Вопросы и ответы
На этот раз наши читатели, словно сговорившись, прислали вопросы, возникающие в связи с конфликтными ситуациями. В основном это споры с жилищно-эксплуатационными организациями, что и неудивительно, ведь при постоянном росте цен на их услуги качество остается прежним. Следуя логике разбора конфликтов, мы включили в сегодняшнюю подборку так же вопросы о разделе имущества при расторжении брака и о принудительном переводе из пансионата для ветеранов труда в психоневрологический
У нас в доме уже 35 дней нет горячей воды. На жалобы жильцов "Мосгортепло" отвечает, что ремонтные и профилактические работы идут полным ходом и просят подождать. Неужели нет никаких предельных сроков отключения воды?
Горячая вода может отсутствовать в квартирах не более 21 дня в году, а в исключительных случаях - не более 30 дней. В остальное время года горячая вода должна подаваться бесперебойно и круглосуточно. Вода должна быть именно горячей, а не теплой. В точках водоразбора (краны, смесители) температура воды должна быть не более 75 градусов, но не менее 60 градусов тепла в открытых системах и не менее 50 градусов тепла в закрытых системах. Кроме того, постановлением правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" установлены нормативные показатели качества воды, санкции за их нарушение, а также порядок расчета размера снижения платы за жилищно-коммунальные услуги за каждые полные сутки. При этом горячая вода (наряду с холодной) должна соответствовать составу и свойствам воды, установленными органами Госкомсанэпиднадзора России. В том случае, если горячее водоснабжение отсутствует, все жильцы вправе не только не оплачивать услуги по горячему водоснабжению, но и требовать от любой организации, занимающейся обслуживанием домов, уплаты неустойки в размере 3% за каждый день отсутствия горячей воды от суммы месячной оплаты этой услуги. Жильцы имеют право на возмещение морального вреда и реального ущерба. Например, муниципальное городское предприятие "Мосгортепло" обязано будет оплатить стоимость посещения бани всеми членами семьи, стоимость стирки белья в каком-либо прачечном комбинате или стоимость покупки водонагревателя. В том случае, если вода недостаточно горяча, жильцы имеют право на снижение стоимости оплаты за горячее водоснабжение, а также на компенсацию морального вреда и реального ущерба. Согласно действующим нормативным актам, если температура "горячей" воды находится в пределах от +40 до +45 градусов в точках водоразбора, оплата водоснабжения производится со скидкой 50%, а если температура воды опускается ниже +30 градусов, оплата производится по тарифам для холодной воды. Если результаты проверки показывают необоснованность жалобы или жильцом не проведены мероприятия по утеплению квартиры, а также если жилец переоборудовал внутренние инженерные сети, то акт составляется только в том случае, когда жилец этого требует. В случае несогласия с актом жильцы могут обратиться с заявлением в управление жилищного предприятия или сразу в суд.
Чтобы доказать свое право на возмещение ущерба, жильцы должны подать письменное заявление в МГП "Мосгортепло" о проведении проверки и составлении акта. Мастер (инженер) МГП "Мосгортепло" обязан проверить систему водоснабжения. Заметим, обычно снабжающие организации редко идут на такие проверки. Поэтому, если обслуживающая организация отказывается проводить проверку, жильцы могут обратиться в общественную независимую организацию "Потребители коммунально-бытовых услуг" (ПКБУ). Ее сотрудники выезжают по вызовам жильцов для составления столь необходимых актов, в том числе производят замер температуры воды, берут воду на химический анализ. В акте указывается время (дата, час) отсчета некачественного обеспечения услугами (поступления заявки от жильца), а затем время (дата, час) устранения нарушения. В таком случае присутствие работников обслуживающей организации необязательно, поскольку согласно Закону "О защите прав потребителей" общественная организация имеет право самостоятельно составлять такие акты. Жильцы должны только сообщить МГП "Мосгортепло" об отсутствии той или иной услуги. После составления соответствующего акта сами жильцы или юристы общественной организации могут произвести расчеты нанесенного вреда и предъявить претензию МГП "Мосгортепло". Если в течение 10 дней (именно такой срок установлен Законом) МГП "Мосгортепло" не компенсирует нанесенный ущерб (не произведет перерасчет), жильцы могут предъявить иск в суд.
В прошлом году в наш и соседний дом отопление было подано с опозданием. Кроме того, в течение последующих полутора месяцев в квартире было холодно и приходилось одевать теплые вещи. С беспокойством жду нового отопительного сезона, ведь прошлогодняя ситуация может повториться. Кому можно пожаловаться? И второй вопрос. Слышал о созданных в Москве Единых информационно-расчетных центрах. Что они из себя представляют и когда будет введен единый платежный документ на оплату всех городских коммунальных услуг?
После начала отопительного сезона в случае отсутствия отопления каждый житель вправе потребовать от домоуправления уплаты неустойки в размере 3% от ежемесячной платы за отопление за каждый день его отсутствия, а также возмещения реального и морального ущерба. Теоретически любой гражданин может купить в каждую комнату по обогревателю, а счет на оплату обогревателей выставить домоуправлению. Если в квартире вследствие холода и несвоевременной подачи тепла отклеились обои, можно требовать от домоуправления возмещения реального ущерба, измеряемого стоимостью покупки и наклейки новых обоев. Если отопление все-таки имеется, но в квартире по-прежнему холодно, каждый гражданин имеет право на уменьшение оплаты за отопление. В этом случае необходимо обратиться в новую структуру - Единый информационно-расчетный центр. Его отделения располагаются в каждом московском округе. Ежемесячно туда можно представлять свой расчет по снижению оплаты. Температура должна быть не менее +18 градусов, в угловых комнатах - не менее +20.
В связи со сложной экономической обстановкой в стране многие акционерные общества и предприятия начали явочным порядком отказываться от своего жилого фонда, а город не торопится его принимать. Многие уверены, что в подобной ситуации невозможно найти ответственное лицо, а иногда жители в такой ситуации не знают, куда и кому платить деньги за коммунально-бытовые услуги. Однако в соответствии со ст.236 ГК РФ отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом, то есть до принятия жилого фонда в городскую собственность.
Согласно п.1 постановления правительства Москвы от 25 июня 2002 г. N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" в административных округах Москвы созданы Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ), в функции которых входят: формирование и организация доставки жителям единого платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных услуг и ресурсов, с учетом действующих льгот и субсидий, а в дальнейшем - адресных субсидий; организация приема населения, позволяющего жителям получать информацию о всех предоставленных услугах, начислениях и оплате за них; оформление запрашиваемых населением документов, справок, выписок, а также формирование пакета документов для предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. ЕИРЦ создаются в составе ГУП "Дирекция единого заказчика" (ГУПДЭЗ) или в составе ГУП "Городской центр жилищных субсидий" (ГУПГЦЖС).
Согласно приложению к постановлению правительства Москвы от 25 июня 2002 г. N 476-ПП установлен график внедрения единого платежного документа (ЕПД) для оплаты за жилищно-коммунальные и прочие услуги по административным округам Москвы. Так, первым округом, в котором с 1 июля 2002 г. действует ЕПД, стал Зеленоградский. С 1 августа 2002 г. ЕПД действует в Западном, Юго-восточном и Юго-западном округах; с 1сентября 2002 г. - в Центральном и Восточном округах; с 1 октября 2002 г.- в Северном округе; с 1 ноября 2002 г.- в Северо-западном округе, а с 1 декабря 2002 г. единый платежный документ будет действовать в Южном и Северо-восточном округах.
У нас в доме лифт не работает вот уже месяц. На мои претензии работники РЭУ отвечают, что лифт будет починен через четыре дня. Проходит четыре дня - лифт не работает. Опять звоню в РЭУ - снова обещают починить через четыре дня. Неужели нет закона, обязывающего РЭУ как ответственную за наш дом организацию без всяких напоминаний своевременно чинить неисправные лифты?
В соответствии с п.16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 наймодатель в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда обязан обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, а также придомовой территории. Согласно п.17 Правил за счет наймодателя выполняются все работы по текущему и капитальному ремонту жилого дома.
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 вышеназванное постановление признано утратившим силу и утверждены новые Правила пользования жилыми помещениями
Население должно заранее оповещаться о проведении и сроках ремонтных работ. Плата за лифты не взимается за весь период сверхнормативного простоя лифта. Норматив ремонта лифта составляет 1 день. Если лифты не работают свыше суток, жильцы вправе предъявить претензию ЖРЭУ или другой обслуживающей дом организации в виде неустойки, размер которой определен законом - 3% от месячной платы за пользование лифтом за каждый день остановки работы лифта. Кроме того, жители имеют право на возмещение в полном объеме реального ущерба и морального вреда. К реальному ущербу можно отнести, например, оплату услуг за доставку в квартиру каких-либо тяжелых предметов, оплату лекарств, если у жильца обострились сердечные или другие заболевания (например, заболевания ног) и ему приходится подниматься и спускаться с высоких этажей. Жильцы вправе рассчитывать на возмещение морального и материального вреда, если они застряли в лифте и вследствие этого опоздали, например, в театр, на поезд или на деловую встречу. Однако в суде потребуется предъявить конкретные доказательства.
Неисправности лифтового оборудования, возникшие в процессе эксплуатации, должны устраняться в течение суток в рабочие дни. Что же касается выходных и праздничных дней, то срок ремонта продлевается до трех суток, а при ремонте неисправностей, возникших в результате умышленных действий - до пяти суток. Плановые профилактические ремонты должны производиться по графику, установленному специализированной ремонтно-эксплуатационной организацией, однако срок профилактики не должен превышать одних суток, а в тех подъездах, где имеется два и более лифта- трех суток, причем одновременная остановка всех лифтов в подъезде дома не допускается. Кроме того, суммарная продолжительность остановки лифта для проведения технического осмотра не должна превышать восьми часов в месяц, а для планово-предупредительных ремонтов - пяти суток за весь год. Для фиксирования времени остановки лифтов через ЖРЭУ нужно составить специальный акт. От имени жильцов акт подписывает представитель домовой общественности, а если такого нет - один из заявителей. Со стороны ЖРЭУ акт подписывает ответственное лицо, уполномоченное на составление акта (мастер, инженер). При регулярных перебоях в работе лифтов часы, когда лифт не работает, могут суммироваться и указываться в акте. Акт является законным основанием проведения жильцу перерасчета за необеспечение или некачественное обеспечение жилищно-коммунальными услугами.
Недавно в нашем доме на два дня отключили электричество якобы "для профилактики сети". Правомерно ли это? Второй вопрос. Кто обязан (и обязан ли вообще) менять перегоревшие лампочки на лестничных клетках: жильцы или работники РЭУ? Если работники РЭУ, то должны ли жильцы оплачивать их услуги и в каком объеме?
Электроснабжение должно осуществляться бесперебойно и круглосуточно в течение года в соответствии с действующими стандартами. ЖРЭУ обязано за свой счет производить замену ламп в общедомовых помещениях (на лестничных площадках, в подвалах, лифтах и т.д.), производить смену и ремонт штепсельных розеток, выключателей, электропроводки. В том случае, если ЖРЭУ или другая обслуживающая организация в течение семи дней по заявке жильцов не произведет такой ремонт, к ней должны быть применены штрафные санкции - неустойка в размере 3% от стоимости оплаты услуг электроэнергии в месяц за каждый день просрочки, а также возмещение жильцам реального ущерба и морального вреда (например, стоимости лампочек, выключателей, если жильцы заменили их сами). Более того, если жильцы получили увечья на темной лестничной площадке, обслуживающая организация также обязана оплатить им понесенные в связи с этим расходы, в том числе на лечение. В случае неисправности приборов учета электроэнергии (электрических счетчиков) по заявке жильцов неисправность должна быть устранена в течение суток. За нарушение данных сроков обслуживающая организация должна выплатить жильцу неустойку, компенсировать реальный ущерб и моральный вред.
Много лет я живу в пансионате для ветеранов труда. Полгода назад директор стал мне угрожать, что скоро переселит меня в психоневрологический интернат, ссылается на статью 20 Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Разве вправе он это сделать без моего согласия? У меня есть на руках заключение о моем психическом здоровье и полной вменяемости. Что говорит по этому поводу закон?
На основании ст.2 Закона РФ от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" N 122-ФЗ социальное обслуживание строится на принципах соблюдения прав человека, предоставлении государственных гарантий в сфере социального обслуживания, обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности, а также ответственности органов государственной власти, местного самоуправления и учреждений, должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
Согласно ст.4 Закона гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством услуг.
Из пансионата для ветеранов труда Вас не имеют права насильно выселить, поскольку ст.7 Закона РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам выбор учреждения и формы социального обслуживания, в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а значит, вопрос переселения зависит исключительно от Вашего добровольного волеизъявления. В соответствии со ст.32 Закона РФ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан основным принципом является соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами гарантий. Согласно ст.10 Закона РФ от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" N 195-ФЗ создаются соответствующие возрасту и состоянию здоровья граждан условия жизнедеятельности. Согласно ст.9 Закона РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг. Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания возможно лишь по письменному заявлению. Наоборот, согласно ст.10, 14 Закона РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" гражданин вправе письменно отказаться от предлагаемого ему социального обслуживания.
В 1988 году был зарегистрирован брак между мной и моей бывшей женой. В 2002 году брак расторгнут. За время совместного проживания нами построен кирпичный дом и другие строения на земельном участке размером 600 кв.м. в садовом товариществе. В 1990 году бывший тесть решил переоформить неосвоенный земельный участок на свою дочь (мою бывшую жену) из-за состояния здоровья. Заседание правления садоводческого товарищества постановило исключить его из членов товарищества и принять его дочь, предупредив ее о том, что если весной 1991 года она не приступит к интенсивному освоению участка, то будет исключена из членов товарищества. В 1993 году бывшая жена получила свидетельство на землю. До сих пор дачный участок как недвижимое имущество не зарегистрирован. В настоящее время я подготовил иск в суд о признании права собственности на выстроенный дом и другие строения. Имею ли я право включить в иск пункт о разделе земельного участка? Имею ли я право при подготовке документов в БТИ оформить недвижимость на садовом участке на свою фамилию, так как все строительные материалы были куплены мной и оформлены на меня?
Согласно ст.33 Семейного кодекса РФ, если брачным договором не установлено иное, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Согласно ч.2 ст.34 Семейного кодекса к имуществу, нажитому супругами во время брака, относятся доходы каждого из супругов от трудовой или предпринимательской деятельности, то результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество принадлежит супругу и в том случае, если в период брака он осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
Согласно ч.1 ст.36 Семейного кодекса имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Принадлежность конкретного имущества каждому супругу до брака (добрачного имущества) подтверждается соответствующими документами, которые свидетельствуют о приобретении его до вступления в брак, или свидетельскими показаниями. Перевод права на садовый участок в гражданско-правовом смысле не является ни дарением, ни наследованием недвижимого имущества. Имуществом, приобретенным в результате "иных безвозмездных сделок", может быть, например, приданое, выделяемое родственниками невесте при вступлении в брак. Судебная практика относит к собственности каждого супруга полученные им ценные призы, премии, если последние присуждены за индивидуальные творческие достижения, например, государственные премии, а также другие награды, медали и тому подобное, если, конечно, премии не являются способом дополнительного вознаграждения за труд как вид заработной платы. В случаях спора часто бывает необходимо отграничить подарки, сделанные одному из супругов, от свадебных подарков, которые, как правило, делаются обоим супругам и относятся к их общей собственности.
Таким образом, факт перевода Вашим бывшим тестем садового участка на свою дочь не подпадает ни под одно из перечисленных в ч.1 ст.36 Семейного кодекса РФ условий, при которых имущество считается личной собственностью супруга. Поэтому Вы имеете право на владение, пользование и распоряжение половиной садового участка и, соответственно, можете включить в исковое заявление пункт о разделе земельного участка.
Что же касается вопроса о возможности оформить в БТИ недвижимость на участке (кирпичный дом) на Ваше имя, то ввиду наличия спора эта попытка ничего не даст. Несмотря на то, что все стройматериалы были приобретены на Ваше имя, согласно ст.34 Семейного кодекса дом является общей совместной собственностью и Ваша бывшая жена вправе претендовать на половину дома, впрочем, как и Вы - на половину садового участка. Соответственно этим долям и следует оформлять все документы.
Судебная практика по подобным делам традиционно склоняется к тому, что каждый из супругов имеет право на половину совместно нажитого в браке имущества. Однако есть и исключения из правила. Согласно постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 24 марта 1993 г. N XIII-2-Б суд при разделе имущества между супругами может отступить от правил равенства долей супругов в имуществе (например, если с Вашей бывшей женой остался проживать несовершеннолетний ребенок), однако обязан мотивировать это решение. Согласно ч.4 ст.197 ГПК РСФСР в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, и, наконец, правовые нормы, которыми руководствовался суд.
Согласно ч.7 ст.38 Семейного кодекса РФ к требованиям о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется общий трехлетний - срок исковой давности.
Л.Ю. Грудцына,
адвокат Гильдии российских адвокатов
"Адвокат", N 9, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.