Суд и подсудность
1. Полномочия суда
Суд - это учрежденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке орган государственной власти, осуществляющий правосудие и входящий в судебную систему Российской Федерации. Уголовное судопроизводство осуществляют входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции суды (Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды, военные суды) и мировые судьи.
Новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ) предоставил судебной власти более широкие полномочия. Суды вправе осуществлять контроль за дознанием и предварительным следствием, принимая решения в случае необходимости существенного ограничения прав и свобод личности. Основные полномочия суда выделены в отдельную статью (ст.29 УПК РФ). Данная норма реализует в уголовном судопроизводстве принцип осуществления правосудия только судом (ст.118 Конституции РФ) и гарантирует соблюдение конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ), неприкосновенность частной жизни (ст.23 Конституции РФ), неприкосновенность жилища (ст.25 Конституции РФ).
Выделяется две группы исключительных полномочий суда. Во-первых, к исключительным полномочиям суда относится признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему наказания, применение к лицу принудительных мер медицинского характера и воспитательного воздействия. Эти полномочия связаны с решением уголовного дела по существу. Во-вторых, только суд правомочен принимать решения о применении большинства мер процессуального принуждения - заключения под стражу, домашнего ареста, обыска и (или) выемки в жилище, наложения ареста на корреспонденцию и на имущество, контроле и записи телефонных и иных переговоров, отстранении обвиняемого от должности и др. (п.1-11 ч.2 ст.29 УПК РФ). К этой группе исключительных полномочий суда относятся также отдельные права суда, закрепленные в других статьях нового УПК РФ. Например, пункт 3 ч.6 ст.108 УПК РФ содержит право судьи продлить срок задержания. Обе группы включают в себя такое исключительное полномочие суда, как отмена или изменение принятых нижестоящим судом решений.
Среди иных полномочий суда в уголовном судопроизводстве важное место занимает рассмотрение жалоб на действия (бездействие) или решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или затруднить доступ граждан к правосудию (ст.125 УПК РФ).
Суд вправе вынести частное определение (постановление) в случае выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, нарушений прав и свобод граждан, других нарушений законов, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, а также в иных случаях, если признает это необходимым. В частном определении (постановлении) обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на необходимость принятия мер по установленным фактам.
2. Состав суда
Применительно к различным звеньям судебной системы и различным категориям уголовных дел действуют различные составы суда, рассматривающие дела по первой инстанции. Уголовные дела рассматриваются единолично и коллегиально. Мировые судьи, а в соответствующих случаях судьи гарнизонных военных судов единолично рассматривают дела, к которым может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы. В суде первой инстанции также единолично рассматривает уголовные дела судья федерального суда общей юрисдикции. Это, как правило, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы. В соответствии с новым УПК РФ рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях единолично судьей федерального суда общей юрисдикции или в коллегиальной форме зависит исключительно от волеизъявления обвиняемого. Если обвиняемый не заявит ходатайства о коллегиальном рассмотрении уголовного дела, то дело будет рассматриваться единолично судьей федерального суда общей юрисдикции. Также единолично осуществляется рассмотрение уголовных дел судьей районного суда в апелляционном порядке.
В настоящее время коллегиально дело по первой инстанции может рассматриваться коллегией из трех профессиональных судей, судьей и двумя народными заседателями или судьей и двенадцатью присяжными заседателями.
Коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции правомочна рассматривать уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого. Однако введение этой нормы отложено до 1 января 2004 г. В соответствии со ст.7 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" до 1 января 2004 г. уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматриваются судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до начала судебного заседания - коллегией в составе судьи и двух народных заседателей.
Судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о наиболее сложных преступлениях, указанных в ч.3 ст.31 УПК РФ. Обвиняемый вправе заявить такое ходатайство при предъявлении для ознакомления всех материалов. В дальнейшем ходатайство уже не принимается. Не влечет последствий и отказ обвиняемого от заявленного ходатайства, если ходатайство было подтверждено в ходе предварительного слушания. В коллегию присяжных заседателей включается два или более запасных заседателей.
Суд присяжных рассматривает дела в краевом (областном, городском) суде. В девяти краях и областях России с 1994 г. действуют суды присяжных. Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1999 г. обязал Федеральное Собрание незамедлительно внести в законодательство изменения, обеспечивающие на всей территории России каждому из обвиняемых в преступлении, за совершение которого может быть назначена смертная казнь, возможность реализации права на рассмотрение его дела судом присяжных. С 1 января 2003 г. суды с участием присяжных заседателей должны быть созданы и будут действовать на всей территории Российской Федерации.
Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.
При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.
3. Подсудность
Подсудность - это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которыми уголовно-процессуальный закон определяет суд, правомочный рассматривать данное дело в качестве суда первой инстанции. При определении суда, который должен рассматривать дело, учитывается компетенция суда, т.е. полномочия того или иного суда в судебной системе по рассмотрению уголовных дел. Для того чтобы установить, какому суду подсудно конкретное уголовное дело, сопоставляются свойства этого дела и компетенция судов.
Правила о подсудности направлены на обеспечение быстрого, полного и объективного рассмотрения дела. Соблюдение этих правил позволяет суду рассматривать дело там, где проживает большинство свидетелей и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Правила о подсудности, закрепленные в ст.31-36 УПК РФ, направлены на обеспечение быстрого, полного и объективного рассмотрения дела. Соблюдение этих правил позволяет суду рассматривать дела там, где проживает большинство свидетелей и других лиц, заинтересованных в исходе дела, которые могут присутствовать в судебном заседании, учесть специфику отдельных категорий преступлений (например, воинских преступлений), обеспечить объективность и быстроту рассмотрения дела. Правила о подсудности уголовных дел основаны на принципе равенства перед законом и судом (ч.1 ст.19 Конституции РФ). Поэтому важно, чтобы каждое дело рассматривалось именно тем судом, которому это дело подсудно, исключив возможность произвольного изменения подсудности.
Одним их неотъемлемых прав человека является право, чтобы конкретное уголовное дело рассматривалось и разрешалось судом законным, компетентным, независимым и беспристрастным (ч.1 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах). Это выражено и в правиле: "Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом" (ч.1 ст.47 Конституции РФ). Обвиняемый, потерпевший и другие участники судебного разбирательства имеют право знать, какой именно суд в соответствии с законом правомочен рассматривать конкретное уголовное дело. Это должно исключать субъективизм при решении вопроса о том, в какой суд направлять дело для рассмотрения. Подсудность дел должна быть точно установлена в законе, например по признаку его "особой сложности" или "особого общественного значения".
В зависимости от характера преступления, места совершения преступления, субъекта преступления принято выделять родовой (предметный) признак подсудности, территориальный (местный) признак подсудности, персональный признак подсудности и признак подсудности по связи дел.
Родовой (предметный) признак подсудности определяется родом (видом) преступления, составляющего предмет производства по уголовному делу, т.е. в конечном счете квалификацией преступления по статье Уголовного кодекса РФ. С помощью родового признака подсудности устанавливается, суд какого звена судебной системы компетентен рассматривать данное дело. Родовой признак подсудности определяется путем прямых указаний закона об отнесении определенной категории уголовных дел к ведению тех или иных судов.
Районному (городскому) суду подсудны все дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам, военным судам и мировому судье.
Мировой судья рассматривает дела о преступлениях, за которые наказание по Уголовному кодексу РФ, как правило, составляет не более трех лет лишения свободы. В то же время УПК РФ предусматривает большое количество исключений из этой нормы.
Статья 31 УПК РФ дает перечень преступлений, дела по обвинению в которых подсудны краевому, областному судам. К ним относятся, например, дела о преступлениях против государственной власти, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах. Эти дела обычно отличаются сложностью рассмотрения и разрешения (в них много эпизодов преступлений, несколько обвиняемых).
Территориальный (местный) признак подсудности определяется правилом о том, что уголовное дело должно рассматриваться судом по месту совершения преступления (ст.32 УПК РФ). В соответствии с этим, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то на данное дело распространяется юрисдикция суда по месту окончания преступления. При совершении преступления в разных местах уголовное дело рассматривается судом по месту совершения большинства расследованных по данному делу преступлений или по месту совершения наиболее тяжких из них. Правильное определение подсудности по территориальному признаку важно потому, что компетенция каждого суда распространяется на соответствующую административно-территориальную единицу (районного суда - на территорию района, областного суда - на территорию области и т.п). Территориальный признак подсудности позволяет распределить дела между одноименными судами, конкретизирует, к ведению какого именно суда относится данное дело (какого района, какой области и т.д.).
Изменение территориальной подсудности допускается лишь до начала судебного разбирательства и производится по ходатайству стороны, по инициативе председателя суда или с согласия всех обвиняемых. Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена в случаях удовлетворения отвода всему составу соответствующего суда или если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу (ст.35 УПК РФ).
Рассмотрение дела в том суде, в районе деятельности которого совершено преступление, целесообразно потому, что в этом месте, как правило, проживают подсудимые, потерпевшие и свидетели, судьи знают местные условия и могут их учесть при принятии решения. В этом случае обеспечивается наибольший предупредительный и воспитательный эффект судебного разбирательства. Если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, подлежащей юрисдикции этого суда, то с согласия всех обвиняемых территориальная подсудность может быть изменена. Изменение территориальной подсудности в этом случае разрешается в порядке, установленном для предварительного слушания, председателем вышестоящего суда или его заместителем.
Персональный признак подсудности связан с определенной должностной характеристикой субъекта преступления и действует в строго указанных в законе случаях. Так, например, уголовные дела в отношении депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей по их ходатайству должны быть рассмотрены Верховным Судом РФ (ст.452 УПК РФ). Персональный признак подсудности в этом случае связан с особыми гарантиями неприкосновенности депутатов, членов Совета Федерации, судей, он позволяет учесть при осуществлении правосудия особенности их профессиональной деятельности, а также избежать предвзятого отношения к подсудимому, если бы дело рассматривалось по месту совершения преступления.
Персональный признак положен в основу определения подсудности уголовных дел военным судам. При этом учитываются особенности военной службы и дислокации войсковых частей, не совпадающих зачастую с административным делением. Военные суды рассматривают уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы. Новое уголовно-процессуальное законодательство принципиально изменило подход к определению подсудности военных судов. Ранее действующий закон предусматривал, что при обвинении одного лица в совершении нескольких преступлений или группы лиц все дело подсудно военному суду, если оно ему подсудно хотя бы в отношении одного лица или одного преступления. В настоящее время действует другой принцип -рассмотрение уголовных дел военными судами в отношении лиц, не являющимися военнослужащими, не допускается (ч.2 ст.33 УПК РФ). К военнослужащим по существу приравнены граждане, проходящие военные сборы. Рассмотрение уголовных дел военными судами в отношении других лиц является исключением из общего правила и возможно только с их согласия в случае, если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них. При отсутствии согласия, а не только при наличии возражений, со стороны других лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. Очень важно, что предпочтение отдается суду общей юрисдикции в случае невозможности выделения в отдельное производство уголовного дела в отношении лиц, не являющихся военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. Такое уголовное дело должно рассматриваться судом общей юрисдикции в отношении всех лиц (ч.7 ст.31 УПК РФ).
Впервые в УПК определена подсудность военных судов, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации. Этим судам подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных не только военнослужащими, но и членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, то военные суды в отношении указанных граждан рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершенных при исполнении служебных обязанностей, либо посягающих на интересы Российской Федерации.
Признак подсудности по связи дел содержит правила, позволяющие определить, какой суд должен рассмотреть дело при соединении в одном производстве дел по обвинению одного лица или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, подсудных судам разного уровня. В этом случае уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом (ст.33 УПК РФ).
Передача уголовного дела из суда, которому оно подсудно, в другой суд. Недопустимость споров о подсудности
Вопрос о подсудности решается следователем и прокурором при направлении дела в суд. Судья, получивший дело от прокурора, должен решить, подсудно ли дело данному суду. В случае неподсудности дела данному суду оно должно быть направлено по подсудности без производства каких-либо процессуальных действий. Решение о направлении дела по подсудности должно быть выражено в постановлении судьи.
С согласия подсудимого суд вправе оставить дело, подсудное другому такому же суду, в своем производстве, если он уже приступил к его судебному разбирательству. Однако, если дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, оно во всех случаях подлежит передаче по подсудности (ч.3 ст.34 УПК РФ). Не допускается передача в нижестоящий суд дела, начатого рассмотрением в судебном заседании вышестоящего суда. Такая передача не допускается даже в случае переквалификации в вышестоящем суде действий обвиняемого на закон о менее тяжком преступлении, так как в этом случае вышестоящий суд уже принял одно решение по делу и он должен решить его по существу.
Следует различать правила о передаче дела в другой такой же суд (например, из одного районного суда в другой) и правила передачи дела из суда, которому оно подсудно, в вышестоящий.
Передача дела из суда, которому оно подсудно, в другой такой же суд осуществляется в целях наиболее быстрого, полного и объективного рассмотрения дела. Например: если суд, к подсудности которого отнесено дело, по тем или иным причинам не функционирует; при проживании обвиняемых, потерпевших, свидетелей в месте расположения суда; при наличии обстоятельств, устраняющих судей того суда, которому оно подсудно, от участия в рассмотрении дела.
Вопрос о передаче дела из суда, которому оно подсудно, в другой такой же суд разрешается председателем вышестоящего суда, а также заместителем председателя в пределах предоставленных им полномочий. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ указано, что обвиняемый обязательно должен быть извещен о причинах, по которым председатель вышестоящего суда передает дело на рассмотрение в другой суд.
Постановления о принятии дела к своему производству, о направлении дела по подсудности или о передаче дела в другой такой же суд не подлежат кассационному обжалованию и вступают в силу с момента вынесения. Если постановление вынесено с нарушением установленных законом правил, то оно может быть опротестовано председателем соответствующего вышестоящего суда в надзорном порядке.
Чтобы не допустить волокиты при рассмотрении дела в суде, закон запрещает споры о подсудности между судами. Всякое дело, направленное из одного суда в другой в предусмотренном УПК РФ порядке, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, в который оно направлено (ст.36 УПК РФ).
В постановлении Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности статьи 44 УПК РСФСР и статьи 123 ГПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан" обращено внимание на то, что такое регулирование оснований и порядка изменения подсудности не исключает произвольного решения вопроса о передаче дела в тот или иной суд и потому в этой части не соответствует ст.46 и ч.1 ст.47 Конституции РФ*. При передаче дела в другой суд необходимо, во-первых, выносить соответствующее судебное решение и обеспечивать право на обжалование принимаемого решения. Во-вторых, следует указывать точные основания (обстоятельства), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд.
Г.П. Ивлиев,
начальник Правого управления Государственной Думы,
кандидат юридических наук, доцент
"Гражданин и право", N 9/10, сентябрь-октябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
* СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1459.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд и подсудность
Автор
Г.П. Ивлиев - начальник Правого управления Государственной Думы, кандидат юридических наук, доцент
"Гражданин и право", 2002, N 9/10