Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия
Первый вариант взаимодействия возникает при параллельном ведении обоих видов учета. Общими для обоих видов учета будут лишь первичные документы организации, а взаимодействие двух систем учета сведется к минимуму: данные бухгалтерского учета становятся вообще ненужными для налогового учета, а бухгалтерский учет использует из налогового учета только данные о начисленном налоге на прибыль. При этом на предприятии в структуре финансово-бухгалтерской службы может быть создано специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового учета, либо за этот участок работы будут отвечать специалисты бухгалтерской службы. Как нам кажется, приведенный вариант взаимодействия двух систем учета в целом нерационален уже потому, что в любом случае реализация на практике такого варианта неизбежно приведет к росту накладных расходов предприятия. При втором варианте взаимодействия предприятию следует пойти по пути максимального сближения двух систем учета. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета. Инструментом такого сближения должна стать учетная политика организации, состоящая из двух взаимоувязанных частей - бухгалтерской и налоговой учетной политики. Но, кроме методологической основы, существует также ряд организационных вопросов, без решения которых, на наш взгляд, не удастся обеспечить сближение двух систем учета. К ним относятся и организация рационального документооборота в структуре финансово-бухгалтерской службы, и автоматизация учетных работ, и разумное использование трудовых ресурсов. Но одним из главных организационных вопросов, по нашему мнению, является вопрос выбора регистров бухгалтерского и налогового учета.
Однако прежде чем говорить о разработке методологической и организационной основы, обеспечивающей рациональное функционирование двух видов учета, определим, на каких принципах может базироваться такое взаимодействие (табл.1).
Из таблицы видно, что принципы, заложенные в самом определении налогового учета, его объектов, целей и регистров, имеют "бухгалтерские корни". В налоговом законодательстве отсутствует определение понятия "учетная политика для целей налогообложения", а подходы к ее формированию представлены достаточно разрозненно в ряде статей НК РФ (ст.167, 313, 314). Учитывая имеющуюся между бухгалтерским и налоговым учетом преемственность, предлагаем считать, что учетная политика для целей налогообложения может основываться на тех же принципах, что и учетная политика, применяемая в бухгалтерском учете.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету (п.8 ПБУ 1/98). Налоговое законодательство также содержит ряд норм, позволяющих организации при формировании налоговой учетной политики производить выбор из нескольких альтернативных вариантов (гл.21, 25 НК РФ).
Рассмотрим некоторые вариантные (либо для бухгалтерского, либо для налогового учета) способы, предусмотренные бухгалтерским и налоговым законодательством (табл.2). При этом необходимо обратить внимание на совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, так как с их помощью можно обеспечить максимальное сближение двух систем учета. Однако, выбирая совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, следует обращать внимание на имеющиеся различия в содержании определений активов организации (основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов), приведенных соответственно в положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01, ПБУ 14/2000, ПБУ 5/01) и гл.25 НК РФ. Кроме того, далеко не тождественно определяется в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов, а также существенно отличаются друг от друга понятия "прямые затраты (расходы)" и "косвенные затраты (расходы)", используемые в обеих системах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предлагаемые налоговым законодательством.
Таблица 1
Бухгалтерский учет | Налоговый учет |
Определение | |
Упорядоченная система сбора, ре- гистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерыв- ного и документального учета всех хозяйственных операций |
Система обобщения информации для определения налоговой базы по на- логу на основе данных первичных документов, сгруппированных в со- ответствии с порядком, предусмот- ренным НК РФ |
Объекты | |
Имущество организаций Обязательства организаций Хозяйственные операции, осуществля- емые организациями в процессе их деятельности |
Хозяйственные операции, осуществ- ленные налогоплательщиком в тече- ние отчетного (налогового) перио- да |
Цели и задачи | |
Формирование полной и достоверной информации о деятельности организа- ции и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользовате- лям бухгалтерской отчетности - руко- водителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности |
Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйствен- ных операций, осуществленных нало- гоплательщиком в течение отчетно- го (налогового) периода |
Обеспечение информацией, необходи- мой внутренним и внешним пользовате- лям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законода- тельства РФ при осуществлении орга- низацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движе- нием имущества и обязательств, ис- пользованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответст- вии с утвержденными нормами, норма- тивами и сметами |
Обеспечение информацией внутрен- них и внешних пользователей для контроля за правильностью, полно- той и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога |
Предотвращение отрицательных ре- зультатов хозяйственной деятельнос- ти организации и выявление внутрихо- зяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости |
|
Регистры учета | |
Предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных доку- ментах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерс- кой отчетности |
Предназначены для систематизации и накопления информации, содержа- щейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета, для отражения в расчете налоговой базы |
Ведутся в специальных книгах (жур- налах), на отдельных листах и кар- точках, в виде машинограмм, получен- ных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лен- тах, дисках, дискетах и иных машин- ных носителях |
Ведутся в виде специальных фор на бумажных носителях, в электрон ном виде и (или) любых машинных но сителях |
Формы регистров разрабатываются ор- ганизациями при соблюдении ими об- щих методологических принципов бух- галтерского учета |
Формы регистров и порядок отраже- ния в них аналитических данных на- логового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения |
Хозяйственные операции должны отра- жаться в регистрах в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтер- ского учета |
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом поряд- ке объектов учета для целей нало- гообложения |
Правильность отражения хозяйствен- ных операций в регистрах обеспечива- ют лица, составившие и подписавшие их |
Правильность отражения хозяйст- венных операций в регистрах обес- печивают лица, составившие и под- писавшие их |
При хранении регистров должна обес- печиваться их защита от несанкциони- рованных исправлений |
При хранении регистров должна обеспечиваться их защита от несан- кционированных исправлений |
Исправление ошибки в регистре долж- но быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления |
Исправление ошибки в регистре дол- жно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления |
Содержание регистров и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получив- шие доступ к информации, содержа- щейся в регистрах и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответствен- ность, установленную законодательст- вом Российской Федерации |
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных до- кументов) является налоговой тай- ной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, уста- новленную НК РФ |
Так, при рассмотрении порядка оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции и остатков отгруженной, но нереализованной продукции (работ, услуг) для целей налогового учета, изложенного в ст.319 НК РФ (см. табл.2), следует учесть следующие моменты.
Во-первых, конкретный, понятный и, главное, экономически обоснованный алгоритм распределения сумм прямых расходов на остатки незавершенного производства отсутствует и в новой редакции гл.25 НК РФ, представленной Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Во-вторых, деление затрат (расходов) на "прямые" и "косвенные", используемое в бухгалтерском и налоговом учете, не позволяет дать "налоговое" толкование методу плановой (нормативной) себестоимости. Таким образом, применение способов оценки остатков незавершенного производства для целей налогового учета на практике весьма проблематично. В налоговом учете также не могут быть использованы способы оценки остатков готовой продукции и остатков отгруженной, но нереализованной продукции (работ, услуг), предусмотренные соответственно п.2 и 3 ст.319 НК РФ, так как их применение возможно лишь в том случае, когда уже известна сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам незавершенного производства. В то же время согласно НК РФ налоги (в том числе и налог на прибыль организаций, целям определения которого служат положения гл.25 НК РФ) "должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными" (п.3 ст.3 НК РФ), а "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах... толкуются в пользу налогоплательщика..." (п.7 ст.3 НК РФ). Следовательно, организация, оценивая остатки незавершенного производства, готовой продукции и отгруженной, но нереализованной продукции (работ, услуг) для целей налогового учета, вправе, по нашему мнению, применять способы, используемые ею в бухгалтерском учете, в соответствии с тем, что положения НК РФ, определяющие указанные способы оценки, являются неясными и вызывают сомнения в возможности их применения на практике.
Таблица 2
Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||
Вариант | Основание | Вариант | Основа- ние |
1 | 2 | 3 | 4 |
Способ (метод) начисления амортизации объектов основных средств | |||
Линейный способ Способ уменьшаемого остатка Способ списания стои- мости по сумме чисел лет срока полезного ис- пользования Способ списания стои- мости пропорционально объему продукции (ра- бот) Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов ос- новных средств произво- дится в течение всего срока полезного исполь- зования объектов, вхо- дящих в эту группу |
п.18 ПБУ 6/01 | Линейный метод Нелинейный метод (кро- ме объектов основных средств, входящих в 8-10 амортизационные группы) Выбранный метод начис- ления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту основных средств. Начисление амортизации в отношении объекта основных средств осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определен- ной для данного объекта исходя из его срока по- лезного использования |
п.1-5 ст.259 НК РФ |
Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств | |||
Сразу включаются в се- бестоимость продукции, товаров, работ, услуг Предварительно учиты- ваются в составе расхо- дов будущих периодов, а затем равномерно вклю- чаются в себестоимость продукции, товаров, ра- бот, услуг в течение определенного периода времени (квартал, полу- годие, год) Учитываются в составе предстоящих расходов, образуя при этом ремон- тный фонд |
п.26, 27 ПБУ 6/01 План счетов п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бух- галтерской от- четности в Российской Фе- дерации |
Признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налого- вом) периоде, в котором они были осуществлены Учитываются в составе резерва предстоящих расходов на их ремонт |
п.1, 3 ст.260, п.2 ст.324 НК РФ |
При выборе какого-либо варианта следу- ет учитывать, что вариантность спосо- бов обусловлена положениями различных ормативных актов по бухгалтерскому учету, в которых приведены указанные варианты порядка учета затрат на ре- монт объектов основных средств, а именно: 1-й вариант предусмотрен ПБУ 6/01 (п.26, 27), 2-й вариант - Планом счетов (пояснения к счету 97 "Расходы будущих периодов"), 3-й вариант - По- ложением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п.72) и Планом счетов (пояснения к счету 96 "Резервы предстоящих расходов") |
|||
Способ (метод) оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии, а также на конец отчетного периода |
|||
По себестоимости каж- дой единицы: включая все расходы, связанные с приобрете- нием запаса включая только стои- мость запаса по дого- ворной цене (упрощенный вариант) По средней себестои- мости По каждой группе (ви- ду) материально-произ- водственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки. Для 2-4 спосо- бов существуют следую- щие варианты: по взвешенной оценке; по скользящей оценке |
п.16, 21, 22 ПБУ 5/01 п.73-78 Мето- дических ука- заний по бух- галтерскому учету матери- ально-произ- водстенных за- пасов |
По стоимости единицы запасов (товаров) По средней стоимости ФИФО ЛИФО |
п.8 ст.254, подп.3 п.1 ст.264 НК РФ |
Порядок признания (списания) управленческих расходов (общехозяйственных расходов) |
|||
Признаются полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятель- ности Признаются частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятель- ности |
п.9 ПБУ 10/99 | Отсутствует вариант- ность способа Управленческие расходы (косвенные расходы), осуществленные в отчет- ном (налоговом) перио- де, в полном объеме от- носятся к расходам те- кущего отчетного (нало- гового) периода |
п.2 ст.318 НК РФ |
При частичном признании управленческих расходов (общехозяйственных расходов) в себестоимости проданных продукции, работ, услуг указанные расходы списы- ваются в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и 29 "Обслуживающие про- изводства и хозяйства" в соответствии с выбранной базой распределения этих расходов |
Перечень косвенных расходов при- веден в п.1 ст.318 НК РФ |
||
Порядок признания (списания) коммерческих расходов (расходов на продажу) |
|||
Признаются полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, товаров, ра- бот, услуг в качестве расходов по обычным ви- дам деятельности Признаются частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, товаров, ра- бот, услуг в качестве расходов по обычным ви- дам деятельности |
п.9 ПБУ 10/99 | Отсутствует вариант- ность способа |
п.2 ст.318, ст.320 НК РФ |
Для организаций, не осуществляющих торго- вую деятельность |
|||
Коммерческие расходы (косвенные расходы), осуществленные в отчет- ном (налоговом) перио- де, в полном объеме от- носятся к расходам те- кущего отчетного (нало- гового) периода |
|||
Для организаций, осу- ществляющих торговую деятельность |
|||
Коммерческие расходы (косвенные расходы), осуществленные в теку- щем месяце, уменьшают доходы от реализации текущего месяца, за исключением доли транс- портных расходов, отно- сящихся к остаткам то- варов на складе (если по условиям договора транспортные расходы не включаются в цену при- обретения товаров) |
|||
При выборе варианта частичного призна- ния коммерческих расходов следует учи- тывать, что существуют различия между положениями нормативных актов, в кото- рых говорится об указанном варианте: в Плане счетов (пояснение к счету 44 "Расходы на продажу") указано, что для организаций, осуществляющих торго- вую и иную посредническую деятель- ность, подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданными товарами и остатками товаров на конец каждого месяца); в Методических указаниях по бухгал- терскому учету материально-производст- венных запасов (п.228) указано, что транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением (заготовле- нием) товаров и доставкой их в органи- зацию, допускается распределять про- порционально между фактической себес- тоимостью проданных в данном месяце товаров и их остатком на конец месяца, если величина указанных расходов сос- тавляет значительный удельный вес в общем объеме выручки от продажи това- ров (более 10%), а также при их не- равномерном уровне в течение года |
|||
Порядок отражения в учете незавершенного производства | |||
В массовом и серийном производстве: по фактической произ- водственной себестои- мости; по нормативной (плано- вой) производственной себестоимости; по прямым статьям зат- рат; по стоимости сырья, материалов и полуфабри- катов При единичном произ- водстве продукции: по фактически произве- денным затратам |
Отсутствует вариант- ность способа |
п.1 ст.319 НК РФ |
|
Для организаций, у ко- торых производство свя- зано с обработкой и переработкой сырья |
|||
Сумма прямых расходов распределяется на ос- татки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в ис- ходном сырье (в коли- чественном выражении), за минусом технологи- ческих потерь |
|||
Для организаций, у ко- торых производство свя- зано с выполнением ра- бот (оказанием услуг) |
|||
Сумма прямых расходов распределяется на ос- татки незавершенного производства пропорцио- нально доле незавершен- ных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) зака- зов на выполнение работ (оказание услуг) в об- щем объеме выполняемых в течение месяца зака- зов на выполнение работ (оказание услуг) |
|||
Для прочих организаций | |||
Сумма прямых расходов распределяется на ос- татки незавершенного производства пропорцио- нально доле прямых зат- рат в плановой (норма- тивной, сметной) стои- мости продукции |
|||
Оценка остатков неза- вершенного производства на конец текущего меся- ца производится на ос- новании данных первич- ных учетных документов о движении и об остат- ках (в количественном выражении) сырья и ма- териалов, готовой про- дукции по цехам (произ- водствам и прочим про- изводственным подраз- делениям) организации и данных налогового уче- та о сумме осуществлен- ных в текущем месяце прямых расходов |
|||
Перечень прямых расходов приве- ден в п.1 ст.318 НК РФ |
|||
Порядок отражения в учете готовой продукции | |||
По фактической произ- водственной себестои- мости - в единичном и мелкосерийном производ- стве, а также в массо- вом производстве с не- большой номенклатурой готовой продукции По нормативной (плано- вой) производственной себестоимости (в том числе по прямым статьям затрат) - в массовом и серийном производстве с большой номенклатурой готовой продукции По договорным ценам - при стабильности таких цен По другим видам цен |
п.61 Положения по ведению бухгалтерского учета и бух- галтерской от- четности в Российской Фе- дерации План счетов, п.203-205 Ме- тодических указаний по бухгалтерскому учету материа- льно-роизвод- ственных запа- сов |
Отсутствует вариант- ность способа Оценка остатков гото- вой продукции на складе определяется налогопла- тельщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продук- ции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем ме- сяце (за минусом суммы прямых затрат, приходя- щейся на остаток неза- вершенного производст- ва), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию Оценка остатков гото- вой продукции на складе на конец текущего меся- ца производится налого- плательщиком на основа- нии данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количествен- ном выражении) и суммы прямых расходов, осуще- ствленных в текущем ме- сяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного произ- водства |
п.2 ст.319 НК РФ |
Порядок отражения в учете отгруженной продукции (сданных работ, оказанных услуг) |
|||
По фактической полной себестоимости По нормативной (плано- вой) полной себестои- мости В полную себестоимость наряду с производствен- ной себестоимостью включаются затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, ра- бот, услуг и возмещае- мые договорной (конт- рактной) ценой |
п.61 Положения по ведению бухгалтерского учета и бух- галтерской от- четности в Российской Фе- дерации |
Оценка остатков отгру- женной, но нереализо- ванной на конец текуще- го месяца продукции оп- ределяется налогопла- тельщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной гото- вой продукции на начало текущего месяца, увели- ченной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за ми- нусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продук- ции на складе), и сум- мой прямых затрат, приходящейся на реали- зованную в текущем ме- сяце продукцию Оценка остатков гото- вой продукции на складе на конец текущего меся- ца производится налого- плательщиком на основа- нии данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количествен- ном выражении) и суммы прямых расходов, осу- ществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного произ- водства |
п.3 ст.319 НК РФ |
Из всего многообразия форм и методов организационного взаимодействия видов учета нас, в первую очередь, будет интересовать один из его аспектов, касающийся выбора регистров бухгалтерского и налогового учета. Сначала ознакомимся с некоторыми элементами нормативной базы понятия "регистры налогового учета". Для оказания практической помощи организациям-налогоплательщикам при ведении ими налогового учета МНС РФ в информационном сообщении от 19.12.01 "Система налогового учета, рекомендуемая МНС РФ для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" предложило основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению МНС РФ, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными гл.25 НК РФ. Перечень приведенных показателей не является исчерпывающим.
Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или иным способом преобразованы с сохранением в используемых организацией регистрах информации по основным показателям. Но при этом МНС РФ отмечает, что отсутствие регистра в числе предложенных, равно как и отсутствие дополнительных необходимых показателей регистров, а также описание регистров не могут служить основанием для применения организацией порядка исчисления налоговой базы, не соответствующего правилам, установленным гл.25 НК РФ.
Кроме того, в новой редакции ст.313 НК РФ указано, что если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ, то организация имеет право включать в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
В соответствии с п.19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (в ред. от 24.03.2000), и ст.314 НК РФ организация может самостоятельно разрабатывать формы регистров как бухгалтерского, так и налогового учета.
Однако в любом случае при формировании системы регистров необходимо учитывать влияние особенностей бухгалтерского и налогового учета организации, отраженных в ее учетной политике.
Рассмотрим необходимые условия для минимизации количества как автономных налоговых регистров, так и бухгалтерских регистров с дополнительными реквизитами, т.е. комбинированных регистров.
Первым условием является выбор совпадающих способов ведения бухгалтерского и налогового учета, причем как вариантных, прописанных в учетной политике (например, линейный способ амортизации объектов основных средств), так и безвариантных (например, учет расходов на оплату услуг банка).
В этом случае достаточно использовать только бухгалтерские регистры, а налоговые регистры вообще можно не вести. При несовпадающих способах ведения учета (например, при учете представительских расходов), на наш взгляд, целесообразно применять автономные регистры бухгалтерского и налогового учета.
Второе условие - тождественность классификации объектов учета. При этом их идентичность по содержанию, а не по форме должна быть главенствующей. Так, отсутствие в налоговом учете понятия "операционные расходы" не означает, что расходы на оплату услуг банка по-разному будут учитываться в бухгалтерском и налоговом учете. Несмотря на то, что в бухгалтерском учете эти расходы относятся к операционным расходам, а в налоговом учете - к внереализационным расходам, в обоих видах учета указанные расходы не относятся к расходам, связанным с реализацией продукции, товаров, работ и услуг. А вот различия в определении первоначальной стоимости основных средств или нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете в ряде случаев могут привести к тому, что организация, даже выбрав совпадающий для обоих видов учета способ начисления амортизации, вынуждена будет вести либо комбинированные, либо автономные регистры бухгалтерского и налогового учета как по формированию первоначальной стоимости объекта учета, так и по учету его амортизации.
В.А. Костылев,
директор консалтинговой фирмы "Институт новых технологий"
Ю.Ю. Костылева,
начальник информационного отдела
"Бухгалтерский учет", N 13, июль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.