Понятие системы договорных отношений в агропромышленном комплексе
В юридической науке уже давно высказывались суждения о существовании особой группы договоров в сельском хозяйстве. Так, в середине 50-х годов прошлого столетия некоторые ученые выделяли договоры с участием колхозов, специфика которых проявлялась в удельном весе колхозно-правовых элементов в содержании данного института по сравнению с гражданско-правовыми элементами. Подобные умозаключения были подвергнуты критике, поскольку большинство договоров в сельском хозяйстве регулируют имущественные отношения, а потому предложенное конструирование колхозно-правовых договоров, отличных от гражданско-правовых, в своей основе признавалось научно необоснованным. Однако этот вывод верен применительно к договорам, регулирующим однородные имущественные отношения между сторонами, выступающими по отношению друг к другу на началах формального равенства и автономии воли. Аналогичные высказывания других ученых были основаны на анализе преимущественно договоров, заключаемых в области товарооборота между промышленностью и сельским хозяйством. Наиболее последовательно указанная позиция отражена в концептуальных положениях Х.А. Рахманкулова, который писал, что предметом договоров, "заключаемых в области товарооборота между промышленностью и сельским хозяйством, являются в основном средства производства, имеющие по своей природе товарный характер. Товарный характер предмета отношений обусловливает и правовую природу этих договоров как гражданско-правовых актов"*(1). Таким образом, 30-40 лет назад ученые изучали в основном договоры, заключаемые сельскохозяйственными предприятиями с заготовителями и обслуживающими организациями, содержащие в разных "пропорциях" элементы гражданско-правовых договоров купли-продажи, подряда и услуг.
Примерно с середины 80-х годов ученые-аграрии перешли к изучению не отдельных договоров или их элементов, а к анализу всей системы договорных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций: 1)договоров общегражданских - купли-продажи, поставки, подряда и др.; 2)договоров, специфических именно для сельскохозяйственного сектора экономики, например аренды сельскохозяйственных земель, на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций, эксплуатацию водохозяйственных, гидротехнических и мелиоративных систем, агрохимическое обслуживание и т.д.; 3)договоров внутрихозяйственных*(2).
В настоящее время вряд ли найдутся серьезные аргументы, отрицающие роль гражданско-правовых договоров в регулировании имущественных отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и их контрагентами, которые строятся на основе формального равенства и автономии воли сторон. Вместе с тем в агропромышленном комплексе (АПК) помимо поименованных в ГК РФ заключается еще целый ряд договоров, регулирующих отношения, которые возникают в сфере использования бюджетных средств.
Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 марта 2001 г. N 192 "Об утверждении Порядка возмещения в 2001 году из федерального бюджета разницы в процентных ставках по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями агропромышленного комплекса"*(3) Минсельхоз России утверждает распределение объемов субсидий по субъектам Российской Федерации (в том числе для крестьянских хозяйств) и заключает с органами исполнительной власти этих субъектов специальные договоры о предоставлении субсидий (п.4 и 9). Во исполнение названных договоров осуществляется кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством возмещения им из федерального бюджета разницы в процентных ставках по кредитам, полученным в кредитных организациях (п.1).
Минсельхоз на основании указанного договора и выписок из ссудного счета заемщика и других документов, подтверждающих получение заемщиком кредита в банке и уплату начисленных по кредиту процентов, копий платежных поручений, подтверждающих целевое использование кредита, предоставляет заемщику субсидию (п.6 и 7). Подобные договоры Минсельхоз заключает и в сфере поставок средств химизации, агролизинга, агрокредита и др.
Сегодня даже стоящие на "твердых позициях цивилистики" представители аграрно-правовой науки вынуждены признавать наличие нетипичных договорных отношений в сельском хозяйстве. Так, М.И. Козырь, дав анализ постановлению Правительства РФ от 20 декабря 1998 г. "О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений"*(4) и Порядку дотирования за счет средств федерального бюджета цен на средства химизации, поставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2000 году, утвержденного 25 февраля 2000 г., пришел к выводу, что во исполнение названных актов предусматривается заключение по меньшей мере четырех "договоров на поставку химических средств" между различными субъектами, в том числе федеральным Министерством сельского хозяйства, в отношении одного и того же предмета - средств химизации, два из которых вообще не носят гражданско-правовой характер. Договор между Минсельхоз России и заводом - производителем специальной сельхозтехники также не может рассматриваться в качестве полноценного гражданско-правового договора и даже как договор в пользу третьего лица. По своей правовой природе этот документ приближается к заказу, который размещает госзаказчик при поставке товаров для государственных нужд. Однако отношения по частичному бюджетному финансированию приобретения средств химизации самостоятельными коммерческими организациями - сельскохозяйственными товаропроизводителями не подпадают под определение института государственного контракта, поскольку они не служат удовлетворению государственных нужд. В связи с эти М.И. Козырь предлагает специально обсудить "вопрос о целесообразности включения в ГК РФ самостоятельного раздела о договорах в сфере государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, и в частности о договорах по государственному дотированию части стоимости средств химизации, поставляемых сельхозтоваропроизводителям"*(5).
Отношения в сфере снабжения минеральными удобрениями регулируются как минимум тремя договорами: поставки, заключаемыми между предприятиями, производящими средства химизации, и специализированными снабженческими организациями либо сельскохозяйственными товаропроизводителями; поставки или купли-продажи, заключаемыми между снабженческими организациями и сельскохозяйственными организациями - получателями средств химизации; кредитными или бюджетной ссуды, заключаемыми Минсельхоз России с поставщиками-изготовителями средств химизации, а также с органами управления сельским хозяйством субъектов Федерации либо с их администрациями. Такой вывод сделан на основе анализа постановления Правительства РФ от 14 февраля 1997 г. N 166 "О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 году", в соответствии с которым разработан специальный акт - Порядок финансирования и поставки средств химизации сельскохозяйственным товаропроизводителям. Проекты цен на средства химизации (с учетом льгот, предусмотренных п.5 и 6 постановления N 166) по представлению заводов-изготовителей рассматривались Минсельхозпродом и согласовывались с органами управления агропромышленным комплексом субъекта Федерации. В соответствии с постановлением указанные органы доводили до сельхозтоваропроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств сведения о лимитах денежных средств, компенсирующих их затраты на приобретение средств химизации, выбирали на конкурсной основе один или несколько коммерческих банков для кредитования поставок средств химизации и заключали с победителями конкурса специальные кредитные договоры. Таким образом, названный нормативный акт предопределял перечень органов управления, участвующих в обеспечении сельского хозяйства средствами химизации, структуру договорных связей по снабжению сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами химизации, а также основные условия договоров.
В науке давно обращалось внимание на так называемые административные, хозяйственные, комплексные, смешанные, "нетипичные" и т.п. договоры. Так, А.В. Демин, исследуя содержание п.2. ст.124 ГК РФ, указывает на то, что "в договорных отношениях, в которых проявляются характерные признаки государственных органов как государственно-властных субъектов, наделенных соответствующими полномочиями прерогативного характера, применяются нормы иных отраслей, а именно международного, конституционного, административного, финансового, природоресурсного права. Но возникающие при этом правоотношения уже не являются гражданско-правовыми"*(6). И далее, исходя из анализа теоретической литературы, автор формулирует следующее определение: "Административный договор - это управленческое соглашение не менее двух субъектов административного права, заключенное на основе норм административного права в публичных целях, опосредующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения, правовой режим которого содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права". Итак, обеими сторонами административного договора являются, во-первых, субъекты административного права, во-вторых, договоры заключаются на основе норм административного права.
Однако в сфере АПК одной из сторон договора может быть Минсельхоз России, а другой - коммерческая организация, например АООТ "Росагроснаб" или государственно-акционерная - ОАО "Росагролизинг". И заключаются такие соглашения в соответствии со специальными постановлениями Правительства РФ, в которых определяются обязанности и права названного министерства по распределению бюджетных средств, контролю за их использованием сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими сельскохозяйственными коммерческими организациями.
Так, в соответствии с Порядком использования средств уставного капитала ОАО "Росагролизинг", направляемых на обеспечение агропромышленного комплекса по договорам финансового лизинга за счет средств, полученных из бюджетов различных уровней (утвержден решением Совета директоров ОАО "Росагролизинг" от 23 января 2002 г., протокол N 1) средства уставного фонда используются целевым образом на обеспечение предприятий АПК объектами лизинга на основе договоров среднесрочного и долгосрочного финансового лизинга (п.2). Финансирование лизингополучателей в соответствии со ст.85 Бюджетного кодекса РФ может реализовываться совместно с региональными и местными бюджетами (п.3). ОАО "Росагролизинг" распределяет средства своего уставного капитала в соответствии с ежегодно предоставляемыми Минсельхозом региональными лимитами средств на финансирование мероприятий по закупке и поставке объектов лизинга на условиях финансового лизинга и перечнем потенциальных лизингополучателей, имеющих особое значение для осуществления государственной политики в АПК (п.4 и 6).
ОАО "Росагролизинг" заключает договоры "генерального" лизинга с региональными лизинговыми компаниями, допущенными по результатам конкурса к лизинговым операциям в АПК, а те в свою очередь - "локальные" лизинговые договоры с конкретными лизингополучателями.
А.В. Демин отмечает, что договоры с участием органов государственного управления именуются в литературе по-разному: "Наряду с термином "административный договор" используются и другие, а именно: административный контракт, административно-правовое соглашение, публично-правовая сделка, координационное соглашение, ведомственное соглашение, управленческий договор, государственный контракт (договор), а также просто контракт, договор, соглашение, договоренность. Отдельные авторы используют такие термины, как координационно-управленческий договор (В.Д. Рудашевский), горизонтальные соглашения (Р.О. Халфина), организационно-административные соглашения (Б.Б. Хангельдыев), публично-правовой договор (М. Якуба) и другие".
Между тем З.С. Беляева высказала следующую точку зрения: "Нет и не может быть так называемых сельскохозяйственных или аграрно-гражданских договоров. ГК РФ не создает каких-либо препятствий для учета специфики сельского хозяйства в гражданско-правовых договорах, так как их условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.421). В ГК имеется специальный для сельского хозяйства договор контрактации. Кроме того, стороны могут заключить смешанный договор или договор, не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Вместе с тем комплексное изучение договоров сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках науки "аграрное право" необходимо и вполне оправданно, так как, оставаясь гражданско-правовыми, они имеют свою специфику и в совокупности влияют на производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей"*(7).
Подобные выводы представляются спорными.
Во-первых, в совокупности оба эти слова (и сельскохозяйственный, и аграрно-гражданский) - почти синонимы. Важнейшим признаком, характеризующим договоры с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей, является то обстоятельство, что они в соответствии с установившимся правовым режимом в единстве и согласованно должны регулировать все стороны сельскохозяйственного производственного процесса (управление производством, собственно производство растениеводческой и животноводческой продукции, сбыт сельхозпродукции). Исходя из характера этой деятельности заключаются договоры: внутрихозяйственные; индивидуального, семейного, коллективного подряда или арендного подряда; внешние - гражданско-правовые (поименованные и непоименованные в ГК РФ), регулирующие однородные имущественные отношения; внешние - в сфере управления, которые предопределяют содержание многих договоров, заключаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями с их контрагентами (товарного, денежного кредита и лизинга за счет специальных льготных фондов). Все эти договоры (не отдельные, а в совокупности, например договор контрактации, бесспорно, является гражданско-правовым) в литературе условно названы аграрными*(8).
Во-вторых, цель системы договоров в АПК заключается в согласованном регулировании отношений в различных сферах сельскохозяйственной производственной деятельности. "Система в праве, - пишет Д.А. Керимов, это объективное объединение (соединение) по содержательным признакам определенных правовых частей в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования". В приведенном определении можно выделить три признака системы в праве: объективное соединение правовых частей; структурно упорядоченное целостное единство этих частей; устойчивость и автономность функционирования данного единства.
Система договоров в АПК также состоит из правовых частей: внешних гражданско-правовых, регулирующих имущественные отношения в АПК; внешних, регулирующих отношения в сфере управления АПК; внутрихозяйственных.
В-третьих, регулирование различных сфер сельскохозяйственной деятельности осуществляется не одним, а несколькими взаимосвязанными договорами, опосредующими многочисленные действия сельскохозяйственных товаропроизводителей, их контрагентов и компетентных органов государства, выполняющих возложенные на них функции в сфере АПК. Такие договоры содержат предписания норм унифицированных или дифференцированных аграрно-правовых актов. Это обусловлено тем, что аграрное право, в отличие от гражданского, регулирует не изолированные, единичные сделки товарного обмена - между продавцом и покупателем, заказчиком и подрядчиком, заемщиком и заимодавцем и т.д., а определенные взаимосвязанные группы общественных отношений, возникающих в едином процессе производства сельскохозяйственной продукции (обработки земли, материально-технического обеспечения, финансирования и кредитования сельского хозяйства, а также государственного регулирования всех предыдущих частей и др.).
Так, изучение Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 580*(9), показывает, что отношения в сфере закупочных и товарных интервенций регулируются несколькими договорами: 1) закупки продукции государственными агентами; 2) хранения запасов сельхозпродукции интервенционного фонда; 3) договоров, вытекающих из биржевых сделок по продаже запасов сельхозпродукции интервенционного фонда (п.5, 8 и 10).
Анализ Федерального закона от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства"*(10) позволяет прийти к выводу, что залог сельскохозяйственной продукции является способом обеспечения исполнения договоров на закупку продукции для государственных нужд. Если залоговые операции производятся без участия уполномоченных государственных агентов, то нормы гражданского законодательства здесь вообще не применяются (ст.6).
Обязательственные правоотношения по предоставлению сельскохозяйственным товаропроизводителям денежных бюджетных агрокредитов за счет специальных фондов в 1997-1999 гг. регулировались на основе следующих юридических фактов: 1) соглашениями между Минфином и Минсельхозпродом России; 2) договором банковского счета, заключаемого Минсельхозпродом с соответствующим коммерческим банком-агентом; 3) договором между банком-агентом и заемщиком - сельскохозяйственным товаропроизводителем или другой уполномоченной организацией АПК.
Некоторые банки-агенты издавали свои внутренние распоряжения, уточнявшие порядок кредитования. Кредит предоставлялся предприятию-заемщику в целях проведения закупок сельхозпродукции для региональных и федеральных государственных нужд будущего урожая. Кроме того, для надлежащего исполнения договоров агрокредита сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими заемщиками администрации субъектов Федерации либо уполномоченные ими организации заключали с банками-агентами договоры гарантии или поручительства.
В-четвертых, устойчивость и автономность функционирования системы договоров в АПК проявляется в том, что многие виды аграрных договоров прямо предопределены специальными унифицированными или дифференцированными аграрно-правовыми актами.
В тех случаях, когда те или иные договоры не урегулированы прямо в специальных аграрно-правовых актах, стороны разрабатывают их самостоятельно. По этому поводу З.С. Беляева отмечает, что "партнерами сельскохозяйственных организаций по многим договорам являются предприятия-монополисты, которые сами разрабатывают типовые или примерные договоры. У сельскохозяйственных предприятий нет иного выхода, как присоединиться к этим договорам".
Однако "локальная" типизация приводит к тому, что разрабатываемые обслуживающими сельское хозяйство организациями-монополистами или сельскохозяйственными товаропроизводителями локальные образцы договоров практически не изменяются в течение многих лет. Этим обеспечивается устойчивость и автономность функционирования договоров в АПК, как однородных, смешанных, так и комплексных. Причем анализ многих договоров, заключаемых на практике, показывает, что будучи "локальными" монополистами, такие предприятия не могут полностью игнорировать особенности производственной деятельности сельскохозяйственных организаций.
В-пятых, предусмотренные в Гражданском кодексе нормы о гражданско-правовых договорах чрезвычайно абстракты и рассчитаны на регулирование столь же абстрактных имущественных отношений во всех сферах экономики. Они содержат единые унифицированные правила оборота любых вещей и не могут обеспечить учет всех правовых режимов земельных фондов, льготное кредитование и иные виды поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые установлены аграрным законодательством. В то же время нельзя отрицать роль норм Кодекса в заключении соответствующих договоров в АПК. Регулирующее воздействие ГК РФ в агропромышленном комплексе проявляется в том, что стороны на его основе в некоторых случаях выбирают тип договора, выясняют перечень существенных условий нужного им договора, его форму, руководствуются общими нормами о порядке заключения, учитывают основания изменения и прекращения договоров.
В-шестых, однако без соответствующей "нормативной привязки" публичных аграрно-правовых актов, закрепляющих основные методы государственного регулирования сельского хозяйства, примерных или типовых договоров (в разрешенных законом случаях) - различные типы гражданско-правовых договоров сами по себе не способны обеспечить согласованного регулирования единого процесса производства сельскохозяйственной продукции. В качестве таких привязок могут быть нормативно закреплены принципы договорных отношений в АПК, которые следует отразить в разделе о договорах разрабатываемого специального закона о развитии сельского хозяйства.
Без таких правовых привязок некоторые договоры, предусмотренные в ГК РФ, фактически не работают. Не случайно в литературе неоднократно признавалось, что, например, договор контрактации, предусматриваемый в ГК РФ, по сути, не применяется на практике. В связи с этим Н.Н. Веденин не исключает разработку специальных дополнительных нормативных актов "регулирующих порядок заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции"*(11). И с этим предложением следует согласиться, ибо принятие специальных аграрно-правовых актов, соответствующих примерных или типовых аграрных договоров (в разрешенных законом случаях) обеспечит "подключение" их к системе норм ГК РФ, устанавливающих основные нормативные модели гражданско-правовых договоров. Для этого, в частности, ранее было предложено в кодифицированном законе, посвященном государственному регулированию и развитию сельского хозяйства, "предусмотреть раздел, относящийся к договорам с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти нормы следует согласовать с соответствующими нормами ГК РФ и основными положениями и принципами аграрного права. Такой подход должен обеспечить единство и согласованность правового регулирования имущественных и: аграрных отношений с учетом подходящих к ним частно-правовых начал: Однако при заключении и исполнении договоров в сфере управления или использования денежных средств федерального и регионального бюджетов: приоритет должен отдаваться специальным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и аграрно-правовым законам, регулирующим отношения в сфере сельского хозяйства"*(12).
И наконец, специфика договоров в АПК проявляется и в особенностях нормативно-правового договорного режима, конструируемого уполномоченными правотворческими органами или самими сторонами, учитывающими природные свойства объекта правоотношения, например сельскохозяйственной продукции, специфику ее производства, как в договоре контрактации, или специальные организационно-финансовые меры поддержки (например, авансирование и предоставление товарных кредитов в рамках договорного правоотношения на закупку продукции для государственных нужд федеральных и региональных нужд). Особенности нормативно-правового договорного режима могут выражаться в строго регламентированном порядке использования объекта правоотношения, например денежных средств, перечисляемых предприятиям - изготовителям сельскохозяйственной техники и лизинговым компаниям из специального федерального лизингового фонда, формируемого в основном за счет средств федерального бюджета.
В состав нормативно-правового договорного режима входят как специальные нормативно-правовые акты, так и примерные или типовые договоры, разрабатываемые уполномоченными органами. При реализации сельскохозяйственной продукции на товарных биржах в договорно-правовой режим входят не только нормы о биржевых сделках (поручения, комиссии, агентского), но и специальные биржевые правила, уставы, положения и другие локальные акты. Договорно-правой режим зависит и от специальных нормативно-технических требований. Такие требования могут быть обусловлены необходимостью производства безопасных для потребителей, экологически чистых сельскохозяйственных товаров и т.п. Их и в дальнейшем необходимо закреплять в ГОСТах, ОСТах. Договорно-правой режим реализации сельскохозяйственных товаров зависит и от специальных нормативно-административных методов, таких как лицензирование, квотирование, санитарно-эпидемиологические преграды и т.п.
Нормативно-правовой договорный режим зависит также от соотношения императивных и диспозитивных норм, учитываемых сторонами в процессе заключения соответствующего специализированного договора. Императивные и диспозитивные нормы очерчивают только примерную модель поведения сторон договора. На эту особенность обращали внимание некоторые ученые. Так, характеризуя воздействие правовых норм на содержание договоров, профессор Б.И. Пугинский отмечает, что "законодатель преимущественно определяет не конкретное содержание обязательств, а порядок формирования, выработки условий договоров самими сторонами. Нормы о договорах содержат в основном не модели конечной, имеемой в виду деятельности, а скорее предписания по построению таких моделей"*(13).
Анализ приведенных научных положений показывает, что ученые при выявлении особенностей договоров акцентируют внимание на одном либо двух признаках: юридическом (закрепленный в нормах протекционизм - особый субъектный состав, оказание производственной помощи хозяйствам и др.) или производственном (создание нового вещественного продукта, особенности сельскохозяйственного производства). Представляется, что специфика сельскохозяйственной деятельности (производственно-экономический фактор) и ее основная цель - удовлетворение потребностей общества в сельхозпродукции - обусловливают необходимость разработки специальных аграрно-правовых актов, которые формируют нормативные модели договоров, учитывающие эти особенности, в том числе необходимость государственной защиты интересов сельского хозяйства, а тем самым и интересов всего общества. Причем важнейшим признаком, характеризующим специальные аграрно-правовые акты является то обстоятельство, что они в единстве и согласованно должны регулировать все стороны сельскохозяйственного производственного процесса.
Любое коммерческое сельскохозяйственное предприятие и фермер самостоятельно осуществляют производственную сельскохозяйственную деятельность, используя земельные участки как основное средство производства и предмет труда, соблюдают требования земельного и экологического законодательства. При этом они являются и объектом регулирования со стороны государственных органов. Будучи субъектом хозяйствования и объектом государственного протекционистского регулирования и управления, сельскохозяйственный товаропроизводитель становится таким социальным организмом, который своей деятельностью в соответствии с установленным правовым режимом порождает конкретные комплексные, составные правовые связи внутреннего и внешнего характера.
Все сказанное дает основания сделать следующие выводы. Специализированные договоры в агропромышленном комплексе - это система соглашений сельскохозяйственных товаропроизводителей и их контрагентов, а также уполномоченных государством агентов, органов государственного управления, представляющая собой устойчивое и автономное единство правовых частей (договоров гражданско-правовых, аграрно-управленческих и внутрихозяйственных), которые регулируют отношения во всех сферах АПК (управления производством, собственно производства растениеводческой и животноводческой продукции, сбыта сельхозпродукции, ее переработки) или "обслуживают" основное производство, особенности которых проявляются в характере нормативно-правового режима, конструируемого уполномоченными правотворческими органами или самими сторонами с учетом своих локальных экономических интересов и природной специфики сельскохозяйственного производства.
Конечно, в любом кратком определении вряд ли возможно исчерпывающе сформулировать признаки и особенности договоров в АПК. Однако приведенных признаков вполне достаточно, чтобы продолжить дальнейшее исследование наиболее важных проблем теории договоров в агропромышленном комплексе.
В.Е. Лукьяненко,
кандидат юридических наук профессор, заведующий кафедрой
гражданского права и процесса Ульяновского государственного
педагогического университета
"Законодательство и экономика", N 9, сентябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Рахманкулов Х.А. Договоры в сфере товарооборота между промышленностью и сельским хозяйством.- Ташкент: ФАН, 1969.- С.31.
*(2) См.: Аграрное право: Учебник для вузов; 2-е изд. испр. и доп. / Под ред. проф. Г.Е. Быстрова и проф. М.И. Козыря. - М., 2000. - С.362.
*(3) Российская газета. - 2001. - 24 марта.
*(4) СЗ РФ. - 1998. - N 52. - Ст.6410.
*(5) Договорные отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях перехода к рыночной экономике: Материалы "круглого стола"// Государство и право. - 2001. - N 7. - С.49-50.
*(6) Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1998. - С.28.
*(7) Договорные отношения: - С.37-38.
*(8) Подробнее см.: Лукьяненко В.Е. Проблемы договоров в сельском хозяйстве России: теория и практика. - Ульяновск, 2000. - С.74-75.
*(9) Российская газета. - 2000. - 4 сентября. - С.4.
*(10) СЗ РФ. - 1997. - N 29. - Ст.3501.
*(11) Веденин Н.Н. Договорные отношения в сфере реализации сельскохозяйственной продукции// Государство и право. - 1998. - N 1.С.41.
*(12) Лукьяненко В.Е. Указ. соч. - С.130-131, 299.
*(13) Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. - М., 1984. - С.114.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Понятие системы договорных отношений в агропромышленном комплексе
Автор
В.Е. Лукьяненко - кандидат юридических наук профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Ульяновского государственного педагогического университета
"Законодательство и экономика", 2002, N 9