Практика применения помилования в США
США, как известно, являются мировым лидером не только по уровню экономического развития, но и по числу регистрируемых преступлений. Одним из следствий такого лидерства является широкое применение наказания в виде смертной казни. В силу этого, а также учитывая особенности системы отправления правосудия и прежде всего специфику апелляционных процедур, "очередь смертников", многие годы ожидающих исполнения приговора, постоянно растет и на сегодня превышает 3700 осужденных.
Особый интерес к практике применения помилования таких осужденных обусловлен и особенностями современной политико-правовой ситуации, сложившейся в США в связи с все более резкой критикой системы правосудия в целом и, в частности, с растущим числом выявленных фактов необоснованного осуждения и применения смертной казни.
Последовательно нараставшее аболиционистское движение, в которое во многих штатах страны активно включились видные деятели законодательной и исполнительной власти, правозащитные, религиозные и другие общественные организации, в последние годы серьезно изменило отношение общества к этой мере наказания. В ряде штатов удалось вплотную подойти к установлению моратория на исполнение смертных приговоров, тем более что принятое в 2002 году решение губернатора штата Иллинойс о моратории на казни дало цепную реакцию. Впервые за последние 20-25 лет опросы общественного мнения зафиксировали резкое снижение поддержки этой меры наказания среди населения страны (с 77 до 62%, а затем до 51%).
В начале текущего года международные и национальные правозащитные организации провели серию аболиционистских акций в связи с 25-летием наступления так называемой "постфурмэновской эры", когда в стране после моратория 1972-1976 гг. было возобновлено вынесение и исполнение смертных приговоров. С тех пор по состоянию на 1 мая 2002 г. к этой мере наказания было осуждено около 5 тыс. человек, из них казнено 770 осужденных.
Отмечу, что, вероятно, ни в одной стране нет той открытости любой информации о применении смертной казни, как в США, - это и статистика, и любые данные о личности осужденного, дате назначенной казни, приведении приговора в исполнение, о ходе апелляции, применении помилования, о лицах, ошибочно осужденных, и т.д. В столице США функционирует единственный в мире Информационный центр, аккумулирующий и распространяющий информацию, связанную с применением смертной казни.
С каждым годом в стране в ходе апелляционных процедур все шире применяются тесты ДНК, позволяющие достоверно установить факт непричастности осужденных к совершенному преступлению и, следовательно, факт их необоснованного осуждения к смертной казни. В некоторых штатах использование таких тестов при рассмотрении апелляций осужденных к смертной казни стало обязательной процедурой, в других - вопрос о необходимости их обязательного применения по этой категории дел рассматривается законодательными органами, ибо постоянно растущее число освобожденных из "очереди смертников" получает все более широкий общественный резонанс.
Многочисленные факты судебных ошибок и осуждения невиновных, расовая и имущественная дискриминация подсудимых - еще один пласт общеизвестных пороков американской судебной системы. Справедливость ее резкой критики в конце 2000 года вынуждены были признать и руководство Министерства юстиции США, и руководство страны.
9 апреля 2002 г. стал одним из символов несовершенства американского правосудия, карающего смертной казнью душевнобольных, женщин и лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. В этот день из "очереди смертников" был освобожден и полностью оправдан 100-й необоснованно осужденный к смертной казни, и, понятно, этот своеобразный и печальный юбилей не мог не привлечь внимания общественности и в США, и за рубежом. Распространенность судебных ошибок является, вероятно, определенным психологическим фоном, на котором принимаются и решения о помиловании осужденных.
Особенности применения смертной казни в США связаны и с "географией" использования этой меры. Как известно, она применяется в 38 из 50 штатов страны, причем абсолютное большинство казней приходится на долю южных штатов (668 из 770), где всегда и с огромным отрывом лидировал Техас (265 казней). Для сравнения: в занимающей второе место Вирджинии за истекшие 25 лет приведено в исполнение 85 смертных приговоров, а в следующей за ней Флориде - 51. Отношение властей и руководства системы уголовной юстиции в этих штатах к смертной казни во многом определяет и практику помилования осужденных к этой мере наказания.
Законодательство штатов по-разному определяет полномочия и порядок применения помилования осужденных к смертной казни. Отмечу, что каких-либо строго определенных оснований для применения помилования законодательство штатов не содержит, хотя, как показывает анализ, они складываются весьма своеобразно и с трудом укладываются в традиционные для нас представления. Интегрирующим основанием для применения помилования таких осужденных являются "гуманитарные причины", к числу которых относятся "сомнения в виновности осужденного", нарушения психики, которые привели к утрате вменяемости, исправление осужденного и, наконец, личные убеждения губернатора штата. Впрочем, практика помилования дополняет этот перечень указаниями на неизлечимую болезнь осужденного, раскаяние, несоответствие приговора тяжести содеянного или несоизмеримость вины осужденного и других соучастников, ходатайство семьи погибшего и другие, не регламентированные законом основания применения этого исключительного института.
Если говорить о формах применения помилования к указанной категории осужденных, то их, по сути, всего три: освобождение в связи с оправданием осужденного (exoneration); замена смертной казни пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы, чаще всего, без права на досрочное освобождение (commutation); отсрочка исполнения смертного приговора на определенное время (reprieve).
Несмотря на рекордное количество осужденных, ожидающих исполнения смертного приговора, говорить о значительных масштабах применения помилования к ним не приходится.
За последние 25 лет помилование было применено лишь к 48 осужденным, причем 12 из них помилованы за последние 3 года, что скорее всего связано со скандально возросшим числом "смертников", оправданных в ходе апелляционных процедур (большинство из этих 12 помилованных освобождены именно из-за сомнений в их виновности).
В законодательстве штатов имеются весьма существенные различия, связанные с порядком рассмотрения ходатайств о помиловании осужденных и полномочиями губернаторов.
В 14 штатах (Алабама, Калифорния, Колорадо, Канзас, Кентукки, Нью-Джерси, Нью-Мехико, Нью-Йорк, Северная Каролина, Орегон, Южная Каролина, Вирджиния, Вашингтон, Вайоминг) помилование осужденных составляет прерогативу губернатора штата, который решает судьбу ходатайства о помиловании единолично.
В 9 штатах (Аризона, Делавэр, Флорида, Индиана, Луизиана, Монтана, Оклахома, Техас) губернатор обязан руководствоваться рекомендацией соответствующей комиссии или специального совета, куда входят представители органов уголовной юстиции и общественности штата.
В третьей группе штатов (Арканзас, Иллинойс, Мэриленд, Миссисипи, Миссури, Нью-Хэмпшир, Огайо, Южная Дакота, Теннесси) соответствующие комиссии или группы советников представляют губернатору свои рекомендации по существу ходатайства о помиловании, но они не носят обязательного характера - советники лишь фиксируют свое мнение.
В четвертой группе штатов (Коннектикут, Джорджия, Айдахо) решение вопроса о помиловании принадлежит соответствующей комиссии или совету, губернатор же в этой работе никак не участвует.
И, наконец, еще в 3 штатах (Небраска, Невада, Юта) полномочия губернатора сводятся лишь к обязательному присутствию на заседании соответствующей комиссии, которая и принимает решение по существу ходатайства о помиловании.
Что же касается осужденных за преступления, предусмотренные федеральным законодательством США, то по их ходатайствам о помиловании принимает решение Президент страны.
Теперь укажем основания помилования каждого из 48 осужденных к смертной казни, которые зафиксированы в соответствующих документах: 13 осужденных помилованы в связи с тем, что "смертный приговор был вынесен непропорционально содеянному" либо установлена меньшая степень вины, чем других соучастников, которым назначено более мягкое наказание; 13 осужденных помилованы с формулировкой "сомнительная виновность" (в буквальном переводе - возможная невиновность); 6 осужденным смертная казнь заменена пожизненным заключением в связи с тем, что "губернатор штата является противником смертной казни" либо у губернатора были сомнения в виновности осужденного; 6 осужденных помилованы с комбинацией аргументов - неизлечимая болезнь, раскаяние, возможное совершение преступления в состоянии аффекта, ходатайство семьи погибшего, преступление совершено в 17-летнем возрасте; 8 осужденных, в том числе 4 женщины, помилованы губернаторами двух штатов, указавшими лишь один мотив их решения - "покидая свой пост"; 1 - по личной просьбе Папы Римского; 1 осужденный, содержавшийся в федеральной тюрьме, был помилован президентом Б. Клинтоном в связи с его сомнениями в виновности осужденного, тем более что основной свидетель обвинения отказался от ранее данных показаний.
Разброс приведенных аргументов применения помилования достаточно широк, хотя их трудно назвать юридическими основаниями помилования, ибо чаще всего в указанных случаях судьба осужденного, казалась бы, должна была решаться не в порядке помилования, а в порядке пересмотра судебного приговора или путем отмены решения апелляционного суда. На самом деле применение помилования в США фактически идет по пути корректировки судебной практики.
Одна из основных причин такого положения дел состоит в том, что к моменту рассмотрения ходатайств о помиловании осужденные к смертной казни, как правило, уже провели в тюрьмах не менее 12-15 лет, и потому возобновление судебного следствия по этим делам, помимо других причин, связано со значительными практическими трудностями и финансовыми затратами.
Из приведенного перечня аргументов не трудно вычленить и роль субъективного фактора при принятии решений о помиловании, тем более что "личные убеждения губернатора" давно стали одним из оснований для принятия решения о помиловании. И еще о роли субъективного фактора. В Техасе, например, за 5 лет губернаторства Дж. Буша (1996-2000 гг.) совершено 152 казни, что составляет 68% от всех казней в США за последние 25 лет; за эти годы ни один из осужденных к смертной казни не был помилован. Такая же ситуация отмечена во Флориде, где в те же годы губернатором был родной брат нынешнего Президента.
Ознакомление с практикой помилования в США позволяет высказать некоторые сомнения, касающиеся изменений практики применения этого института в России. С моей точки зрения, традиционный порядок рассмотрения ходатайств о помиловании если и нуждался в корректировке, то никак не путем децентрализации полномочий федеральной Комиссии. Ибо, во-первых, на всей территории страны (в отличие от США) действует федеральное уголовное законодательство и, во-вторых, далеко не все осужденные отбывают наказание в местах лишения свободы тех субъектов Федерации, где был вынесен приговор. Поспешное формирование "местных" комиссий по помилованию не было подготовлено ни в юридическом, ни в организационном отношении. Уже самые первые итоги работы комиссий, помимо всего прочего, вызывают опасения, связанные не только с возможным появлением в регионах параллельной судебной системы и, следовательно, подменой судопроизводства в кассационных и надзорных инстанциях, но и с попытками нормотворческой деятельности, никак не основанной на законе и выходящей за пределы полномочий такого рода общественных комиссий.
Действовавшую до конца 2001 года Комиссию по помилованию можно было упрекать в тех или иных недостатках, а с ее рекомендациями не соглашаться. Но как быть теперь, если ходатайство о помиловании уже прошло все инстанции снизу доверху, а на самом последнем этапе оно отклоняется Президентом?
Это - лишь часть вопросов, которые поставило рассматриваемое нововведение и о которых заставило вспомнить ознакомление с американской практикой помилования осужденных.
В. Квашис,
доктор юридических наук (г. Москва)
"Российская юстиция", N 9, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Практика применения помилования в США
Автор
В. Квашис - доктор юридических наук (г. Москва)
"Российская юстиция", 2002, N 9, стр.70