Нематериальные активы на предприятиях СМИ: оценка и учет
Наиболее значимыми для успешной экономической деятельности и получения дохода активами на предприятиях СМИ являются основные средства и такая их разновидность, как нематериальные активы (особенно нематериальные активы "нового поколения"). Поэтому, на наш взгляд, эффективная организация бухгалтерского учета данных объектов на предприятиях СМИ в настоящее время имеет большое значение для успешного их функционирования.
Нематериальные активы (НМА) чрезвычайно сложно оценивать и признавать. Именно поэтому международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) 38 "Нематериальные активы" изобилует неопределенностями типа "в некоторых случаях", "возможно", "если", "иногда трудно оценить" [МСФО 38 (п.39)]. Примером подобного рода сложностей в признании или оценке являются итоги научно-исследовательских разработок, в результате которых у предприятия появилось несколько патентов, имеющих разные экономические перспективы и выгоды и трудноидентифицируемую обособленную себестоимость.
Если актив не соответствует ни определению, ни критериям для признания НМА, то согласно МСФО 38 (пп.7-17, 19-55) расходы на этот актив должны быть признаны как организационные затраты в момент, когда они были произведены. Поэтому, если у бухгалтера есть сомнения относительно стоимости объекта и возможности получения от объекта экономических выгод, он должен отнести актив к расходам.
МСФО 38 (пп.51-52) содержит точку зрения, что затраты на внутренне созданные названия марок, периодических изданий, заголовки, права на публикацию, списки клиентов и аналогичные по сути статьи затрат нельзя отличить от затрат на развитие предприятия в целом, и поэтому такие статьи не признаются в качестве материальных активов.
МСФО 38 (п.84) утверждает, что срок полезной службы НМА может быть очень большим, но всегда имеет предел. Согласно стандарту срок полезной службы НМА не превышает 20 лет*(1).
Интересно сопоставление этих положений МСФО с действующими российскими правилами учета НМА. В п.55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (далее - Положение N 34н), указано, что "к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие из:
авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения; из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
прав на ноу-хау и др.".
Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 91н, предусматривает изменение критериев, определяющих основания для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных. Согласно п.3 актив может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве нематериального, если единовременно выполняются следующие условия:
а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).
Необходимость использования НМА в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, определена и в ПБУ 14/2000 (п.3, п.п."в", "г"), и в Положении N 34н (п.55). Но данные условия не позволяют однозначно определить актив как нематериальный. В момент оприходования актива предприятие не может гарантировать ни использования его в производстве, ни соблюдения срока использования актива.
Учет нематериальных активов в России и за рубежом
В зарубежных странах НМА (торговые марки, права на публикации, патенты и пр.) учитываются по исторической стоимости. В большинстве стран разрешается капитализация НМА при условии их амортизации. Ниже приведены методики учета НМА в разных странах*(2).
Страна | Методика учета |
Бразилия | Капитализация допускается при условии амортизации |
Великобритания | Капитализация без амортизации |
Германия | Капитализация допускается при условии амортизации |
Италия | Капитализация допускается при условии амортизации |
Китай | Капитализация допускается при условии амортизации |
Нидерланды | Капитализация допускается при условии амортизации |
США | Амортизация за период не более 40 лет |
Франция | Капитализация допускается при условии амортизации |
Швейцария | Капитализация допускается при условии амортизации |
Швеция | Капитализация допускается при условии амортизации |
Япония | Капитализация допускается при условии амортизации |
Таким образом, в большинстве стран мира учет НМА и отнесение затрат на себестоимость по ним ведутся с помощью начисления амортизации.
Начисление амортизации НМА на разных предприятиях российских СМИ в соответствии с п.15 ПБУ 14/2000 производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений - линейным, уменьшаемого остатка, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
По группе однородных НМА последовательно применяется один из способов в течение всего срока полезного использования. При этом начисление амортизационных отчислений не может быть приостановлено в течение срока полезного использования НМА, за исключением случаев консервации организации.
Согласно п.16 ПБУ 14/2000 годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости НМА и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта;
при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости НМА на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной из срока полезного использования этого объекта.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по НМА начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости НМА и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.
В соответствии с п.17 ПБУ 14/2000 при принятии объекта к бухгалтерскому учету организация определяет срок полезного использования НМА исходя из: срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации; ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход). Для отдельных групп НМА срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. По НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации).
Амортизационные отчисления по НМА отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде (п.20 ПБУ 14/2000).
Оценка нематериальных активов
Достоверная оценка предприятиями российских СМИ нематериальных активов играет важную роль в деятельности теле-, радиовещательных компаний, информационных агентств и периодических изданий. Однако в российских условиях в настоящее время, насколько нам известно, отсутствуют какие-либо серьезные разработки в методологии объективной оценки НМА.
В западной учетной практике с понятием интеллектуальной собственности связан термин "брэнд" (brand). В англо-русском словаре это слово переводится как "торговая марка", "товарный знак". Таким образом, брэнд может рассматриваться как специфический объект интеллектуальной собственности (НМА), приносящий доход его владельцу, т.е. хозяйствующему субъекту, имеющему исключительное право его использования. Следует отметить, что понятие "брэнд" не охватывает все многообразие видов НМА, однако оно указывает на наиболее существенное свойство, присущее именно данному виду активов, - наличие у обладателя исключительного права его использования, приносящее доход от этого использования. Из этого следует, что брэнд как экономический объект обладает стоимостью, которую можно оценить тем или иным способом.
Западные специалисты давно занимаются вопросами оценки стоимости НМА компании и цену брэнда вычисляют с помощью нескольких не зависимых друг от друга методов. Причем желательно применять их одновременно. Конечно, суммы, полученные разными методами, не будут точно совпадать, но "в пределах ошибки эксперимента" можно получить хорошие ценовые ориентиры*(3).
Самый популярный метод носит название Premium profit ("дополнительный доход"). В его основе лежит предположение о том, что брэндированный товар можно продать дороже, чем небрэндированный. Разница в цене умножается на прогнозируемые объемы продаж (в натуральном выражении) под брэндом за время жизненного цикла товара. Полученная цифра будет составлять стоимость брэнда. В том редком случае, когда брэндированный и небрэндированный товары продаются по одной цене, стоимость брэнда определяется на основе разницы в объемах продаж этих товаров в денежном выражении. Главный недостаток Premium profit - сложность нахождения небрэндированного аналога, а также вариации цен в разных регионах, сезонных изменений и т. п.На наш взгляд, именно в силу этого недостатка данный метод вряд ли приемлем для оценки брэндов СМИ. Как показывает зарубежная практика его использования, он более всего приемлем для оценки брэндов предприятий сферы материального производства.
Relief from royalty method ("освобождение от роялти") можно применять в случае заключения сделки по передаче права пользования маркой другого предприятия с выплатами роялти - особых отчислений владельцу марки (товарного знака, брэнда). После определения размера роялти, выражаемого в проценте от продаж, оценивается продолжительность активного рыночного существования брэнда и прогнозируется годовой объем продаж. Сумма произведений годовых продаж на уровень роялти, приведенная к сегодняшним ценам, и составит стоимость брэнда. Иной вариант применения метода - определение параметров гипотетической сделки на основе маркетинговых исследований и финансового анализа. Использовать этот метод на практике довольно сложно, так как, чтобы наверняка оценить брэнд, надо иметь реальную сделку, где указана конкретная сумма роялти, а такие сделки довольно редки даже на Западе.
К Earnings basis ("метод поступлений") чаще всего прибегают для подтверждения суммы, полученной первыми двумя методами. Прежде всего определяют, за какую часть дохода компании ответственны материальные активы, а за какую - НМА. Затем (с учетом данных, полученных первыми двумя методами) оценивается та часть "нематериального дохода", за которую ответствен именно брэнд. Эту величину в свою очередь умножают на Р/Е-ratio (отношение рыночной цены акции компании к "чистой" прибыли в расчете на одну акцию), а результат, по мнению аналитиков, должен с высокой точностью соответствовать рыночной цене брэнда. Недостаток метода Earnings basis заключается в крайней сложности вычисления той доли дохода компании, которая обеспечивается НМА, и той части этих активов, которая приходится на брэнд. Поэтому метод поступлений неприменим без ориентиров, заданных первыми двумя методами.
К сожалению, в большинстве случаев даже при покупке предприятия в России оценка стоимости НМА до сих пор не проводится. Первым шагом на пути создания отечественной методологии оценки реальной стоимости НМА является, на наш взгляд, приведенное в п.27 ПБУ 14/2000 определение понятия деловой репутации.
Деловая репутация организации - это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.
Однако ПБУ 14/2000 не содержит никаких методов оценки рыночной стоимости деловой репутации, а также рыночной стоимости других видов НМА. Причиной этого является, на наш взгляд, принципиальная сложность оценки НМА, что подтверждается, в частности, практикой западных стран. При этом следует иметь в виду, что на Западе превалирует экспертно-эмпирический подход к проблеме оценки НМА (в том числе и деловой репутации) предприятий СМИ.
По нашему мнению, проблема оценки рыночной стоимости НМА имеет два аспекта: нормативный и методологический. В рамках нормативного аспекта необходима разработка содержательных методик классификации однородных (видовых, отраслевых) объектов НМА. В рамках методологического аспекта необходима разработка адекватных методик рыночной оценки однородных объектов НМА. Здесь нам представляется перспективным использование формально-математических моделей многокритериальной классификации, а также некоторых методов нечеткого анализа.
Управление нематериальными активами
Важную роль в повышении эффективности использования НМА в хозяйственной деятельности предприятий СМИ имеет организация рационального управления этими видами активов. Управление НМА и оптимизацию их структуры можно определить как целенаправленное изменение состава и стоимости НМА, принадлежащих предприятию (организации). В частности, управление НМА включает выбор амортизационной политики, принятие и реализацию решений о выбытии или приобретении отдельных НМА. Таким образом, оптимизация структуры НМА не сводится к вопросам их учета. Критерии, на основании которых принимаются или отвергаются те или иные решения, определяются преследуемыми целями. Такие критерии должны быть достаточно простыми, в противном случае их практическое использование теряет смысл. Если в процессе управления НМА используются какие-то формальные критерии, то оптимизация структуры НМА означает достижение такого состояния, когда дальнейшее его улучшение по этим формальным критериям невозможно.
Управление и, следовательно, оптимизация структуры НМА возможны в пределах, определяемых правилами бухгалтерского учета, законодательством и возможностями самого предприятия, в том числе финансовыми. В частности, финансовые возможности предприятия СМИ могут играть решающую роль при приобретении новых НМА.
На наш взгляд, любую неоднозначность ПБУ, если она имеет место в каких-то случаях, следует рассматривать как дополнительную возможность для управления НМА. Например, купленные программы с "оберточными лицензиями" можно учитывать либо как НМА, либо как основные средства. Обычно такие программы удобнее учитывать как НМА. Этой возможностью следует пользоваться. Более сложные конструкции и более эффективные решения связаны с использованием различных схем финансовых расчетов в рамках возможностей, предоставляемых законодательством.
Целью управления НМА может быть прежде всего повышение акционерной стоимости акционерного предприятия или улучшение его финансовых показателей. Акционерная стоимость предприятия - это суммарная стоимость его акций, определяемая настоящей и ожидаемой доходностью предприятия. Повышение акционерной стоимости обычно рассматривается в качестве главной цели управления акционерным предприятием в целом, а не только управления НМА. Изменения структуры НМА, увеличивающие доходность предприятия, надо рассматривать как шаги, направленные на увеличение акционерной стоимости и, следовательно, на оптимизацию структуры НМА.
Наиболее объективный показатель доходности - денежный поток (прибыль после налогообложения плюс амортизация минус капитальные вложения). Стоимость предприятия (бизнеса) обычно определяется как сумма дисконтированных денежных потоков за обозримый период. Акционерная стоимость в обычных условиях с ней совпадает, хотя формально определяется иначе (как стоимость всех акций). Поэтому в качестве интегрального критерия для оптимизации структуры НМА может быть принята сумма дисконтированных денежных потоков.
С учетом дисконтирования увеличение акционерной стоимости может быть достигнуто не только за счет абсолютного увеличения денежного потока (например, благодаря использованию налоговых льгот), но и за счет сдвига различных платежей во времени. Положительный эффект может быть получен благодаря сдвигу налоговых платежей на возможно более отдаленный срок и/или за счет сдвига амортизационных отчислений или вычетов по налогам на более близкие сроки. Обычно такие возможности у предприятий есть.
Помимо максимизации акционерной стоимости предприятия при управлении НМА могут преследоваться более сложные цели, формулируемые на языке многокритериальной оптимизации с учетом интересов определенных категорий работников предприятия, например высших менеджеров, программистов и т. д. Если большую часть НМА, используемых на предприятии, составляют, например, исключительные права на программы для ЭВМ и базы данных, то учитывать следует интересы программистов - разработчиков программ для ЭВМ и баз данных.
В качестве интегрального критерия при оптимизации структуры НМА целесообразно принять сумму дисконтированных денежных потоков. Однако с учетом сложностей, связанных с выбором ставки дисконтирования и с полным расчетом денежных потоков, нет нужды исчислять сумму дисконтированных денежных потоков для каждого изменения структуры НМА. Можно предложить пользоваться следующими простыми правилами.
1. Если предполагаемое изменение влечет абсолютное увеличение денежного потока, т.е. в какие-то годы денежный поток увеличивается, а в остальные годы не уменьшается, то изменение принимается. Например, продажа неамортизируемого актива по балансовой стоимости (без прибыли) и одновременно с этим покупка амортизируемого актива на ту же сумму приводят к появлению амортизационных отчислений в последующие годы без какого-либо уменьшения денежных потоков в настоящее время.
2. Если увеличение денежного потока в каком-то году влечет уменьшение денежного потока на ту же или меньшую сумму в последующие годы (в совокупности), то изменение принимается. В частности, этому условию удовлетворяют такие изменения, как отсрочка налоговых платежей, перенос налоговых вычетов на более ранний срок, амортизация НМА за более короткий срок, расчет за приобретение НМА векселями и др.
Применение правила 1 относительно просто, но возможно только в том случае, если предприятие обременено неамортизируемыми активами. Возможность применения правила 2 в основном связана с использованием различных форм платежей, в том числе применения финансовых инструментов. Для операций с финансовыми инструментами (ценными бумагами и инструментами срочных сделок) существуют льготы по НДС и специальные правила определения даты платежа в целях налогообложения. Согласно НК РФ (пп.12 п.2 ст.149) от НДС освобождается (не подлежит налогообложению) реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы). В целях определения даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг) оплатой товаров, в частности, признается передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом. Сочетание этих норм позволяет смещать платежи во времени, не меняя общую сумму выплат, в том числе сумму уплачиваемого НДС.
Наиболее значительные возможности, связанные с оптимизацией структуры НМА, возникают в том случае, когда учитываются не только показатели доходности предприятия, но и другие критерии. Для высокотехнологичных предприятий наиболее существенным дополнительным критерием следует считать уровень доходов ключевых специалистов, например программистов. Основанием для выбора критерия может служить структура НМА, сложившаяся к моменту проведения оптимизации. О ней можно судить по результатам инвентаризации объектов интеллектуальной собственности. Например, из отчета по результатам инвентаризации ЗАО "НТА" следует, что основную часть имеющихся НМА составляют права на программы для ЭВМ, web-сайты и базы данных. Часть программ куплена или разработана по заказам предприятия сторонними организациями, часть создана на предприятии его работниками (программистами). Последнее относится, в частности, к web-сайтам. Исключительные имущественные права на программы, web-сайты и базы данных, созданные на предприятии, формально принадлежат предприятию (как работодателю), так как соответствующие программы и базы данных - служебные произведения. Однако, учитывая сложность правовой охраны и использования таких объектов, как программы для ЭВМ и базы данных, пользоваться этими исключительными правами следует только с учетом прав и законных интересов программистов (авторов).
Ввиду того, что программа для ЭВМ (и особенно web-сайт) на протяжении практически всего жизненного цикла нуждается в сопровождении, а качественное сопровождение обычно может обеспечить только разработчик (автор), целесообразно заключать с программистами специальные соглашения (договоры) об использовании ранее созданных ими программ (типовая форма договора должна быть разработана). В том числе по такому договору (соглашению) автору программы может выплачиваться дополнительное вознаграждение, обусловленное обязательствами со стороны автора. Это вознаграждение будет входить в состав затрат предприятия и, следовательно, понижать показатели его доходности. Однако при оптимизации по двум критериям, один из которых - интегральный показатель доходности предприятия, а другой - показатель доходов авторов, выплату вознаграждения автору уже нельзя однозначно отнести ни к затратам, ни к доходам. В этом случае надо выбрать способ соизмерения доходов предприятия и программистов (техническая сторона многокритериальной оптимизации хорошо разработана, поэтому проблема соизмеримости вполне разрешима).
Существенно, что выплаты программистам учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли предприятия. Если при этих выплатах использовать инструменты срочных сделок, то можно отдалить фактические выплаты вознаграждения, но максимально приблизить начало амортизации создаваемых НМА. В этом случае постановка приобретенных прав на баланс в качестве НМА и последующая амортизация НМА могут быть выгоднее, чем включение платежей непосредственно в состав текущих затрат (при исчислении налогооблагаемой прибыли). Разумеется, сумма налога при этом не изменится. Эффект достигается исключительно за счет смещения сроков выплат.
Использование математических моделей и классических методов оптимизации (математического программирования) для оптимизации структуры НМА затруднено, так как приходится учитывать многочисленные ограничения, описываемые лишь вербально или вообще не описываемые, а лишь подразумеваемые. Эти ограничения невозможно или почти невозможно описать в виде функциональных неравенств, что является обязательным условием при обращении к методам математического программирования. В этом заключается сложность формализации.
Вместе с тем отказ от использования методов математического программирования или каких-то других математических методов оптимизации фактически означает отказ от оптимизации структуры НМА в целом (с учетом большого числа факторов), что обедняет или даже сводит на нет возможности по управлению акционерной стоимостью. Поэтому наиболее разумным представляется некое компромиссное решение. В качестве перспективных методов решения задачи многокритериальной оптимизации структуры НМА можно было бы рекомендовать такие современные способы решения подобных задач, как метод анализа иерархий, методы вербального анализа и Fuzzy-технологии*(4).
Аналогичный подход к задаче оптимизации структуры НМА состоит в построении содержательного критерия для улучшения структуры НМА. Существенно, что формальный критерий строится по текущему состоянию. На основании этого критерия можно определить направление возможного улучшения структуры НМА. После этого следует проверить выполнение условий, не принимавшихся во внимание, и т.д. Особенность такого подхода в том, что движение происходит только по допустимым состояниям, а критерий определяется по текущему состоянию.
Из сказанного следует, что возможности для оптимизации структуры НМА у многих предприятий СМИ существуют, но связаны они не столько с налоговыми льготами, сколько с использованием финансовых инструментов и изменением стоимости денег во времени (эффектом дисконтирования). При этом важно иметь в виду, что оптимизация структуры НМА вообще невозможна, если рассматривать ее только как задачу учета НМА. Для получения сколько-нибудь значимого эффекта необходимо рассматривать более широкую задачу по оптимальному управлению акционерной стоимостью предприятия или даже по управлению стоимостью бизнеса, создаваемого вокруг предприятия с учетом интересов более широкого круга лиц. Глобальная оптимизация структуры НМА на предприятии, на наш взгляд, возможна только при применении элементов математического программирования, что требует определенных усилий по построению соответствующих моделей, разработке программного обеспечения и т.д. Практическое решение такой задачи может дать значительный эффект.
Таким образом, с задачей эффективного управления акционерным капиталом предприятия СМИ тесно связаны вопросы оптимизации структуры НМА. Практическое решение этих вопросов должно опираться на прикладные методы многокритериальной оптимизации, реализация которых на конкретном предприятии обусловливается необходимостью повышения эффективности функционирования предприятия, усиления его конкурентных позиций на современном информационном рынке.
Е.А. Мизиковский,
заведующий кафедрой "Бухгалтерский учет, экономический анализ
и аудит" Нижегородского государственного университета,
профессор
А.В. Зайцева,
главный бухгалтер, ЗАО "Нижегородское телеграфное агентство"
"Аудиторские ведомости", N 10, октябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что в этом вопросе IAS расходится с GAAP, согласно которым этот максимум равен 40 лет. См.: Вильямс Я. Справочник Miller GAAP с комментариями (пер. с англ.). - М.: Инфра-М. С.63.
*(2) Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет на предприятиях зарубежных стран. - Минск: Мисанта, 1998. С.188-189.
*(3) См., например: Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект (пер. с англ.). - М.: ФиС. 2000. С.117-125.
*(4) См., например: Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. - М.: Радио и связь. 1991. 288 с.; Ларичев О.И., Асанов А.А. Метод ЦИКЛ порядковой классификации многокритериальных альтернатив // Доклады РАН, 2000, N 12 (декабрь). С.64-82; Бочарников В.П. Fuzzy-технология: Математические основы. Практика моделирования в экономике. - СПб: Наука. РАН. 2001. 329 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а