Денежные выплаты лицам, досрочно уволенным с военной службы
в связи с организационно-штатными мероприятиями
Вооруженные Силы РФ стоят перед объективной и насущной необходимостью кардинальной военной реформы.
В настоящее время проходит оптимизация структуры Вооруженных Сил России. И Президент РФ, как Верховный Главнокомандующий, и Правительство отчетливо понимают, что этот процесс невозможен без решения основополагающих проблем, связанных с кадровым потенциалом силовых структур. Поэтому за последнее время изменения в существующем федеральном законодательстве и новые нормативные правовые акты направлены на увеличение материальной обеспеченности военнослужащих, усиление социальной защищенности, обретение уверенности в завтрашнем дне. Существенное сокращение численности Вооруженных Сил в большей степени проведено. Но в ближайшее время планируется последняя волна сокращения на 200 тыс. человек. И здесь крайне важно обеспечить те гарантии и льготы, которые предусматривают нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок прохождения военной службы.
В связи с сокращением численности российских Вооруженных Сил в настоящий момент нередко встречается досрочное увольнение с военной службы по контракту согласно подп."а" п.2 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями). В подобном случае, как правило, у военнослужащего не наступает права на пенсию за выслугу лет. Однако говорить о полной социальной незащищенности при таких обстоятельствах нет причин.
При увольнении военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, по организационно-штатным мероприятиям согласно ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматриваются некоторые денежные выплаты. В частности, единовременное пособие и ежемесячное социальное пособие или выплата оклада по воинскому званию.
Размеры единовременного пособия строго оговорены в зависимости от общей продолжительности военной службы, и сложности могут возникнуть только при определении выслуги лет (в данном случае не засчитывается продолжительность военной службы в льготном исчислении). Единовременное пособие увольняемым военнослужащим выплачивается за полные годы выслуги в календарном исчислении без округления их в сторону увеличения. Оно исчисляется из оклада по последней занимаемой воинской должности и оклада по воинскому званию на день исключения из списков личного состава.
При выплате единовременного пособия иногда финансовые органы ошибочно не учитывают государственные ордена (ордена) или почетные звания Союза ССР или РФ, которыми увольняемый военнослужащий был награжден в период прохождения военной службы. Избежать этого можно, если в приказе об исключении из списков личного состава будет указано, что военнослужащий награжден орденом или удостоен почетного звания.
Несколько сложнее обстоит дело с ежемесячным социальным пособием и выплатой оклада по воинскому званию. Выплата ежемесячного социального пособия в соответствии с п.4 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" производится военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет. Если продолжительность военной службы составляет 15 лет, ежемесячное социальное пособие выплачивается в размере 40 процентов суммы оклада денежного содержания. Каждый год выслуги более 15 лет дает прибавку в 3 процента.
Военнослужащим, уволенным по тем же основаниям и имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию, которое он имел на день увольнения.
Выплата ежемесячного социального пособия и оклада по воинскому званию осуществляется финансовым органом того министерства или ведомства, из которого был уволен военнослужащий.
Выплата может производиться следующими способами:
- непосредственно выдача денежной суммы в расчетной части финансового органа конкретной воинской части;
- перечисление денежной суммы на расчетный счет лица, уволенного с военной службы.
В первом случае может возникнуть целый ряд проблем как объективного, так и субъективного характера (например, удаленность места проживания бывшего военнослужащего от места дислокации воинской части).
Более предпочтителен второй путь решения данной проблемы. Сообщив в финансовый орган воинской части свой расчетный счет и другие необходимые банковские реквизиты, уволенный военнослужащий имеет большую вероятность своевременно и с меньшими затратами времени получать соответствующую денежную сумму.
Конечно же, говорить о своевременности выплаты целесообразно при стабильном финансировании самой воинской части.
Пятилетний срок для выплаты пособия и годичный срок для выплаты оклада по воинскому званию исчисляются со дня, следующего за днем исключения военнослужащего из списков личного состава.
Военнослужащим, уволенным с военной службы по контракту, которые в период получения ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию вновь поступают на военную службу, на службу в органы внутренних дел, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы РФ в качестве сотрудников, имеющих воинские или специальные звания, выплата указанных пособия или оклада прекращается со дня поступления на службу.
Это положение достаточно очевидно, однако весьма нечасто реализуется на практике. И вот из-за чего это происходит.
Кадровые аппараты министерств и ведомств, куда принимаются для прохождения службы граждане, ранее уволенные с военной службы по контракту, не сообщают о поступлении на службу данных лиц в кадровые аппараты по прежнему месту военной службы. В результате этого граждане получают денежное содержание по новому месту службы и ежемесячное социальное пособие или оклад по воинскому званию.
Чтобы избежать данной ситуации, сотрудники кадровых аппаратов должны сообщать необходимую информацию кадровому подразделению по месту прежней службы. А сотрудники кадрового подразделения доводят информацию до финансового органа, который и принимает решение об отмене выплаты ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию.
Таким образом, процесс выплаты ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию можно представить следующим образом:
1. При досрочном увольнении военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями сотрудники кадровых аппаратов определяют общую продолжительность военной службы, готовят приказ (приказы) об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава.
2. Сотрудником кадрового аппарата представляются в финансовый орган документы, подтверждающие факт увольнения с военной службы, и необходимые финансовые документы (как правило, это выписка из приказа об исключении из списков личного состава и денежный аттестат).
3. Увольняемый военнослужащий представляет в расчетную часть финансового органа воинской части расчетный счет и другие необходимые банковские реквизиты, на который следует перечислять денежную сумму указанного пособия или оклада по воинскому званию.
4. Финансовый орган производит ежемесячный перевод соответствующей денежной суммы по указанным банковским реквизитам.
5. При поступлении вновь на военную службу по контракту, а также на службу в органы внутренних дел, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы РФ в качестве сотрудников, имеющих воинские или специальные звания, кадровые аппараты министерства или ведомства сообщают о приеме на военную службу (службу) по месту прежней службы.
6. Сотрудники кадрового аппарата по месту прежней службы сообщают эту информацию в финансовый орган, осуществляющий перечисление денег уволенному военнослужащему.
7. Финансовый орган при получении информации о повторном приеме уволенного военнослужащего на военную службу (службу) прекращает выплату установленных Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих" ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию.
8. При увольнении с нового места службы - если уволенный военнослужащий не приобрел права на пенсию - ему возобновляется выплата ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию на время, оставшееся до истечения пятилетнего (в случае выплаты оклада по воинскому званию - годичного) срока с учетом времени предыдущей выплаты. При этом размер подлежащего выплате в оставшееся время пособия определяется с учетом выслуги лет и окладов денежного содержания на день последнего увольнения.
Военная служба - важнейшая составная часть обеспечения государственной независимости и суверенитета. Выполнение юридически закрепленных норм по социальной защите военнослужащих - одна из основополагающих задач в деле восстановления престижа и авторитета военной службы в современном российском обществе.
А.В. Кондрашин,
сотрудник кадрового аппарата воинской части
"Гражданин и право", N 9/10, сентябрь-октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Денежные выплаты лицам, досрочно уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями
Автор
А.В. Кондрашин - сотрудник кадрового аппарата воинской части
"Гражданин и право", 2002, N 9/10