Транспортный налог
Действующей налоговой системой, определенной Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (до введения в действие ст.13-15 Налогового кодекса Российской Федерации) к числу федеральных налогов (ст.19) отнесены налоги, которые служат источниками образования дорожных фондов. В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон) за счет налоговых поступлений формировались Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и дорожные фонды субъектов Российской Федерации (территориальные дорожные фонды).
Однако Федеральным законом от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" с 1 января 2001 г. Федеральный дорожный фонд Российской Федерации был упразднен, а ст.5 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусматривалось, что Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу с 1 января 2003 г.
Федеральный закон от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внес существенные изменения, касающиеся дорожных фондов, а также налогов, за счет которых они формируются. Во-первых, норма, предусматривающая прекращение действия Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" была исключена из ранее принятого законодательного акта, и в данный Закон были внесены изменения. Так, в соответствии со ст.1 Закона на территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых бюджетных средств, концентрируемых в дорожных фондах субъектов Российской Федерации. В соответствии с изменениями, внесенными в ст.3 "Источники образования территориальных дорожных фондов" Закона, целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов образуются за счет транспортного налога; акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов; земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации; поступлений от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 г. по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам и пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г.; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемых из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства, а также иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, направляемых в территориальные дорожные фонды в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о бюджетах.
Статьи, определяющие порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог (ст.5), налога с владельцев транспортных средств (ст.6), а также ст.8 "Учет налоговых платежей" из Закона исключены. Таким образом, Закон с учетом внесенных в него изменений и дополнений регулирует вопросы формирования территориальных дорожных фондов. При этом следует обратить внимание на то, что источником формирования этих фондов является новый транспортный налог.
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога определяется главой 28 "Транспортный налог" НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 24.07.02 г. N 110-ФЗ.
В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации (в связи с чем этот налог отнесен к числу региональных налогов, п.п."м" ст.19 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен) и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При введении этого налога в законе субъекта Российской Федерации должны быть определены ставка налога, порядок и сроки его уплаты, форма отчетности по налогу, а при необходимости предусмотрены налоговые льготы и основания их предоставления.
Объектом обложения данным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Плательщиками транспортного налога признаются лица (юридические и физические), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы указанные транспортные средства. Если транспортное средство, зарегистрированное на физическое лицо, было передано на основании доверенности другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.02 г. N 110-ФЗ, то плательщиком транспортного налога будет лицо, указанное в доверенности, а гражданин, на чье имя зарегистрировано транспортное средство, должен уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности объекта налогообложения.
Налоговая база по объектам налогообложения определяется следующим образом (ст.359 НК РФ):
в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше, - как единица транспортного средства.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом. Налоговые ставки установлены в ст.361 НК РФ. Указанные в этой статье ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.
Порядок исчисления налога зависит от категории налогоплательщика. Как уже говорилось, налогоплательщиками могут быть как физические, так и юридические лица. В соответствии со ст.362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно, а в отношении физических лиц сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки).
Если регистрация транспортного средства или снятие его с учета происходит в течение налогового периода (налоговым периодом согласно ст.360 НК РФ признается календарный год), исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия указанного средства с регистрации принимаются за полный месяц, а в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца данный месяц принимается как один полный месяц.
Главой 28 НК РФ определенные обязанности возложены не только на налогоплательщиков и налоговые органы, но и на органы, производящие регистрацию транспортных средств. Так, в соответствии со ст.362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать по установленной форме в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с учета в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Кроме того, органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. При этом следует учитывать, что ст.15.6 введенного в действие с 1 июля текущего года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в тех случаях, когда такое представление предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В законе субъекта Российской Федерации о транспортном налоге определяются порядок и сроки его уплаты. Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации, а налоговое уведомление налогоплательщику-гражданину вручается налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
Федеральный закон от 24.07.02 г. N 110-ФЗ, которым введена глава 28 "Транспортный налог", вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования ("Российская газета" от 30.07.02 г.), за исключением отдельных норм. В связи с этим следует обратить внимание на порядок введения в действие региональных законов об этом налоге. Статьей 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.01.01 г. N 2-П, в частности, указано, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации применительно к налогам субъектов Российской Федерации (региональным налогам) "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.
Г. Титова,
Минфин России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 40, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71