Лицензирование: правовые и организационные аспекты
Коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий) с момента их государственной регистрации могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В соответствии со ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). За предпринимательскую деятельность без лицензии в случаях, когда ее наличие обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, в ст.171 "Незаконное предпринимательство" УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим процедуру лицензирования, является Федеральный закон от 8.08.01 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон), вступивший в силу с 11 февраля 2002 г. Этот Закон претерпел существенные изменения в связи с принятием Федеральных законов от 13.03.02 г. N 28-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 21.03.02 г. N 31-ФЗ (в ред. от 10.07.02 г.) "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". Новая редакция Закона действует с 1 июля 2002 г.
Закон содержит основные понятия и подходы к лицензированию большинства видов предпринимательской деятельности, перечень которых указан в п.1 ст.17 Закона (введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в установленный перечень). При этом необходимо иметь в виду, что названный перечень не является исчерпывающим. Вне сферы регулирования рассматриваемого нормативного акта остались виды деятельности, указанные в п.2 ст.1 Закона:
деятельность кредитных организаций;
деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
деятельность в области связи;
биржевая деятельность;
деятельность в области таможенного дела;
нотариальная деятельность;
страховая деятельность;
деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
осуществление внешнеэкономических операций;
осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
приобретение оружия и патронов к нему;
использование результатов интеллектуальной деятельности;
использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
образовательная деятельность.
Лицензирование указанных видов деятельности ввиду их специфики регулируется специальными законами и иными нормативными правовыми актами, относящимися к определенному виду деятельности. Например, лицензирование деятельности в области связи регулируется Федеральным законом от 16.02.95 г. N 15-ФЗ "О связи" и Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.94 г. N 642. Лицензирование биржевой деятельности осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.02.92 г. N 2383-1 (в ред. от 21.03.02 г.) "О товарных биржах и биржевой торговле" и Положением о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9.10.95 г. N 981. При осуществлении деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг Федеральным законом Российской Федерации от 22.04.96 г. N 39-ФЗ (в ред. от 7.08.01 г.) "О рынке ценных бумаг" предусмотрено, что все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг выполняются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии. В частности, по договорам поручения или комиссии лицензированию подлежит брокерская деятельность поверенных (комиссионеров) при совершении ими гражданско-правовых сделок с ценными бумагами. При этом согласно ст.3 Закона N 39-ФЗ допускается передоверие брокерами совершения сделок, если это условие оговорено в договоре либо в случаях, когда брокер вынужден прибегнуть к этому силой обстоятельств для охраны интересов своего клиента с уведомлением последнего. Выполнение брокерской деятельности при передоверии возможно только при наличии лицензии у лица, на которого возлагаются указанные полномочия. Вопросы лицензирования брокерской деятельности регулируются Правилами осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденными постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11.10.99 г. N 9.
Утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности относится к компетенции Правительства Российской Федерации. В связи с принятием Закона Правительство Российской Федерации приняло постановление от 8.05.02 г. N 302 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности". Названный нормативный акт внес существенные изменения в регулирование вопросов лицензирования многих видов деятельности.
Одной из целей принятия Закона являлось сокращение количества лицензируемых видов деятельности. Со дня вступления в силу Закона лицензирование не указанных в п.1 ст.17 видов деятельности прекратилось. Необходимо обратить внимание на то, что поскольку не нуждается в лицензировании риэлтерская деятельность, то соответственно и Положение о лицензировании риэлтерской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 г. N 1407, утратило силу по постановлению Правительства Российской Федерации от 8.05.02 г. N 302. С 1 июля также прекратилось лицензирование деятельности арбитражных управляющих.
Согласно ст.2 Закона под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Вид деятельности, на проведение которого выдана лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Важно учесть, что посредники не имеют права осуществлять лицензируемый вид деятельности по лицензии того лица, которому она выдана. Посредник, ведущий деятельность, подлежащую лицензированию, и оказывающий лицензируемый вид услуг согласно договору поручения, комиссии или агентскому договору, обязан иметь собственную лицензию.
Лицензированию подлежат определенная деятельность, работы и услуги. Следует отметить, что товары в соответствии с Законом не лицензируются, а подлежат сертификации качества или соответствия тем или иным обязательным для определенных видов товаров нормам.
Лицензирование проводят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ст.7 Закона деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может выполняться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может проводиться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.02 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. Так, при оказании услуг по перевозкам морским транспортом пассажиров или грузов лицензирование проводит Министерство транспорта Российской Федерации, по перевозкам пассажирским транспортом пассажиров или грузов - Министерство путей сообщения Российской Федерации. Изменения и дополнения в эти Перечни могут быть внесены в том случае, если будет введено либо отменено лицензирование определенного вида деятельности, переданы полномочия по лицензированию конкретного вида деятельности в ведение других органов исполнительной власти.
Положительным фактором для лиц, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, можно считать увеличение принятым Законом минимального срока действия лицензии до 5 лет. По окончании этого срока он может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, установленном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии (ст.11 Закона). Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Необходимо обратить внимание на то, что Законом не предусмотрена возможность отказа в продлении срока действия лицензии.
Согласно ст.9 Закона для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом, запрещается.
Лицензирующий орган обязан принять документы соискателя по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.
За представление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказ лицензирующего органа о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии должен быть принят в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами (ранее указанный срок не должен был превышать 30 дней). Закон дает лицензирующему органу максимальный срок для принятия решения. Вместе с тем положением о лицензировании конкретных видов деятельности может быть установлен более короткий срок.
В пределах указанного срока лицензирующий орган обязан уведомить соискателя о принятии того или иного решения. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа. Пунктом 3 ст.9 Закона установлено два основания, по которым возможен отказ в предоставлении лицензии:
1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
2) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
В течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии (за плату допускается выдача дубликата).
Соискатель лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
Изменен порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии: заявление о переоформлении должно быть подано не позднее чем через 15 дней после окончания срока действия лицензии, срок переоформления увеличен до 10 дней, установлен фиксированный размер платы за переоформление документа - 100 руб. Кроме того, Законом установлено дополнительное основание для переоформления лицензии - при утрате документа.
Отказ лицензирующего органа в переоформлении документа Законом не предусмотрен.
В полномочия лицензирующего органа при осуществлении контроля за соблюдением лицензионных требований и условий включены следующие функции:
проведение проверок деятельности лицензиата;
получение объяснений и документов при проведении проверки;
составление актов (протоколов) проверки и вынесение решения по ним;
вынесение предупреждения лицензиату.
По результатам проведения проверки деятельности лицензиата лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии (на срок до 6 месяцев) или обратиться в суд за аннулированием лицензии (с использованием в качестве обеспечительной меры одновременное приостановление действия такой лицензии).
Следует обратить внимание на то, что с 1 июля 2002 г. не подлежит контролю лицензирование видов деятельности, не указанных в п.1 ст.17 Закона, срок действия лицензий на которые не истек.
Закон и иные нормативные документы о лицензировании не содержат обязательного условия об обязанностях лиц, имеющих лицензию на осуществление определенного вида деятельности, предоставлять интересующимся лицам (например, посредникам) необходимую информацию о лицензии.
Вместе с тем любое физическое или юридическое лицо вправе ознакомиться с реестром лицензий, а также за плату в размере 10 руб. вправе получить от лицензирующего органа в 3-дневный срок выписку о конкретном лицензиате с информацией, содержащейся в реестре лицензий:
сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
основание и дата аннулирования лицензии;
иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
В заключение следует отметить, что, несмотря на то что Закон не решил многие вопросы в сфере лицензирования большинства видов деятельности, он способствует совершенствованию лицензионного законодательства, направленного на создание более благоприятных условий для развития предпринимательства в России.
И. Горленко,
советник налоговой службы I ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 41, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71