Акцизы на нефтепродукты: новое в исчислении и уплате
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ в главу 22 "Акцизы" НК РФ внесены существенные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты. Об этом мы попросили рассказать заместителя руководителя Департамента косвенных налогов МНС РФ Ольгу Самолетову.
С 1 января 2003 года вводится новая система обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами, позволяющая перенести налоговую нагрузку с производителей нефтепродуктов на лиц, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию этих товаров.
Если по действующему в настоящее время законодательству плательщиками акцизов являются 70 организаций, то в следующем году количество налогоплательщиков акцизов по операциям, совершаемым с нефтепродуктами, может составить более 7 тысяч.
Данное решение было принято в целях компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ в связи с отменой со следующего года налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств посредством направления 60% акцизов на нефтепродукты в территориальные бюджеты.
Установлено, что с 1 января 2003 года объектом обложения акцизами будут являться следующие операции с нефтепродуктами:
использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую реализацию или свидетельство на оптово-розничную реализацию, а также использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, производящими нефтепродукты из собственного сырья;
получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство, в том числе получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Одновременно указано, что в целях налогообложения получением нефтепродуктов признается приобретение, получение собственником нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, оприходование налогоплательщиком, производящим нефтепродукты, выработанные из собственного сырья;
передача собственнику, не имеющему свидетельства, нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.
Из изложенного видно, что отнесение лиц, совершающих операции с нефтепродуктами, к налогоплательщикам, а также определение объекта налогообложения поставлено в зависимость от наличия у этого лица соответствующего документа, называемого законом свидетельством о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Что это за документ, как его получить и для чего он нужен?
Главой 22 НК РФ установлено, что порядок выдачи свидетельства определяется МНС РФ. Выдавать свидетельства будут налоговые органы. Порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержден Приказом МНС России 4 сентября 2002 г. N ВГ-3-03/478 и прошел регистрацию в Минюсте России 17 сентября 2002 г. (регистрационный номер 3805).
Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдаются на каждый из следующих видов деятельности:
производство нефтепродуктов;
оптовая реализация нефтепродуктов;
оптово-розничная реализация нефтепродуктов;
розничная реализация нефтепродуктов.
При этом для получения свидетельства должны иметь в собственности лица, осуществляющие:
- производство нефтепродуктов, - мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;
- оптовую реализацию нефтепродуктов, - мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов;
- оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, - мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарные топливораздаточные колонки;
- розничную реализацию нефтепродуктов, - мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок.
При решении вопроса о получении свидетельства, которое является делом добровольным, следует понимать, что, если лицо (организация или индивидуальный предприниматель) имеет такое свидетельство, оно автоматически признается плательщиком акцизов на нефтепродукты и приобретает право получать их по ценам, не включающим акциз.
При отсутствии свидетельства нефтепродукты будут поставляться покупателю с акцизами.
Налогоплательщик начисляет акциз на весь объем полученных нефтепродуктов. При этом он имеет право уменьшить начисленную по облагаемым операциям сумму акциза на нефтепродукты на налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство.
Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат. В целях налогообложения реализацией нефтепродуктов в розницу признается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок.
Однако вычеты производятся не на момент совершения операций с нефтепродуктами, а только при условии представления налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:
- договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
- товаросопроводительных документов;
- счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.
Указанная отметка проставляется налоговым органом покупателя в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-получателем счетах-фактурах. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней по истечении срока, установленного для подачи декларации. Порядок проставления отметки поручено определить МНС РФ.
С учетом изложенного необходимо обратить внимание на то, что налогоплательщик, имеющий свидетельство, по декларации за отчетный период начисляет и уплачивает всю сумму акцизов по полученным нефтепродуктам, а вычеты отражает в декларации за тот отчетный период, когда получит от покупателя счета-фактуры с отметкой налогового органа. В связи с этим с момента уплаты акциза по нефтепродуктам, реализованным лицам, имеющим свидетельства, до момента получения вычетов по ним имеется временной разрыв не менее 2 месяцев при их реализации организациям розничной торговли и не менее 3 месяцев при реализации организациям оптово-розничной торговли.
В целях создания системы мер налогового контроля за производством и реализацией (передачей) нефтепродуктов, за соблюдением налогового законодательства участниками рынка нефтепродуктов Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ глава 22 "Акцизы" НК РФ дополнена новой ст.197.1 "Налоговые посты", предоставляющей налоговым органам право создавать постоянно действующие налоговые посты у плательщика акцизов, имеющего свидетельство.
Функции налоговых постов определены указанной статьей НК РФ и заключаются в следующем:
обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;
обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях;
проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;
проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;
проверка свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов.
Таким образом, введение налоговых постов позволит налоговым органам создать единый законченный цикл контроля за производством и реализацией нефтепродуктов, обращающихся на территории РФ.
Согласно п.5 ст.197.1 НК РФ порядок функционирования налоговых постов определяется МНС РФ.
С 1 января 2003 года в перечень подакцизных товаров включен прямогонный бензин.
Согласно определению, данному в указанном Законе, для целей главы 22 "Акцизы" НК РФ под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки.
При этом определено, что бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов С при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба.
Такое определение понятия прямогонного бензина, данное в законодательном порядке, вызвано тем, что государственные стандарты на бензины прямогонные не разрабатываются.
На прямогонный бензин установлена ставка акциза в размере 0 процентов. Лица, совершающие с данным нефтепродуктом операции, признаваемые объектом обложения акцизами, являются плательщиками акцизов и, следовательно, в этом качестве (независимо от того, что к уплате по указанному товару платежей не будет) обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию.
Признание прямогонного бензина подакцизным товаром позволит поднять на более высокий уровень контроль за объемами его производства и оборота и тем самым пресечь возможные уклонения от обложения акцизом автомобильных бензинов, полученных с его использованием.
О.Самолетова,
заместитель руководителя
Департамента косвенных налогов МНС РФ
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 38, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.