Новый закон о государственной регистрации юридических лиц
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.01 N 129-ФЗ (далее- Закон N 129-ФЗ), вступающий в силу с 1 июля 2002 г., призван унифицировать порядок государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации, а также упростить процедуру регистрации.
В развитие этого закона был принят Федеральный закон от 21.03.02 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 31-ФЗ). Данный закон унифицирует все нормативно-правовые акты, в той или иной мере затрагивающие вопрос государственной регистрации юридических лиц, устраняя противоречия и возможности неоднозначного толкования законодательства. В частности, с 1 июля 2002 г. прекращает действие Закон РСФСР от 25.12.90 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а соответствующие положения ГК РФ, федеральных законов от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также иных законов об отдельных видах юридических лиц приведены в соответствие с Законом N 129-ФЗ.
Сравнив Закон N 129-ФЗ и ранее принятые нормативно-правовые акты, посвященные государственной регистрации юридических лиц, отметим наиболее важные нововведения этого закона.
Регистрирующий орган
Статья 1 Закона N 129-ФЗ впервые вводит понятие государственной регистрации юридических лиц, понимая под ним акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах, предусмотренных законом.
Таким образом, Закон N 129-ФЗ унифицирует государственную регистрацию юридических лиц, включая ее в сферу компетенции общегосударственного регистрирующего органа.
Федеральный орган государственной власти, к ведению которого Закон N 129-ФЗ относит государственную регистрацию юридических лиц, должен быть определен Правительством РФ не позднее 1 июля 2002 г.
Единый государственный реестр юридических лиц
Федеральный закон N 129-ФЗ реализует положения п.1 ст.51 ГК РФ, развивая правила о внесении данных государственной регистрации юридических лиц в Единый государственный реестр.
Единый государственный реестр представляет собой универсальную базу данных, содержащую сведения и документы, идентифицирующие юридическое лицо и его учредителей, исчерпывающий перечень которых дан в п.1 ст.5 Закона N 129-ФЗ и включает в себя:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно-правовую форму;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях юридического лица;
е) копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
Записи вносятся в реестр на основании документов, представляемых заявителями при регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также при изменении данных государственного реестра, о чем соответствующее юридическое лицо сообщает регистрирующему органу в течение трех дней. Исключение из этого правила Закон делает только для сведений о лицензиях юридического лица, которые лицензирующий орган направляет в регистрирующий орган самостоятельно.
Реестр ведется на бумажных и электронных носителях, при этом, в случае несоответствия записей на разных носителях, приоритет отдается бумажным носителям.
Сведения реестра являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их ИНН.
Таким образом, любое заинтересованное лицо может за установленную Правительством РФ плату ознакомиться с данными реестра, не являющимися конфиденциальными. Отказ в предоставлении сведений государственного реестра не допускается.
Порядок регистрации юридического лица
Принцип единообразия, на котором построен Закон N 129-ФЗ, проявляется и в едином для юридических лиц всех организационно-правовых форм порядке регистрации. Вместе с тем, ст.10 Закона оставляет возможность корректировки порядка регистрации отдельных видов юридических лиц другими федеральными законами (речь идет об особенностях, предусмотренных, в частности, федеральными законами от 11.07.01 N 95-ФЗ "О политических партиях", 09.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", 03.02.96 N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с последующими изменениями и дополнениями), 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с последующими изменениями и дополнениями), Законом РФ от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
Федеральный закон N 129-ФЗ содержит правила, специально регулирующие порядок регистрации юридических лиц при их создании, порядок регистрации изменений в учредительных документах юридического лица и порядок внесения изменений в сведения государственного реестра, порядок регистрации ликвидации юридического лица.
Общий срок, установленный Законом N 129-ФЗ для государственной регистрации, составляет не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. В ранее действовавшем законодательстве (Закон РСФСР от 25.12.90 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности") срок регистрации не мог превышать одного месяца с момента представления необходимых документов.
Документы могут быть представлены регистратору уполномоченным лицом (заявителем) либо направлены по почте с объявленной ценностью и описью вложения.
Правительство Российской Федерации до 1 июля 2002 г. должно разработать требования к оформлению документов, представляемых заявителем на регистрацию. Речь идет, прежде всего, о заявлении, представляемом в регистрирующий орган при необходимости внести ту или иную запись в Единый государственный реестр.
Перечень лиц, которые могут выступать в качестве заявителя, установлен п.1 ст.9 комментируемого закона и включает в себя следующих физических лиц:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа, а также свой ИНН (при его наличии). При этом указанная подпись заявителя подлежит нотариальному удостоверению.
Общий порядок представления в регистрирующий орган документов установлен ст.9 комментируемого закона. При этом п.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ устанавливает правило, согласно которому регистрирующий орган в любом случае не вправе требовать от заявителя представления других документов, кроме перечисленных Законом N 129-ФЗ.
Документы принимаются регистрирующим органом под расписку, которая выдается (направляется) заявителю в день получения документов. С этой даты и начинается отсчет срока регистрации.
Соответствующая запись вносится в государственный реестр на основании решения регистрирующего органа, и с момента внесения записи регистрация признается состоявшейся. Статья 11 Закона N 129-ФЗ обязывает регистрирующий орган не позднее одного дня с момента регистрации выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый реестр. Новая форма этого документа также должна быть утверждена Правительством РФ.
Регистрация юридического лица, создаваемого путем учреждения
Исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган для регистрации юридического лица, создаваемого путем учреждения, содержится в ст.12 Закона N 129-ФЗ.
Правило п.1 ст.13 Закона N 129-ФЗ устанавливает, что государственная регистрация юридического лица при его учреждении осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, причем данные об этом указываются в заявлении о регистрации (п.2 ст.8 Закона N 129-ФЗ).
Регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Применительно к государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации (преобразование, разделение, выделение, слияние), следует отметить, что процедура регистрации согласно п.1 ст.15 Закона N 129-ФЗ должна быть проведена по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Если же их место нахождения не совпадает с местом нахождения юридических лиц, создаваемых в процессе реорганизации, то порядок взаимодействия регистрирующих органов в этом случае должен быть определен Правительством РФ до 1 июля 2002 г.
Согласно п.2 ст.54 ГК РФ местом нахождения юридического лица по общему правилу считается место его государственной регистрации, если законом или учредительными документами не установлено иное. В частности, п.2 ст.4 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Перечень документов, представляемых для регистрации реорганизации юридического лица, установлен в п.1 ст.14 Закона N 129-ФЗ. Согласно ст.16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица считается завершенной с момента государственной регистрации создаваемых в процессе реорганизации юридических лиц. С этого же момента юридическое лицо, подвергшееся реорганизации, считается прекратившим свою деятельность.
В случае, когда реорганизация влечет прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, соответствующие записи вносятся в государственный реестр на основании информации о регистрации созданных в процессе реорганизации юридических лиц. Исключение из этого правила сделано только для случаев присоединения, когда реорганизация считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
Регистрация изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица
Пункт 1 ст.17 Закона N 129-ФЗ дает перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации изменений и дополнений в учредительных документах юридического лица. В случае необходимости внести в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, изменения и дополнения, не связанные с изменением учредительных документов, представлению в регистрирующий орган подлежит заявление о внесении соответствующих изменений в реестр, которое должно подтверждать достоверность подлежащих внесению в реестр сведений и их соответствие закону.
Регистрация изменений в учредительных документах юридического лица и (или) внесение в реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, осуществляется по месту нахождения юридического лица.
Регистрация ликвидации юридического лица
Согласно п.1 ст.20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в течение трех дней сообщить об этом в регистрирующий орган. На основании такого сообщения регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации, и с этого момента не допускается государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица, а также регистрация учреждаемых им юридических лиц либо юридических лиц, образуемых при его реорганизации.
Список документов, необходимых для представления в регистрирующий орган при ликвидации юридического лица, содержится в ст.21 Закона N 129-ФЗ. При этом упомянутые документы представляются в регистрирующий орган только по завершении процесса ликвидации юридического лица в рамках правил ст.61-64 ГК РФ и с учетом соответствующих правил специального закона о данном виде юридических лиц. Из этого следует, что юридическое лицо не может быть ликвидировано (а моментом ликвидации признается момент внесения соответствующей записи в государственный реестр) до того, как, в частности, будут удовлетворены имущественные интересы кредиторов юридического лица, а также его участников.
Отказ в регистрации юридического лица
Отказ в регистрации юридического лиц возможен только по двум основаниям, предусмотренным п.1 ст.23 Закона N 129-ФЗ:
непредставление необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ;
представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (подразумевается территориальная принадлежность).
Кроме этого, согласно абз.2 п.1 ст.51 ГК РФ в государственной регистрации может быть отказано в случае несоответствия учредительных документов закону.
Срок принятия решения об отказе в регистрации аналогичен сроку принятия решения о регистрации юридического лица и составляет пять рабочих дней с момента подачи в регистрирующий орган документов. Вместе с тем, Законом N 129-ФЗ не определен срок направления решения об отказе в регистрации заявителю. Решение об отказе в регистрации должно быть мотивированным и содержать ссылку на конкретное нарушение, допущенное заявителем.
Заявитель имеет право обжаловать решение об отказе в государственной регистрации в суде.
Статья 24 Закона N 129-ФЗ устанавливает ответственность должностных лиц регистрирующих органов за необоснованный отказ в регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные законом сроки или иное нарушение установленного порядка регистрации, а также за отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление открытых сведений государственного реестра.
При этом в случае, если неправомерные действия регистрирующего органа влекут причинение заинтересованному лицу ущерба, он подлежит возмещению в полном объеме.
Одновременно и заявители, и (или) юридические лица согласно ст.25 Закона N 129-ФЗ несут ответственность за непредставление либо несвоевременное представление, либо представление недостоверных сведений, необходимых для включения в Единый государственный реестр.
Следует обратить внимание на то, что в силу ч.2 ст.25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае допущенных юридическим лицом неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
Государственная пошлина за регистрацию
В соответствии со ст.3 Закона N 129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 17 ст.2 Закона N 31-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ "О государственной пошлине" (в редакции Федерального закона от 31.12.95 N 226-ФЗ), в силу которых государственная пошлина за регистрацию юридических лиц (а также изменений и дополнений в их учредительных документах) взимается в единообразном порядке в размере 2 000 руб.
Д.О. Колосов,
юрист
"Бухгалтерский учет", N 14, июль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.