Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от 15.11.2022 N 1156
Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры"
I. Общие положения
1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, осуществляющих деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - Типовая программа), разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 1 (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).
2. Типовая программа направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации 2.
3. Обучение проводится по образовательной программе, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее - программа), на основании Типовой программы.
4. Структура Программы должна соответствовать Типовой программе.
5. Для получения слушателями знаний и умений Типовой программой предусматривается проведение теоретических и практических занятий, являющихся составной частью образовательного процесса.
6. Для оценки степени и уровня освоения образовательной программы проводится итоговая аттестация.
Слушателями являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
7. Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Типовая программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации Программы. 3
II. Цели и задачи обучения
8. Целью освоения программы является подготовка квалифицированных специалистов пожарной охраны, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками по вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР) на различных объектах.
9. Задачами программы являются:
приобретение обучающимися теоретических знаний по новым образцам пожарно-технической продукции, современным технологиям обработки и учета информации в профессиональной деятельности;
совершенствование теоретических знаний и практических навыков при организации тушения пожаров, а также тактики тушения пожаров на различных объектах и проведения аварийно-спасательных работ;
III. Типовой учебный план
N п/п |
Наименование учебных тем |
Количество часов |
||
всего |
в том числе: |
|||
теоретические занятия |
практические занятия |
|||
1. |
Тактика тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ |
1 |
1 |
|
2. |
Аварийно-спасательные работы при тушении пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствий |
1 |
1 |
|
3. |
Пожарная и аварийно-спасательная техника |
2 |
1 |
1 |
4. |
Гражданская оборона и мобилизационная подготовка |
0,5 |
0,5 |
|
5. |
Подготовка газодымозащитников |
1,5 |
1 |
0,5 |
6. |
Психологическая подготовка |
1 |
1 |
|
7. |
Пожарно-профилактическая подготовка |
0,5 |
0,5 |
|
8. |
Оказание первой помощи |
1,5 |
1 |
0,5 |
9. |
Охрана труда |
1 |
1 |
|
10. |
Пожарно-строевая подготовка |
2 |
|
2 |
11. |
Физическая подготовка |
2 |
|
2 |
12. |
Итоговая аттестация |
2 |
|
2 |
|
Итого по программе |
16 |
8 |
8 |
10. Приведенное количество часов является минимальным и по решению образовательной организации может быть увеличено.
11. Объем учебного времени Типовой программы, необходимого для достижения слушателями необходимых компетенций, а также календарный учебный график, рабочие и (или) примерные программы учебных тем и иные компоненты (в том числе оценочные и методические материалы) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом потребностей заказчика обучения в рамках общего объема учебной нагрузки.
IV. Типовой календарный график
Неделя обучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Итого часов |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
|
|
1 неделя |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
10 |
2 неделя |
2 |
2 |
Атт |
|
|
|
|
6 |
Атт - итоговая аттестация. |
12. Количество учебных часов в день определяется образовательной организацией самостоятельно, но не более 8 учебных часов в день при очной форме обучения, итоговая аттестация не более 6 часов.
V. Содержание Типовой учебной программы
13. Содержание Программы должно включать все учебные темы, указанные в учебном плане в соответствии с главой III Типовой программы.
14. Типовая программа содержит обязательный минимум учебных тем, предусмотренных учебным планом.
VI. Содержание учебных тем типовой рабочей программы
15. Содержание учебной темы "Тактика тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ"
Основы организации тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). Организация гарнизонной и караульной служб. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества. Тактические возможности подразделений по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Боевое развертывание сил и средств на пожаре. Управление боевыми действиями по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара. Работы по тушению пожаров в непригодной для дыхания среде. Тушение пожаров и ликвидация ЧС в неблагоприятных климатических условиях. Тушение пожаров при недостатке воды. Тушение пожаров в условиях особой опасности для личного состава подразделений пожарной охраны. Тактика тушения пожаров и проведения АСР в поврежденных зданиях и сооружениях. Особенности тушения пожаров в жилых и общественных зданиях. Особенности тушения пожаров на промышленных объектах. Особенности тушения пожаров на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Особенности тушения пожаров на открытых пространствах твердых горючих материалов.
Особенности тушения пожаров на транспорте. Особенности тушения пожаров в сельской местности. Основы тушения лесных пожаров.
16. Содержание учебной темы "Аварийно-спасательные работы при тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".
Классификация ЧС природного и техногенного характера. Проведение АСР при дорожно-транспортных происшествиях. Проведение АСР при наводнениях. Спасательные работы на воде. Средства спасания. Проведение АСР в поврежденных (разрушенных) зданиях и сооружениях. Проведение АСР при авиакатастрофах. Проведение АСР на железнодорожном транспорте. Организация и проведение АСР на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности, объектах энергетики. Ликвидация последствий землетрясений. Предназначение аэромобильной группировки (далее - АМГ). Действия личного состава АМГ при получении сигналов на приведение в режим функционирования "Чрезвычайная ситуация". Организация колонны для проведения марша в район ЧС. Размещение и погрузка личного состава и имущества АМГ на различные виды транспорта. Организация и развертывание полевого лагеря. Особенности действий личного состава АМГ при ликвидации последствий ЧС, связанных с паводком. Особенности действий личного состава АМГ при ликвидации последствий ЧС, связанных с химическими, бактериологическими заражениями и радиационными загрязнениями. Особенности действий личного состава АМГ при ликвидации последствий ЧС, связанных с крупными транспортными авариями. Основы применения беспилотных авиационных систем. Особенности действий личного состава АМГ при ликвидации последствий ЧС, связанных с природными пожарами. Основы выживания в различных ЧС. Авиационное обеспечение АМГ.
17. Содержание учебной темы "Пожарная и аварийно-спасательная техника". Введение в тему "Пожарная и аварийно-спасательная техника". Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники. Первичные средства тушения пожара. Специальная защитная одежда и снаряжение пожарных. Ручные пожарные лестницы. Назначение, устройство, правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц. Пожарные насосы. Основные пожарные автомобили. Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили. Средства связи. Аварийно-спасательное оборудование и пожарный инструмент. Пожарные рукава и рукавная арматура. Приборы подачи огнетушащих веществ. Средства индивидуальной защиты.
18. Содержание учебной темы "Гражданская оборона и мобилизационная подготовка".
Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации. Основные мероприятия, проводимые при введении различных степеней готовности. Организационная структура гражданской обороны. Сигналы оповещения и действия личного состава при получении сигналов оповещения. Поражающие факторы современных средств нападения. Защитные сооружения гражданской обороны и их оборудование. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
19. Содержание учебной темы "Подготовка газодымозащитников".
Общие сведения о работе личного состава газодымозащитной службы (далее - ГДЗС) в изолирующих противогазах. Тренировка дыхания. Отработка техники дыхательной гимнастики. Основы выполнения точечного массажа. Проверки средств индивидуальной защиты органов дыхания. Определение и устранение неисправностей дыхательных аппаратов на сжатом воздухе и дыхательных аппаратов на сжатом кислороде. Проведение расчетов времени пребывания звена ГДЗС в непригодной для дыхания среде. Отработка действий звеном ГДЗС в различных условиях обстановки. Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и аварийно-спасательным инструментом. Организация работы поста безопасности. Эвакуация пострадавших при пожаре (ЧС).
20. Содержание учебной темы "Психологическая подготовка".
Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса. Методы и приемы психологической саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса. Планирование профессионального развития. Профессиональное становление. Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте. Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС. Общение с "жертвой" в очаге ЧС. Острые стрессовые реакции (далее - ОСР). Работа с людьми с ОСР. Экстренная допсихологическая помощь при попытке суицида. Толпа и психологические аспекты работы при большом скоплении людей. Ведение информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. Профилактика слухов. Социальный конфликт и способы разрешения конфликтных ситуаций. Бесконфликтное общение.
21. Содержание учебной темы "Пожарно-профилактическая подготовка".
Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре. Противопожарное водоснабжение. Автоматические установки обнаружения и тушения пожаров. Обеспечение безопасности людей при пожаре. Основы анализа пожаровзрывоопасности технологических процессов. Профилактика нарушений требований пожарной безопасности.
22. Содержание учебной темы "Оказание первой помощи".
Первая помощь: содержание, объем, организационные и юридические основы, общие принципы оказания первой помощи. Средства для оказания первой помощи. Основы сердечно-легочной реанимации. Асфиксия, утопление, электротравма. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при кровотечениях. Первая помощь при переломах и вывихах. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Транспортировка пострадавших.
23. Содержание учебной темы "Охрана труда".
Основные требования законодательства Российской Федерации об охране труда. Требования нормативных правовых актов к возмещению работодателями вреда, причиненного сотруднику (работнику) увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых (служебных) обязанностей. Требования нормативных правовых актов к порядку расследования и учету несчастных случаев на производстве. Требования нормативных правовых актов к проведению обязательного личного страхования. Требования правил охраны труда к объектам пожарной охраны и служебным помещениям. Требования правил охраны труда при несении караульной службы. Требования правил охраны труда при проведении практических занятий. Требования правил охраны труда при эксплуатации пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования. Требования правил охраны труда при выполнении основных и специальных работ на пожаре. Требования правил охраны труда при ликвидации последствий происшествий и ЧС.
24. Содержание учебной темы "Пожарно-строевая подготовка".
Введение в тему "Пожарно-строевая подготовка". Пожарно-спасательный спорт". Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами. Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями. Упражнения по спасанию и эвакуации пострадавших. Упражнения по боевому развертыванию пожарных расчетов. Упражнения по пожарно-спасательному спорту. Практическое занятие (преодоление 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни; пожарная эстафета 4x100 м; установка и подъем по трехколенной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни; боевое развертывание). Упражнения с аварийно-спасательным оборудованием и инструментом. Отработка нормативов по радиационной, биологической и химической защите, оказанию первой помощи.
25. Содержание учебной темы "Физическая подготовка".
Упражнения на силу (подтягивание на перекладине, подъем переворотом; упражнения с гирями и штангой; силовое комплексное упражнение). Упражнения на быстроту и ловкость (челночный бег; прыжки со скакалкой различной продолжительности на одной и двух ногах, на ограниченной опоре; бег - 100 метров; подвеска пожарной штурмовой лестницы в окно 2-го этажа учебной башни; лазание по наклонной или вертикальной лестнице).
VII. Планируемые результаты освоения программы
26. В результате обучения слушатели должны знать:
организационные основы обеспечения пожарной безопасности;
законодательные и иные нормативные правовые акты в области пожарной безопасности;
технические регламенты и нормативные документы по пожарной безопасности;
структуру, назначение и задачи Государственной противопожарной службы;
организацию и несение караульной службы пожарной охраны;
устройство и правила эксплуатации специальной защитной одежды и снаряжения, спасательных средств, механизированного и немеханизированного ручного инструмента, аварийно-спасательного оборудования, пожарных рукавов, рукавного оборудования, средств и оборудования пенного тушения, ручных пожарных лестниц, огнетушителей;
виды, назначение, устройство и технические характеристики основных пожарных автомобилей;
правила содержания и эксплуатации пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования;
правила охраны труда при работе с пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием;
типы и правила эксплуатации средств связи, применяемых в пожарной охране;
основные правила ведения радиообмена и требования радиодисциплины;
условия прекращения горения различными способами;
основную задачу на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ;
основные действия подразделений пожарной охраны по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ;
меры безопасности при ведении основных действий на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ.
27. В результате обучения слушатели должны уметь:
организовать и проводить действия при ликвидации пожаров и аварийно-спасательных работах, проводить проверки противопожарного состояния объектов и составлять документацию по их результатам;
применять пожарную технику, пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование при тушении пожаров и ликвидации аварий;
работать на средствах связи, применяемых в пожарной охране.
28. В результате обучения слушатели должны владеть:
навыками несения гарнизонной и караульной службы и проведения действий при ликвидации пожаров и аварий.
VIII. Организационно-педагогические условия реализации Типовой программы
29. Реализация Программы должна обеспечить приобретение слушателями знаний и умений, необходимых для осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
При реализации программы должны соблюдаться требования Порядка подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 26 октября 2017 г. N 472 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный N 50008), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 28 февраля 2020 г. N 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2020 г., регистрационный N 58812).
30. Срок освоения Типовой программы составляет не менее 16 часов.
Для обеспечения возможности достижения планируемых результатов, получения новой компетенции (квалификации), а также с учетом потребностей лица, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование, образовательной организацией срок освоения Типовой программы может быть увеличен.
31. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности обучающихся, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
Занятия, предусмотренные пунктами 20 и 21 Типовой программы, проводятся на специализированных оборудованных полигонах с необходимым материально-техническим обеспечением и специальным оборудованием.
32. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания обучающихся, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан соотносить новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.
33. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
34. В целях закрепления полученных при обучении теоретических знаний и практических умений, необходимых для безопасного выполнения работ, а также освоения и выработки непосредственно на рабочем месте практических навыков, безопасных методов и приемов выполнения работ обучающийся может пройти стажировку на конкретном рабочем месте под руководством более опытного специалиста.
IX. Оценка качества освоения Программы
35. Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по каждой учебной теме Типовой программы и итоговую аттестацию.
36. Формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слушателей устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
37. Освоение Программы завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности слушателей.
Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к итоговой аттестации не допускаются.
38. В соответствии с частью 3 и частью 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ 4 лицам, успешно освоившим Программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации), оформляемый на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией.
39. В соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ 5 лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
------------------------------
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 41, ст. 6959.
2Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
3Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3379.
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.