Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 02.12.2022 N 1000-р
Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2030 года
I. Общие положения
Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшихся 27 марта 2019 г. и 6 октября 2020 г. и Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р.
Стратегия определяет цель, задачи, приоритетные направления развития физической культуры и спорта, целевые показатели реализации Стратегии с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Стратегия направлена на формирование и реализацию на региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Ведущим вектором Стратегии является межотраслевое и межведомственное взаимодействие, координация и консолидация деятельности заинтересованных федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных, научных и образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества, а также обеспечение единства нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта и иных социальных сферах на всей территории Республики Бурятия.
Стратегия является основой для разработки государственных программ Республики Бурятия.
Для обеспечения комплексного развития сферы физической культуры и спорта с учетом индивидуальных особенностей видов спорта и региональной специфики предусматривается разработка соответствующими спортивными федерациями региональных программ Республики Бурятия.
Для целей эффективного решения задач по реализации Стратегии предусматривается механизм определения видов спорта, вносящих наибольший вклад в развитие сферы физической культуры и спорта.
II. Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия
В 2020 году завершился срок реализации Стратегии до 2020 года. Анализ статистических данных показывает, что были достигнуты следующие значения целевых показателей:
Возросла доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 19,0% в 2010 году до 51,0% в 2021 году.
Доля детей и молодежи (возраст 3 - 29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи с 31,1% в 2010 году увеличилась до 80,3% в 2021 году.
Увеличилась численность занятых в области физической культуры и спорта с 2 076 человек в 2010 году до 2 394 человек в 2021 году.
Возросла численность спортсменов Республики Бурятия, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации с 91 человека в 2017 году до 148 человек в 2021 году.
Повысился уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности, так в 2016 году составлял 47,5%, в 2021 году - 61,0%.
Физическая культура и массовый спорт
С 2016 по 2021 годы доля населения, систематически занимающегося спортом, возросла с 31,5% до 51,0%.
Структура занятий спортом по различным возрастным группам неоднородна. В 2021 году в возрастной группе от 3 до 29 лет занимались 80,3% населения, граждан среднего возраста (мужчины 30 - 59 лет, женщины 30 -54 года) - 37,4%, граждан старшего возраста (женщины 55 -79 лет, мужчины 30 - 59 лет) - 16,0%. Основной рост доли населения, систематически занимающегося спортом в последние годы обусловлен в основном вовлечением в занятия спортом населения старше 30 лет.
В целях вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом населения Республики Бурятия в период 2016 - 2021 годы проведены более 12 000 физкультурных и спортивных мероприятий по 64 видам спорта.
Помимо традиционных спортивно-массовых мероприятий, таких как Республиканские зимние (летние) сельские спортивные игры, Фестиваль подледного лова "Байкальская рыбалка", Байкальский лыжный марафон и другие, в Едином календарном плане спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий Республики Бурятия появляются массовые, общественно-значимые мероприятия. Так, с 2018 года проходят Республиканские детские спортивные игры, объединяя ежегодно более 1 300 юных спортсменов со всей республики, Международный марафон "Чистый Байкал" на призы чемпионки мира Натальи Соломинской, участие в котором принимают свыше 3 000 любителей бега всех возрастных категорий.
При поддержке Буддийской традиционной Сангхи России в Республике Бурятия ежегодно проводится ряд спортивно-массовых мероприятий, основной целью которых является ознакомление с разновидностями бурятских игр и национальных видов спорта, укрепление межнациональных культурных связей, развитие и популяризация традиций, обычаев и бурятского языка.
С целью охвата физкультурно-оздоровительной работой всех возрастных групп населения в настоящее время в Бурятии работают 263 инструктора по физической культуре и спорту с населением по месту жительства (в 2010 году - 99). Охват систематически занимающихся физической культурой и спортом на сегодняшний день составляет более 30 тысяч человек.
Население республики активно принимает участие в мероприятиях ВФСК "ГТО". Увеличилось количество принявших участие в выполнении норм ГТО. Число выполнивших нормы на знак отличия с 427 чел. в 2016 г. выросло в период с 2016 г. по 2021 г. до 63 500 знаков отличия. Количество выполнивших нормы на знак отличия в 2021 г. составило 15 802 чел.
По итогам 2021 года, Республика Бурятия занимает 16 место среди субъектов Российской Федерации, в 2020 году - 20 место.
Спортивная инфраструктура
Количество объектов спорта с 2016 года по 2021 год выросло с 1 767 до 2 065 единиц. Количество городских и рекреационных объектов, приспособленных для занятий спортом, в 2021 году составило 207 единиц.
Учитывая увеличение численности лиц, занимающихся спортом, наблюдается положительная динамика загрузки спортивной инфраструктуры (в среднем с 41,6% в 2016 году до 71,6% в 2021 году). При этом средняя загрузка поддерживается на высоком уровне (73,6% - плоскостные сооружения, 71,5% - спортивные залы, 80,2% - стадионы с трибунами на 1500 мест и более).
В республике в период с 2016 по 2021 годы реализовано 88 мероприятий, направленных на развитие спортивной инфраструктуры республики. Построено 74 спортивных объекта (в 2016 г. - 3, в 2017 г. - 2, в 2018 г. - 5, в 2019 г. - 18, в 2020 г. - 38, в 2021 г. - 8), приобретено 2 спортивных объекта (2019 г.), реконструирован 1 объект (2019 г.), выполнен капитальный ремонт 5 спортивных объектов (2019 г. - 3, 2020 г. - 2).
Крупнейшие объекты, построенные за указанный период:
региональный центр по стрельбе из лука в г. Улан-Удэ Республики Бурятия;
региональный центр единоборств в г. Улан-Удэ Республики Бурятия;
спортивный центр с универсальным игровым залом в с. Бичура Бичурского района;
универсальный спортивный комплекс в с. Кабанск Кабанского района Республики Бурятия;
универсальный спортивный комплекс в с. Кижинга Кижингинского района Республики Бурятия;
спортивный зал в с. Сотниково Иволгинского района Республики Бурятия;
спортивный зал 30x18 м в с. Мухоршибирь Мухоршибирского района Республики Бурятия;
открытое спортивное универсальное плоскостное сооружение в с. Селендума, Селенгинского района Республики Бурятия.
В рамках федерального проекта "Спорт-норма жизни" в муниципальные образования республики в 2019 - 2021 годах поставлены 19 комплектов спортивно-технологического оборудования, в том числе 16 комплектов малых спортивных площадок (ГТО) и 3 комплекта физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа.
Реализация указанных мероприятий в период с 2016 по 2021 годы способствовала увеличению уровня обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта с 47,5% до 61,0% по состоянию на 01.01.2022 г. (в 2016 г. - 47,5%, 2017 г. - 49,6%, 2018 г. - 50,1%, 2019 г. - 55%, 2020 г. - 58,6%, 2021 г. - 59,5%, 2022 г. - 61,0%).
Одним из показателей реализации Федерального проекта "Спорт - норма жизни" является доведение уровня обеспеченности данного показателя до 63% к 2024 году.
Исходя из текущей статистики, невозможно оценить фактический спрос населения на спортивные объекты. В связи с этим необходима разработка инструментов обратной связи с населением в рамках цифровизации сферы физической культуры и спорта, что позволит измерить качество предоставляемых услуг, повысить загрузку существующих объектов и экономическую эффективность финансирования строительства новых объектов спортивной инфраструктуры.
Одним из инструментов решения данной задачи станут внедряемые в рамках Федерального проекта "Бизнес-спринт" комплекты спортивно-технологического оборудования для создания "умных спортивных площадок". В 2022 году запланирована поставка одного комплекта оборудования, в 2024 году - два комплекта оборудования.
Кроме того, в 2022 году в муниципальные образования республики запланирована поставка 10 комплектов спортивно-развивающего оборудования, предоставляемого на безвозмездной основе ООО "Спортмастер".
Спортивная подготовка
Комплекс элементов системы подготовки спортивного резерва включает спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, региональные центры спортивной подготовки, центры олимпийской подготовки, училища олимпийского резерва.
В настоящее время в Республике Бурятия создана отраслевая сеть организаций, осуществляющих и обеспечивающих спортивную подготовку:
Автономное учреждение Республики Бурятия "Центр спортивной подготовки",
Автономное учреждение Республики Бурятия "Республиканская спортивная школа олимпийского резерва",
Автономное учреждение Республики Бурятия "Республиканская спортивно-адаптивная школа",
Автономное учреждение Республики Бурятия "Республиканская спортивная школа плавания"
11 муниципальных спортивных школ олимпийского резерва
21 муниципальные спортивные школы.
В системе дополнительного образования осуществляют деятельность 15 детско-юношеских спортивных школ.
Численность занимающихся на 1 января 2021 года составляет 30 867 человек, из них на программах спортивной подготовки 17 959 чел., в системе дополнительного образования 12 908 человек.
Численность штатных тренеров составляет 480 человек, тренеров-преподавателей - 173.
В связи с вступлением с 1 января 2023 года Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" потребность в дополнительных ставках тренеров по Республики Бурятия с 2023 года составит 131 штатных единиц.
В целях выстраивания эффективной системы обеспечения спортивной подготовки в автономном учреждении Республики Бурятия "Центр спортивной подготовки" создан отдел по обеспечению подготовки спортивного резерва и отдел координации деятельности и методического обеспечения. С 1 января 2021 года в структуре Отдела введена ставка спортивного психолога.
С целью проведения мероприятий по отбору спортивно одаренных детей Республике Бурятия в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" в 2021 году передано четыре комплекса "Стань чемпионом".
В соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 09.10.2018 N 866 Автономная некоммерческая физкультурно-спортивная организация "СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ" признана федеральной экспериментальной (инновационной) площадкой на период реализации проекта. Федеральный экспериментальный (инновационный) проект "СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ" реализуется при поддержке Министерства спорта Российской Федерации, а также региональных органов власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, в том числе Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия. Данный отечественный программно-аппаратный комплекс используется для проведения тестирования детей в целях определения их способностей к занятиям определенным видом спорта.
Спорт высших достижений
Благодаря системному подходу к подготовке спортивного резерва количество спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды страны по видам спорта с 2017 года (91 чел.) увеличилось на 57 человек и составило к 2021 году 148 человек.
С 2017 года 30 спортсменам присвоено спортивное звание "мастер спорта международного класса, 46 спортсменам Республики Бурятия присвоено звание "Заслуженный мастер спорта".
В 2018 году в Зимних Олимпийских играх от Республики Бурятия впервые принимала участие спортсменка из Республики Бурятия, мастер спорта России международного класса Алиса Жамбалова (лыжные гонки).
В 2021 году в Летних Олимпийских играх в Токио-2020 в составе спортивных сборных команд Российского олимпийского комитета от Республики Бурятия приняли участие три спортсменки:
Светлана Гомбоева, Заслуженный мастер спорта России по стрельбе из лука,
Людмила Воронцова, мастер спорта международного класса по боксу среди женщин,
Стальвира Оршуш, Заслуженный мастер спорта России по вольной борьбе среди женщин.
С. Гомбоева стала серебряным призером Летних Олимпийских игр в Токио-2020 по стрельбе из лука в командном зачете.
В Паралимпийских играх в Токио-2020 приняли участие три спортсмена по спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата:
Михаил Асташев, Заслуженный мастер спорта России,
Баир Шигаев, Заслуженный мастер спорта России по стрельбе из лука среди лиц с поражением ОДА,
Татьяна Андриевская, Заслуженный мастер спорта России по стрельбе из лука среди лиц с поражением ОДА.
По итогам выступлений Михаил Асташев стал двукратным чемпионом в гонке преследования на дистанции 3000 метров среди спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата и в шоссейной гонке с раздельным стартом. Баир Шигаев - бронзовый призер Паралимпийских игр по стрельбе из лука.
Вырос и уровень проведения спортивных мероприятий на территории Республики Бурятия. Так, в 2019 году республика впервые принимала Чемпионат мира по боксу среди женщин. В 2021 году на высоком организационном уровне прошли предолимпийские чемпионаты России по вольной борьбе среди мужчин и среди женщин, по итогам которых формировалась сборная команда на Летние олимпийские игры в Токио-2020.
С ростом спортивного мастерства наших спортсменов усилился и контроль в "допинговом вопросе".
Несмотря на то, что за период с 2018 по 2021 год численность спортсменов высокого класса на этапе совершенствования спортивного мастерства возросла до 662 чел. (на 198%), на этапе высшего спортивного мастерства до 194 чел. (на 213%), важной остается задача сохранения перспективных спортсменов в системе подготовки спортивного резерва (детско-юношеский спорт).
Также необходимо совершенствовать научно-методическое, медико-биологическое, материально-техническое обеспечение спортивной подготовки и заниматься духовно-нравственным формированием спортсмена как гармонично развитой личности.
Адаптивный спорт
Целевыми ориентирами развития адаптивной физической культуры и спорта в Республике Бурятия являются развитие массовой адаптивной физической культуры, увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом; развитие детско-юношеского спорта; поддержка и развитие спорта высших достижений.
По данным федерального статистического наблюдения формы N 3-АФК за 2021 год в Республике Бурятия из 76 226 человек с инвалидностью 9 801 инвалидов систематически занимаются физической культурой и спортом, в том числе 4 290 детей-инвалидов.
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в Республике Бурятия выросла с 2,7% в 2013 году до 16,4% в 2021 году.
В республике 41 учреждение ведет физкультурно-оздоровительную работу с инвалидами, из них 20 в сфере физической культуры и спорта. Это БРО ОООИ "Общероссийская спортивная федерация спорта глухих", РОО "Федерация спорта лиц с поражением ОДА Республики Бурятия", РФСОО "Федерация спорта слепых Республики Бурятия", БРО "Специальная Олимпиада России", всероссийские общественные организации, физкультурно-оздоровительные клубы, работающие с инвалидами.
Численность специалистов, занятых в сфере адаптивной физической культуры и спорта, выросла с 23 чел. в 2017 году до 52 чел. в 2021 году.
В Республике Бурятия реализовывалась Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363, реализуется Государственная программа Республики Бурятия "Социальная поддержка граждан", утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 N 107.
Несмотря на это, охват инвалидов занятиями физической культурой и спортом в целом по республике остается невысоким по сравнению с общероссийским показателем.
Достижение целевого показателя "доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения, не имеющего противопоказаний для занятий физической культурой и спортом" возможно в условиях повышения доступности спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, открытия центра по адаптивным видам спорта и отделений в муниципальных районах Республики Бурятия.
Научное и кадровое обеспечение
Рост глобальной конкуренции в спорте высших достижений (в том числе за счет использования передовых технологий) предъявляет новые требования к подготовке кадров и научному обеспечению спорта.
Численность специалистов, занятых в сфере физической культуры и спорта, выросла с 2 370 чел. в 2017 году до 2 406 чел. в 2020 году.
Вместе с тем, с 2017 года отмечается сокращение численности тренеров на 8 человек и снижение доли молодых специалистов на 2 процентных пункта.
В соответствии с Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года индикатор по количеству организаций спорта на 18 000 населения в Республике Бурятия выполнен на 77,7%, а индикатор количества тренеров и инструкторов на 10 000 населения на 58%.
На фоне успешных выступлений спортсменов высокого класса в республике наблюдается ежегодный прирост занимающихся в спортивных школах. Так, в 2018 году в ДЮСШ и СШ занималось 26 303 спортсменов, в 2020 году - 30 428 человек, то есть количество занимающихся увеличилось на 3 697 человек, а численность штатных тренеров сократилась, что привело к увеличению нагрузки на 1 тренера. На данный момент потребность в дополнительных ставках тренеров составляет 131 единицу.
Достижение целевого показателя "доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом)" возможно только в условиях роста числа тренеров и иных специалистов, повышения их квалификации и производительности труда (в том числе за счет цифровизации сферы физической культуры и спорта).
Остается острым вопрос по доведению уровня заработной платы тренеров и инструкторов-методистов до средней по экономике в республике.
Прогрессирует дефицит профессиональных кадров и современной материально-технической базы в организациях спорта и спортивной медицины, не хватает специалистов для организации эффективного комплексного сопровождения спортивной подготовки (спортивные психологи, методисты, ученые, специалисты по спортивной медицине).
Рост спортивных результатов происходит лишь за счет улучшения различных частей системы подготовки в спорте. Необходим комплекс мер, одной из которых является разработка подходов и реализация научно-методического и медико-биологического обеспечения организаций, вовлеченных в подготовку спортивного резерва. Одним из ключевых направлений развития научно-методического и медицинского обеспечения является постоянный мониторинг процесса подготовки спортсменов на базе углубленной индивидуализации комплексных обследований.
Для решения этой проблемы необходима комплексная программа научно-методического и медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Республики Бурятия.
Цифровизация
В 2020 году региональные спортивные федерации перешли на цифровой Единый календарный план спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий Республики Бурятия, что существенно повлияло на оперативность заполнения финансовых документов и внесения соответствующих изменений.
В настоящее время создается единая автоматизированная информационная система, обеспечивающая сбор, анализ и распространение передового опыта и практик развития физической культуры и спорта.
Вследствие этого ключевой задачей в сфере цифровизации является разработка единого цифрового контура физической культуры и спорта, электронного паспорта спортсмена и информационных систем физической культуры и спорта с их интеграцией с информационными системами спортивной медицины, науки, образования, что позволит проводить отраслевое статистическое наблюдение за результатами обеспечения многообразных форм физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства, учебы и работы, формировать и развивать спортивную инфраструктуру в шаговой доступности с учетом потребностей лиц, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также выстраивать адресные коммуникации с конечным потребителем.
С 2021 года Республика Бурятия включена в пилотные испытания автоматизированной информационной системы "Мой Спорт", целью которых является совершенствование текущих и выявление новых функциональных возможностей для всех категорий пользователей.
АИС "Мой Спорт" предусматривает широкие функциональные возможности для всех участников процесса спортивной подготовки: спортсменов, их родителей и законных представителей, тренеров, организаций, осуществляющих спортивную подготовку, федераций по видам спорта и органов исполнительной власти, отвечающих за развитие спорта в регионе.
Финансовое обеспечение
За последние четыре года финансирование расходов на физическую культуру и спорт выросло с 663 457,9 тыс. рублей (в 2018 году) до 2 004 394,1 тыс. рублей (в 2021 году).
За этот период доля расходов на физическую культуру и массовый спорт выросла в три раза за счет соответствующего увеличения доли расходов на спортивную подготовку и спорт высших достижений.
Растет потенциал привлечения в сферу физической культуры и спорта частного финансирования, при этом доля внебюджетных средств составляет в 2019 г. - 8,4%, 2020 г. - 0,1% и 2021 г. - 2,2%.
III. Цель, задачи, этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии
Целью Стратегии является формирование приоритетов государственной политики в сфере физической культуры и спорта, основных направлений и механизмов, способствующих созданию условий, обеспечивающих равные возможности гражданам республики вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, и способствующих повышению конкурентоспособности российского спорта.
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.
Задачи Стратегии включают в себя:
обеспечение доступных условий и равных возможностей для занятий физической культурой и спортом для граждан всех возрастных категорий;
обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом, спортивной реабилитацией для лиц с ограниченным возможностями здоровья и инвалидов;
формирование системы мотивации различных категорий населения, включая лиц старшего возраста, социально незащищенных слоев населения, к физическому развитию и спортивному образу жизни;
создание возможностей для самореализации и развития способностей граждан в сфере физической культуры и спорта;
повышение эффективности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом;
совершенствование системы спортивной подготовки детей и молодежи, а также формирование условий для развития школьного и студенческого спорта;
повышение эффективности системы поиска, отбора и сопровождения спортсменов на каждом этапе спортивной подготовки;
создание межотраслевой кластерной системы научно-методического, медико-биологического и медицинского обеспечения спорта с развитием экспериментальной и инновационной деятельности;
формирование условий нулевой толерантности к нарушению антидопинговых правил, улучшение имиджа страны;
выработка и реализация системного подхода к проведению на территории Республики Бурятия крупнейших международных спортивных мероприятий и эффективному управлению их наследием;
совершенствование модели государственного управления сферой физической культуры и спорта на основе межведомственных и межотраслевых путей организации деятельности;
обеспечение эффективного взаимодействия между субъектами сферы физической культуры и спорта;
создание эффективной системы управления стратегическим развитием сферы физической культуры и спорта;
совершенствование подхода к управлению спортивной инфраструктурой, в том числе на этапах планирования, проектирования и эксплуатации;
повышение эффективности расходования бюджетных средств, разработка инструментов повышения уровня коммерциализации сферы физической культуры и спорта;
совершенствование процесса сбора, анализа и управления данными, увеличение эффективности и скорости принятия управленческих решений с использованием цифровых технологий;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового резерва в сфере физической культуры, спорта и спортивной медицины;
совершенствование нормативно-правовой базы для развития сферы физической культуры и спорта;
обеспечение безопасности при проведении физкультурно-спортивных мероприятий;
содействие воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности путем обеспечения высокого уровня духовно-нравственных и этических ценностей в сфере физической культуры и спорта, в том числе путем развития взаимодействия с традиционными конфессиями на территории Республики Бурятия;
совершенствование системы духовной поддержки спортсменов и соблюдения их права на свободу вероисповедания в рамках участия в международных, всероссийских и региональных спортивных мероприятиях, изучение и использование опыта традиционных религий Российской Федерации.
План мероприятий по реализации Стратегии (далее - план) включает 2 этапа:
I этап - 2022 - 2024 годы;
II этап - 2025 - 2030 годы.
План включает информацию о сроках выполнения Стратегии и об ответственных исполнителях, обеспечивающих реализацию ее мероприятий.
Реализация I этапа плана характеризуется необходимостью нивелирования негативного воздействия пандемии и формирования необходимых условий для интенсивного развития сферы физической культуры и спорта в последующие годы. Развитие сферы физической культуры и спорта будет осуществляться в рамках Государственной программы Республики Бурятия "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики".
На I этапе реализации плана планируется осуществить:
установление эффективной коммуникации с различными целевыми аудиториями для адресной мотивации населения к физическому развитию, формированию потребности в двигательной активности у всех категорий населения;
формирование в результате совместной деятельности в области спорта и образования, реализуемой Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия и Министерством образования Республики Бурятия, единого спортивно-образовательного пространства, направленного на развитие детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, а также обеспечение преемственности и взаимосвязи всех уровней образования и физической культуры и спорта;
обеспечение в рамках системы подготовки спортивного резерва эффективного поиска, отбора и сопровождения на каждом этапе спортивной подготовки наиболее перспективных спортсменов на основе реализации федеральных стандартов спортивной подготовки и современных методик спортивной тренировки;
создание межотраслевой системы комплексного научно-технологического сопровождения, медико-биологического, медицинского и антидопингового обеспечения подготовки спортивного резерва, а также обеспечение развития экспериментальной и инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта;
построение эффективной структуры стратегического управления в сфере физической культуры и спорта с учетом индивидуальных особенностей видов спорта и региональной специфики;
создание и функционирование единой цифровой платформы в сфере физической культуры и спорта, а также осуществление значительной части функций органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта с использованием цифровых технологий.
На II этапе реализации плана предполагается активное содействие субъектам физической культуры и спорта в части достижения высоких спортивных результатов и повышения качества жизни посредством занятий спортом, внедрения инновационных подходов и технологий в систему управления сферой физической культуры и спорта, а также увеличения вклада сферы физической культуры и спорта в экономику республики, в том числе:
обеспечение для большей части населения в шаговой доступности организационных и инфраструктурных условий для занятий физической культурой и спортом, включая адаптивный спорт;
создание необходимых материально-технических и организационных условий, включая спортивную инфраструктуру, для вхождения наших спортсменов в число сильнейших в неофициальном общекомандном зачете по результатам выступлений на чемпионатах и первенствах России, Европы, мира, Олимпийских играх, а также успешного выступления на Паралимпийских и Сурдлимпийских играх;
обеспечение дальнейшего развития механизмов межотраслевого взаимодействия;
обеспечение лидирующих позиций Республики Бурятия в системе детско-юношеского и студенческого спорта;
формирование положительного имиджа Республики Бурятия во всероссийском и международном спортивном сообществе как региона, имеющего высокие спортивные достижения, ведущего активную борьбу с допингом и обеспечивающего исчерпывающие условия для развития всех видов спорта;
формирование комплексного подхода к планированию, проведению и управлению наследием международных спортивных соревнований на территории Республики Бурятия, обеспечивающего максимальный вклад таких соревнований в социально-экономическое и инфраструктурное развитие субъекта;
разработка инструментов для комплексного управления развитием спортивной инфраструктуры с учетом долгосрочных экономических, демографических и градостроительных тенденций (в том числе в части территориального планирования);
создание условий для привлечения к развитию физической культуры и спорта внебюджетного финансирования и роста инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта;
осуществление перехода к управлению сферой физической культуры и спорта на базе единой цифровой платформы.
Система мероприятий по достижению результатов и целевых показателей Стратегии разработана на основе указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
IV. Приоритетные направления развития сферы физической культуры и спорта
Для достижения цели и решения задач Стратегии, а также с учетом национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", сформированы следующие приоритетные направления развития:
совершенствование здоровья и благополучия, а также повышение уровня жизни населения;
развитие системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений;
развитие кадрового потенциала физической культуры, спорта и спортивной медицины;
развитие научного обеспечения физической культуры, спорта и спортивной медицины;
развитие системы антидопингового обеспечения;
развитие инфраструктуры физической культуры, спорта и спортивной медицины;
совершенствование системы управления отраслью и взаимодействия между субъектами физической культуры и спорта;
цифровая трансформация системы управления отраслью;
развитие экономической модели физической культуры и спорта;
развитие межрегионального и международного спортивного сотрудничества;
формирование комфортной и безопасной среды в сфере физической культуры и спорта.
В рамках приоритетного направления по совершенствованию здоровья и благополучия, а также по повышению уровня жизни населения Республики Бурятия посредством занятий физической культурой и спортом предусматриваются:
совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей комплексную правовую регламентацию массового спорта, в том числе адаптивного, закрепление целей, задач и принципов его развития, установление правового статуса физкультурно-спортивных клубов, их учредителей и участников, мер государственной поддержки, установление особенностей организации и проведения массовых спортивных мероприятий и соревнований;
развитие системы физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и работы граждан, включая комплекс мер, направленных на стимулирование их создания и деятельности на региональном и муниципальном уровнях;
развитие системы физкультурно-спортивных обществ и клубов;
развитие физической культуры и спорта в сельской местности, включая обеспечение сельского населения доступом к спортивной инфраструктуре и занятиям физической культурой и спортом, привлечение квалифицированных специалистов для работы на сельских территориях и развитие системы спортивно-массовых соревнований;
разработка маркетинговой и коммуникационной стратегии по продвижению спорта и здорового образа жизни, направленной на формирование потребности и осознанного отношения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в том числе путем построения адресных коммуникаций с целевыми аудиториями с учетом их предпочтений и мотиваций к занятиям физической культурой и спортом, и обеспечивающей координацию деятельности Министерства спорта и молодежной политики Республики Бурятия с региональными спортивными федерациями, некоммерческими, общественными и религиозными организациями и объединениями;
повышение степени информированности и уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта среди населения посредством просветительской деятельности в организациях по месту жительства, учебы, работы и отдыха населения;
совершенствование и развитие механизмов информационного обеспечения деятельности в сфере физической культуры и спорта, в том числе освещение массовых физкультурных и спортивных мероприятий в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", социальных медиа, а также продвижение различных проектов, акций и мероприятий, направленных на вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;
учреждение и проведение Года детско-юношеского спорта, направленного в первую очередь на формирование у граждан Республики Бурятия потребности в здоровом образе жизни и занятиях спортом;
содействие повышению двигательной активности населения (в том числе в случае ограничения мобильности населения в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений);
разработка системы дистанционного проведения физкультурных и спортивных мероприятий;
совершенствование системы поощрения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) на знаки отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
внедрение соревновательных элементов в систему Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
разработка и реализация мер по повышению активности участия лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в мероприятиях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
разработка Концепции развития детско-юношеского спорта в Республике Бурятия;
организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях и внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, направленной на увеличение сети школьных и студенческих спортивных клубов, участие таких клубов в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых соответственно школьными и студенческими спортивными лигами;
эффективная реализация межотраслевой программы развития школьного и студенческого спорта и региональной программы "Плавание для всех";
развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включая развитие системы спортивно-адаптивных школ;
содействие оздоровлению населения средствами адаптивной физической культуры (в том числе вследствие перенесенных заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19);
развитие военно-прикладных, служебно-прикладных, авиационных и технических видов спорта, в том числе в системе Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России";
содействие развитию компьютерного спорта;
содействие развитию корпоративного спорта (в том числе за счет развития системы корпоративных соревнований и стимулирования работодателей);
содействие развитию национальных видов спорта как части традиционной культуры народов, населяющих Республику Бурятия;
совершенствование форм и методов гражданско-патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта, направленное на формирование нравственных идеалов, основанных на традиционных духовно-нравственных ценностях многоконфессиональной духовной культуры Российской Федерации, уважения, честной спортивной игры и других ценностей Олимпийского движения, среди всех категорий граждан, занимающихся физической культурой и спортом.
В рамках приоритетного направления по развитию системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений, предусматриваются:
обеспечение условий для успешного выступления спортсменов Республики Бурятия в составе спортивных сборных команд Российской Федерации, в том числе юношеских, в международных спортивных соревнованиях, включая Олимпийские, Паралимпийские и Сурдлимпийские игры;
обеспечение непрерывного тренировочного процесса спортивных сборных команд Республики Бурятия (в том числе в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений);
совершенствование системы реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и функциональной подготовленности спортсменов;
развитие системы поиска, отбора и комплексного сопровождения спортивно одаренных детей, включая их спортивную ориентацию, с учетом положительного опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" при участии регионального центра спортивной подготовки;
разработка и совершенствование программ спортивной подготовки по видам спорта на всех этапах ее осуществления, учитывающей тенденции развития мирового спорта и науки, а также баланс интересов задействованных субъектов сферы спорта;
создание училища олимпийского резерва;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы системы подготовки спортивного резерва, в том числе вопросы деятельности училища олимпийского резерва и регионального центра спортивной подготовки;
обеспечение взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.
В рамках приоритетного направления по развитию кадрового потенциала физической культуры, спорта и спортивной медицины, предусматриваются:
развитие системы повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта, в том числе специалистов физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование механизма целевого практико-ориентированного обучения специалистов в сфере физической культуры и спорта с применением дистанционных образовательных технологий на основе мониторинга и прогноза кадровой потребности необходимого числа профильных специалистов, соответствующих современным требованиям к уровню компетенций;
формирование системы социальной адаптации и профориентации спортсменов на дальнейшую карьерную траекторию в сфере физической культуры и спорта, в том числе развитие механизмов преференций для спортсменов высокой квалификации в сфере получения образования и трудоустройства;
стимулирование волонтерского движения в спорте.
В рамках приоритетного направления по развитию научного обеспечения физической культуры, спорта и спортивной медицины предусматриваются:
разработка межведомственной программы медико-биологического и научно-методического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Республики Бурятия по видам спорта;
формирование межведомственной системы комплексного сопровождения спортивной подготовки, включающей диагностические методики и научный анализ оценки показателей здоровья, физического развития, функциональной, технической, психической, тактической подготовленности, в том числе методики восстановления и повышения резервного потенциала спортсмена, способствующие сохранению здоровья и повышению эффективности тренировочного процесса;
развитие межведомственной интеграции в деятельности комплексных научных групп спортивных сборных команд Республики Бурятия по видам спорта с формированием научной системы дистанционного персонифицированного мониторинга, научно-методического анализа подготовленности и комплексного сопровождения спортсменов, а также комплектования комплексных научных групп специалистами;
совершенствование ресурсного обеспечения спортивно-тренировочных баз, учреждений спортивной подготовки и спортивной медицины для реализации мероприятий научно-методического сопровождения, проведения научных исследований и внедрения лучших практик с учетом специфики видов спорта.
В рамках приоритетного направления по развитию системы антидопингового обеспечения предусматриваются:
усиление механизмов контроля и системы мониторинга антидопинговой политики, тренировочных процессов спортивных сборных команд Республики Бурятия;
реализация мероприятий по предупреждению случайного использования допинга в системе обеспечения сборных команд и спортивного резерва, включая совершенствование механизмов контроля качества лекарственных средств, биологически активных добавок и специализированных пищевых продуктов, используемых в подготовке спортсменов;
увеличение охвата информационно-образовательными программами в области профилактики применения допинга в спорте всех целевых аудиторий, включая проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации.
В рамках приоритетного направления по развитию инфраструктуры физической культуры, спорта и спортивной медицины, предусматриваются:
формирование карты инфраструктурной обеспеченности сферы физической культуры и спорта, в том числе создание единого информационного центра, содержащего данные о состоянии объектов спортивной инфраструктуры, предоставляемых на них услугах и задействованных спортивных организациях;
совершенствование механизмов планирования развития инфраструктуры, включая создание системы изучения общественного мнения и учета потребностей населения, а также проведение маркетинговых и геомаркетинговых исследований;
внедрение рекомендуемых нормативов обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры, их материально-технического оснащения с учетом особенностей развития различных видов спорта;
создание, реконструкция и капитальный ремонт инфраструктуры, предназначенной для массовых занятий физической культурой и спортом (в том числе в сельской местности);
создание инфраструктуры для развития детско-юношеского, школьного, студенческого спорта (в том числе с учетом нужд лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов), включая центры раннего физического развития детей и детские спортивно-оздоровительные центры круглогодичного профиля;
увеличение доли доступных спортивных сооружений для лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения;
развитие инфраструктуры, включая оснащение современным спортивным инвентарем и оборудованием, организаций, осуществляющих подготовку спортивных сборных команд Республики Бурятия, в том числе по адаптивным видам спорта;
развитие инфраструктуры медико-биологического обеспечения спорта высших достижений и спортивной медицины путем модернизации медицинских организаций, осуществляющих медико-биологическое обеспечение спортсменов;
обеспечение стимулирующих экономических и нормативно-правовых условий для использования механизма государственно-частного партнерства при строительстве, реконструкции, эксплуатации и управлении объектами спортивной инфраструктуры;
использование практики применения экономически эффективной проектной документации повторного использования при создании быстровозводимых и малобюджетных объектов спорта, в том числе создание таких объектов в общеобразовательных организациях, не имеющих спортивных залов;
обеспечение обмена опытом и лучшими практиками, связанными с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и управлением объектами спортивной инфраструктуры.
В рамках приоритетного направления по совершенствованию системы управления отраслью и взаимодействия между субъектами физической культуры и спорта предусматриваются:
совершенствование системы проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований на всех уровнях и среди всех возрастных категорий населения;
совершенствование системы государственного управления через взаимодействие между органами исполнительной власти, региональными спортивными федерациями и иными общественными организациями в развитии видов спорта, включая конкретизацию прав, обязанностей и ответственности за обязательства по достижению целевых показателей, установленных в программах развития видов спорта;
установление критериев и методики оценки эффективности деятельности региональных спортивных федераций по видам спорта, включая оценку их роли в содействии развитию спорта;
формирование рейтинга эффективности федераций;
совершенствование порядка разработки программ развития видов спорта с учетом специфики их развития, включающих в себя механизмы выполнения положений Стратегии.
В рамках приоритетного направления по цифровой трансформации системы управления отраслью предусматриваются:
формирование и реализация единой политики создания и применения цифровых технологий в сфере физической культуры и спорта, в том числе актуализация и гармонизация законодательства, позволяющая обеспечить цифровую трансформацию сферы физической культуры и спорта;
трансформация и повышение эффективности модели государственного управления в сфере физической культуры и спорта путем внедрения ИТ-сервисов, баз данных, технологий их использования, обеспечивающих взаимодействие объектов и субъектов сферы физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях, в том числе межведомственное взаимодействие;
внедрение цифровых технологий в управление спортивной инфраструктурой (в том числе при создании новых объектов спорта), обеспечивающих комплексные подходы к оптимальной доступности, эффективности, безопасности и управлению объектами, включая геоинформационные системы;
повышение эффективности ключевых процессов подготовки спортсменов путем внедрения цифровых инструментов и сервисов, обеспечивающих систематизацию и эффективное использование информации о каждом объекте и субъекте сферы физической культуры и спорта;
стимулирование вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом за счет создания и популяризации соответствующих цифровых онлайн-сервисов, мобильных приложений, социальных сетей и систем управления взаимоотношениями с клиентами;
выявление и поддержка перспективных негосударственных инициатив и продуктов в области цифровизации физической культуры и спорта (в том числе в части научно-методического, научно-образовательного, медико-биологического обеспечения);
развитие цифровых технологий и информационных ресурсов в области спортивной медицины, медицинского и медико-биологического обеспечения физической культуры и спорта;
обучение, повышение квалификации, профессиональная переподготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта, направленные на повышение цифровой грамотности и развитие информационно-коммуникационных технологий.
В рамках приоритетного направления по развитию экономической модели физической культуры и спорта предусматриваются:
проведение аудита расходования бюджетных средств в сфере физической культуры и спорта с последующей оптимизацией направлений и объемов расходования;
формирование системы экономического стимулирования физических лиц и организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта;
обеспечение условий для повышения уровня внебюджетного финансирования сферы физической культуры и спорта, включая массовый спорт;
обеспечение возможности осуществления коммерческой деятельности на спортивных объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в целях повышения финансовой устойчивости спортивных организаций, включая определение разрешенных видов деятельности, и формирования порядка контроля за ее осуществлением.
В рамках приоритетного направления по развитию межрегионального и международного спортивного сотрудничества предусматриваются:
эффективное проведение заявочных кампаний за право организации на территории Республики Бурятия крупных межрегиональных и международных спортивных мероприятий.
В рамках приоритетного направления по формированию комфортной и безопасной среды в сфере физической культуры и спорта предусматриваются:
развитие системы безопасности (общественная, технологическая, эпидемиологическая и др.) мест проведения официальных спортивных соревнований, объектов спорта, оказываемых услуг (в том числе в соответствии с международными требованиями);
разработка и размещение в открытом доступе методик по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами для тренеров и спортивного персонала и информационных материалов по вопросам безопасности занятий спортом для всех заинтересованных целевых аудиторий, включая спортсменов, тренеров, спортивный персонал, родителей спортсменов и руководителей организаций.
V. Финансовое обеспечение
Реализация Стратегии осуществляется за счет средств республиканского и муниципального бюджетов, в том числе за счет средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы Республики Бурятия "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики", а также средств внебюджетных источников.
Оценка средств консолидированного бюджета, необходимых для реализации Стратегии, производится на основе ежегодного определения необходимого объема расходов на приоритетные направления, указанные в разделе III Стратегии, в целях обеспечения достижения национальных целей и стратегических задач и ежегодно корректируется в соответствии с бюджетными процедурами.
При этом задачей Республики Бурятия является поддержание доли расходов по разделу "Физическая культура и спорт" в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на уровне не ниже 2,4%.
Повышение указанной доли расходов осуществляется с учетом бюджетных возможностей.
VI. Механизмы реализации, контроля и мониторинга реализации Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления, региональными спортивными федерациями и физкультурно-спортивными организациями в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности.
Участники реализации Стратегии представляют информацию о достигнутых результатах, рисках (угрозах) развития физической культуры и спорта и мерах по управлению рисками по форме и в сроки, которые утверждаются Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия.
Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия представляет в Правительство Республики Бурятия ежегодный доклад о реализации Стратегии.
К основным рискам реализации Стратегии относятся:
финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий Стратегии и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;
административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Стратегии;
эпидемиологические риски, связанные с массовым распространением инфекций и ограничением мобильности населения.
Функции по координации реализации Стратегии выполняет Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия.
Мониторинг реализации Стратегии осуществляется посредством комплексного анализа результатов мероприятий по реализации Стратегии и соответствия достигнутых целевых показателей реализации Стратегии целевым показателям реализации Стратегии, предусмотренным приложением к Стратегии.
Данные мониторинга являются основой для принятия управленческих решений по развитию физической культуры и спорта, внесению в Правительство Республики Бурятия предложений о корректировке Стратегии, а также для оценки эффективности деятельности ответственных исполнителей мероприятий по реализации Стратегии.
Методики расчета значений целевых показателей Стратегии утверждаются Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия.
Значение показателя "доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом)" утверждается в составе Государственной программы Республики Бурятия "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.