшествовала реформам С.Ю. Витте, имевшим ту же направленность, но нацеленным на экономическую сторону проблемы. Министерство финансов подготовило экономическую программу. М.Х. Рейтерн изложил свою концепцию в "Программной записке министра финансов Михаила Христофоровича Рейтерна". В 60-70-х годах XIX в., хотя и издавалось множество официальных документов, не существовало правительственной экономической программы. Поэтому долгосрочная ведомственная программа М.Х. Рейтерна, направленная на улучшение финансового и экономического положения России, представляла особый интерес. Она включала: устранение неразменных бумажных денег, как главной помехи развития экономики и препятствия притоку иностранных капиталов; улучшение торгового баланса путем сокращения заграничных расходов и правительственных заказов, а также сокращения ввоза иностранных товаров; расширение сети железных дорог в стране; прекращение постройки железных дорог за счет государственных средств и передачу этого дела в частные руки; сокращение сметных расходов и восстановление сбалансированности бюджета.
Таким образом, Министерство финансов контролировало направленность всей экономической политики России (кроме аграрной).
М.Х. Рейтерн был автором реформ, наметивших коренной поворот в экономической политике после 1861 г. Лучшее средство для увеличения государственных доходов он видел в развитии производительных сил страны, но этому мешали огромные расстояния и отсутствие частного кредита. Для преодоления этого М.Х. Рейтерн предложил ускоренное развертывание железнодорожной сети по всей стране. М.Х. Рейтерн был хорошо известен за границей, поэтому уже через два дня после его назначения в Министерстве финансов появились иностранные банкиры с предложениями займов. При М.Х. Рейтерне было построено около 20 тысяч верст железных дорог, что расширило хлебную торговлю и производство.
Много внимания министр финансов уделял развитию частного банковского дела: был открыт первый частный банк краткосрочного кредита, организовано Общество взаимного кредита, первый акционерный банк краткосрочного кредита, создана сеть коммерческих банков и частных земельных банков.
Итог своей государственной деятельности М.Х. Рейтерн подвел в "Финансовом духовном завещании" (1877), в котором правдиво отразил положение дел в стране.
М.Х. Рейтерн одним из первых увидел и вскрыл отрицательные стороны проводимых в стране реформ. Быстрое создание класса богатых предпринимателей, железнодорожные концессии и банковские операции породили массу злоупотреблений и биржевую игру.
Указывая на отрицательные стороны рынка, М.Х. Рейтерн заметил, что в условиях всеобщего развития частного предпринимательства вместе с действительно полезными предприятиями появляются фиктивные по своей сути.
Заслугой Министерства финансов при М.Х. Рейтерне является ликвидация бюджетного дефицита. Он добивался этого на протяжении ряда лет и использовал целую систему экономических мер: совершенствование налогообложения в стране и сокращение военных расходов. С 1872 г. М.Х. Рейтерн стал сводить бюджет с небольшим превышением доходов над расходами, почти не прибегая к помощи бюджетного финансирования.
Конец 60-х-начало 70-х годов ознаменовались развитием частной предприимчивости и биржевой деятельности. Возникло множество частных банков, строительных и других акционерных обществ, что вызвало огромное увеличение доходов и повышение цен на недвижимость.
Ухудшение финансового положения в стране в конце 70-х годов XIX в. было связано с неурожаем и зарубежными рынками: в 1862-1863 гг. иностранные инвесторы опасались вкладывать капитал в Россию, так как пореформенное время было неустойчивым. Но через три-четыре года после реформ их сомнения развеялись, и 1866 г. стал поворотным во взглядах Европы на финансовую будущность России. Целое десятилетие (1865-1875) шел обильный приток иностранного капитала.
Однако неурожай 1875 г. и война с Турцией 1877-1878 гг. пагубно повлияли на финансы России, уничтожили все достигнутое М.Х. Рейтерном.
Последняя четверть XIX в. была периодом подготовки к принципиальному изменению государственного строя. В царствование императора Александра III сменилось четыре министра. Среди них наибольший интересе представляет С.Ю. Витте, чья деятельность была очень разносторонней.
В 1892 г. он был назначен министром финансов. С.Ю. Витте принял меры по укреплению денежной системы страны, провел денежную реформу, осуществил введение золотого рубля.
С.Ю. Витте совершенствовал деятельность Министерства финансов: были повышены все оклады, отменены все льготы за службу в отдаленных районах (в Амурском и Приморском) и пожизненные амурские пенсии.
Большое значение уделялось введению в обращение именно золота, потому что, во-первых, в металлическом обращении видели главное условие устойчивого денежного обращения; во-вторых, только при золотом обращении количество денег способно само регулироваться в соответствии с потребностями товарооборота; в-третьих, С.Ю. Витте справедливо считал золотое обращение необходимой основой для возможной в будущем бумажно-денежной инфляции и в случае войн.
Он использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов, необходимых для проведения индустриализации. При нем доходы от железных дорог вытесняют таможенные пошлины и питейный акциз. Торговлю с другими государствами, займы, иностранные концессии С.Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности.
В ноябре 1892 г. С.Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Это строительство он связывал с освоением огромной территории, развитием связей европейской части России с Сибирью.
Денежная реформа С.Ю. Витте была проведена без каких-либо потрясений.
Она началась со стабилизации курса кредитного рубля на уровне 7 руб. 50 коп. за 5 руб. золотом, а затем была проведена формальная девальвация кредитного рубля. В январе 1897 г. законом "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" возобновилась чеканка монет 15 руб. (империал) и 7 руб. 50 коп. (полуимпериал). В конце года вместо этих монет стали чеканить пяти- и десятирублевые, содержание золота в которых было уменьшено на треть.
В ноябре 1897 г. бумажные деньги были возвращены в обращение наравне с золотой монетой. Реформа С.Ю. Витте дала стране устойчивую денежную единицу и способствовала экономическому подъему двух последующих десятилетий.
В целом финансовая политика России при министре финансов С.Ю. Витте отражала гибкость автократического государства, выступавшего стражем фискальных интересов страны, гарантом свободы конкуренции и защитником крупной промышленности и крестьянства. Главной задачей он считал создание независимой национальной промышленности, что не мешало ему широко привлекать иностранный капитал для финансирования промышленности.
Укрепление позиций монополистического капитала в последнее десятилетие XIX в. и начале XX в., обострение противоречий между бедностью и богатством явились мощным толчком к глобальным революционным преобразованиям в стране.
Т.Г. Семенкова,
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
"Бухгалтерский учет", N 13, июль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.