Правовой режим коммерческих обозначений
Не раскрывая понятия коммерческого обозначения, Гражданский кодекс РФ лишь упоминает о нем (точнее не скажешь) в главе 54, посвященной договору коммерческой концессии. В частности, в ст.1027 ГК РФ в качестве одного из объектов исключительных прав, подлежащих передаче пользователю, названо коммерческое обозначение правообладателя*(1).
Тем не менее, несмотря на недостаток внимания российского законодательства к рассматриваемому институту, можно утверждать: речь идет об оригинальных (или не очень) названиях магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц, аптек и т.д., которые мы как потребители встречаем на каждом шагу. Иными словами, коммерческое обозначение - это то, что как-либо символизирует предпринимательскую деятельность коммерческой организации или, выражаясь языком Гражданского кодекса, ее предприятие (ст.132).
В принятой в 1999 г. Ассамблеей парижского союза по охране промышленной собственности и Генеральной ассамблеей ВОИС Резолюции (рекомендации) в отношении охраны общеизвестных знаков (далее - Совместная резолюция) используется тождественное понятие "указатель делового предприятия", под которым понимается любое обозначение, используемое для идентификации предприятия, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, организация или ассоциация.
Возможность самостоятельной индивидуализации предприятия в целом (или отдельных его частей - так называемых торгово-промышленных заведений), не связанной с именем его владельца, никогда не ставилась под сомнение в российской деловой практике. Так, известный российский коммерционалист А.И. Каминка отмечал, что интересы торгового оборота, несомненно, "выдвигают рядом с необходимостью употребления торговых фирм (т.е. фирменных наименований. - В.Б.), еще и необходимость совершенно самостоятельного обозначения отдельных предприятий", причем одна фирма может иметь надобность в пользовании для разных своих более или менее выделенных предприятий особыми названиями. "Нам кажется, - писал ученый, - что именно в торговом обороте, где доверие играет такую громадную роль, необходимо поощрять всевозможные способы запечатлевания в памяти публики деятелей торговли" и "практикуемые ими приемы ее ведения"*(2).
Возможность индивидуализации отдельных структурных единиц, входящих в состав предприятия, впервые была учтена в советском торговом законодательстве. Так, Положение об управлении заведением, входящим в состав треста (от 14 мая 1924 г.), разрешало проставлять на товарные знаки треста наименование завода, изготовившего соответствующую продукцию*(3). Однако это все (или почти все), что можно записать в актив института коммерческих обозначений советского периода*(4).
Действующее российское законодательство, как было сказано, также не содержит каких-либо правил, регламентирующих правовой режим коммерческих обозначений. Вместе с тем ГК РФ вполне определенно говорит о коммерческом обозначении как об объекте исключительных прав (интеллектуальной собственности) правообладателя (п.1 ст.1027, ст.138).
Если попытаться определить место коммерческого обозначения среди родственных ему объектов исключительных прав, то его наиболее близкими соседями окажутся фирменные наименования и товарные знаки.
Основное и, на наш взгляд, единственное различие коммерческого обозначения и товарного знака заключается в их юридической природе: первое индивидуализирует предприятие, второй - выпускаемые предпринимателем товары. В практическом же плане эти объекты схожи и даже взаимозаменяемы. Любое коммерческое обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака (при условии, что оно обладает достаточной различительной способностью), а незарегистрированный товарный знак вправе рассматриваться в качестве коммерческого обозначения. С точки зрения права, регистрация будет означать лишь изменение режима охраны объекта5.
Коммерческое обозначение и фирменное наименование отстоят друг от друга значительно дальше - каждое из них имеет больше специфических черт. Во-первых, первое понятие, безусловно, шире: оно объединяет не только словесные обозначения (наименования), но и символы, эмблемы, знаки, произведения изобразительного искусства и т.д. Во-вторых, указанные институты, с нашей точки зрения, имеют разные сферы применения. Коммерческие обозначения (во всех их вариациях) используются главным образом в отношениях между предпринимателями и потребителями. Фирменное же наименование в основном рассчитано на контрагентов коммерческой организации, или "деловых приятелей" (так называли поставщиков, банки и т.д. дореволюционные юристы).
Иными словами, если фирменное наименование символизирует экономическую (материальную) основу предпринимателя и его предприятия, то коммерческое обозначение - его "сбыт"*(6).
Содержание права на коммерческое обозначение, на наш взгляд, должно определяться по аналогии с правами на другие объекты интеллектуальной собственности. Общая норма содержится в ст.138 ГК РФ. Она гласит: "Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя". Таким образом, управомоченное лицо получает исключительное право использования коммерческого обозначения всеми возможными способами (на товарах, в рекламе, на предметах внешней атрибутики юридического лица и т.д.), в том числе в составе других объектов промышленной собственности (товарных знаков и фирменных наименований). При этом возможные коллизии следует разрешать по принципу "старшинства" столкнувшихся прав.
Безусловно, право на коммерческое обозначение должно иметь определенный "радиус действия", величина которого зависит от двух факторов. Первый из них - территориальный, т.е. указанное право существует лишь в границах известности бизнеса коммерческой организации. Второе ограничение связано с предметом деятельности и видом предприятия (промышленное, торговое и т.д.). В последнем случае "принцип исключительности" права на коммерческое обозначение ставится в зависимость от наличия или отсутствия между предпринимателями конкурентного правоотношения.
Смысл указанных ограничений становится понятен, если вспомнить о роли, которую играют коммерческие обозначения в гражданских правоотношениях: они решают задачу индивидуализации бизнеса субъектов предпринимательской деятельности (или их предприятий). Следовательно, там, где не существует опасности смешения таких предприятий (со стороны потребителей или контрагентов), не может существовать и интереса, подлежащего правовой защите.
Теперь несколько слов о распоряжении правом на коммерческое обозначение.
Полагаем, что возможность совершения сделок с коммерческими обозначениями не исчерпывается договором коммерческой концессии (франчайзинга). Это, прежде всего, обусловлено тем обстоятельством, что право на коммерческое обозначение входит в состав имущественного комплекса (предприятия) юридического лица, составляя один из элементов его нематериальных активов*(7). В этом качестве коммерческое обозначение может являться предметом купли-продажи, аренды, залога и иных сделок, связанных с распоряжением предприятием (ст.334, 559, 656 и др. ГК РФ).
Как представляется, не существует препятствий и к отчуждению права на коммерческое обозначение (независимо от распоряжения предприятием). В данном случае следует исходить из общих принципов гражданского права, в частности, свободы договора: согласно п.1 ст.8, ст.421 ГК РФ, стороны могут "сконструировать" любой договор, не противоречащий законодательству. К тому же, Гражданский кодекс предусматривает возможность купли-продажи, залога, аренды и т.д. не только предприятия в целом, но и его части (п.2 ст.132)*(8).
Также необходимо учитывать, что состав предприятия как имущественного комплекса не является величиной самодостаточной и, в конечном счете, определяется волей его собственника. Не исключена ситуация, когда все "имущество" предприятия будет состоять из одних нематериальных активов.
В отсутствие специального законодательства правовой режим коммерческих обозначений должен обеспечиваться с помощью норм о недобросовестной конкуренции. На наш взгляд, основой правового регулирования в данном случае должны быть положения ст.10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности (Россия как правопреемник СССР является участницей данной конвенции). В соответствии с указанной статьей подлежат запрету все действия, "способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или торговой деятельности конкурента"*(9).
Создание смешения в отношении различительного знака предприятия ("иного нежели товарный знак или фирменное наименование") рассматривается в качестве акта недобросовестной конкуренции в Типовых положениях о защите от недобросовестной конкуренции, подготовленных Международным бюро ВОИС (ст.2.2 iii)*(10).
Косвенная защита коммерческого обозначения возможна путем его регистрации в качестве товарного знака.
В настоящей статье намечены лишь контуры института коммерческих обозначений, которому сама жизнь требует уделить больше внимания. В конце концов, если не законодательство, то судебная практика придет к признанию права на коммерческое обозначение наряду с исключительными правами на традиционные объекты промышленной собственности (фирменные наименования и товарные знаки). Пока же о нем можно говорить скорее как об обычае делового оборота (ст.5 ГК РФ) или обычном праве, столь горячо любимом юридической наукой XIX столетия.
В заключение хотелось бы предложить следующую общую классификацию коммерческих обозначений:
- названия предприятий розничной торговли, бытового обслуживания и сферы услуг (в том числе магазинов, ресторанов, гостиниц и т.д.);
- эмблемы и другие символы фирменного стиля коммерческой организации, не подпадающие под правовой режим фирменных наименований и товарных знаков (фирменный лозунг, особое сочетание цветов и т.д.); к этому же классу можно отнести правовой режим незарегистрированных товарных знаков;
- наименования транспортных средств (в частности, морских и воздушных судов)*(11).
В.Ю. Бузанов
"Законодательство", N 8, август 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Нет определения коммерческого обозначения и в основном международном документе по охране промышленной собственности - Парижской конвенции 1883 г.
*(2) Каминка А.И. Очерки торгового права. Спб., 1912. С.153. К сожалению, неразработанность российского дореволюционного законодательства не позволила наполнить конкретным юридическим содержанием даже регламентацию "фирменных отношений", не говоря уже о нормировании отношений, связанных с использованием средств индивидуализации самого предприятия.
*(3) В соответствии с действовавшим в тот период законодательством тресты представляли собой объединения однородных в производственном отношении заведений, переведенных на хозяйственный расчет, с предоставлением права выступать в обороте в качестве самостоятельных субъектов (см.: В.М. Гордон. Система советского торгового права. Харьков, 1927. С.79.)
*(4) В настоящей статье не исследуется правовой режим коммерческих обозначений в такой специфической отрасли, как морское право.
*(5) В пояснительных примечаниях к Совместной резолюции к числу основных различий между товарными знаками и указателями делового предприятия отнесены следующие: 1) знаки различают товары или услуги, в то время как указатели деловых предприятий различают предприятия; 2) регистрация знаков осуществляется национальными или региональными органами (в большинстве случаев - ведомствами по товарным знакам), в то время как регистрацию указателей деловых предприятий в разных странах проводят различные административные органы, либо они вообще могут не регистрироваться.
*(6) В примечаниях к Совместной резолюции указатели делового предприятия неправомерно отождествляются с фирменными наименованиями. В частности, там сказано, что обозначениями, которые могут представлять собой указатели деловых предприятий, являются фирменные наименования, символы, эмблемы или логотипы предприятий. На наш взгляд, данные объекты принципиально различны как по своей юридической природе, так и по сферам их использования в гражданско-правовых отношениях (о чем уже было сказано).
*(7) Право на коммерческое обозначение (как и право на фирменное наименование) не упоминается в перечне нематериальных активов организации, предусмотренном положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. N 91н) (далее - Положение). Тем не менее, очевидно, что именно фирменное наименование коммерческой организации и коммерческое обозначение ее предприятия являются "материальными" носителями деловой репутации организации (см. разд.VI Положения). Это следует хотя бы из простого сопоставления перечня нематериальных активов, предусмотренного п.4 разд.I Положения, с составом "нематериальной" части предприятия (ст.132 ГК РФ).
*(8) Кроме того, в данном случае не существует проблемы неотчуждаемости "личного права", как это имеет место применительно к праву на фирменное наименование.
*(9) Как отмечается в комментариях к Парижской конвенции, данное положение представляет собой общую норму права для всех стран Союза и поэтому должно быть включено в их национальное законодательство или же применяться непосредственно их судебными и административными органами (См.: Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. М., 1977. С.165).
*(10) Согласно примечаниям к Типовым положениям, термин "различительный знак предприятия, иной нежели товарный знак или фирменное наименование", охватывает целый спектр обозначений, таких как символы, эмблемы, логотипы и девизы, используемые предприятием (при осуществлении промышленной или коммерческой деятельности) для выражения определенной индивидуальности в отношении предприятия и выпускаемых им продуктов (оказываемых услуг) (Публикация ВОИС N 832(R)).
*(11) В литературе предлагается использовать конструкцию коммерческого обозначения для определения правового статуса наименования домена в сети Интернет (см.: А.А. Осокин. Правовое содержание коммерческого обозначения // Патенты и лицензии. 2000. N 12). Как представляется, доменное имя является скорее одним из способов использования коммерческого обозначения. Причем наряду с последним в качестве доменного имени может быть зарегистрировано фирменное наименование, товарный знак и объект авторского права.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой режим коммерческих обозначений
Автор
В.Ю. Бузанов
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2002, N 8