Определение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2022 г. N 308-ЭС22-18521 по делу N А20-3540/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик) на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.06.2022 по делу N А20-3540/2020,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Племенной совхоз "Кенже" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Росимущества), содержащегося в сообщении от 12.07.2020 N 07-ЕМ-03/3618, об отказе в предоставлении в собственность без торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 149 687 кв.м, 763 890 кв.м, 359 797 кв.м с кадастровыми номерами 07:09:0105001:33, 07:09:0105001:32, 07:09:0105001:202, расположенных по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, с. Кенже; об обязании Управления Росимущества передать в собственность Общества без проведения торгов указанные земельные участки путем подписания проектов договоров купли-продажи от 10.06.2020 N 1-2020, 2-2020, 3-2020 по цене, равной 15 процентам кадастровой стоимости участков.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики решением от 23.11.2021 отказал в удовлетворении требований Общества.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.03.2022, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.06.2022, отменил решение от 23.11.2021 и удовлетворил требования Общества.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты.
Дело 25.08.2022 истребовано из Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 АПК РФ кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Управления Росимущества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно государственному акту от 19.10.1989 на право пользования землей совхозу "Кенже" предоставлено в бессрочное и бесплатное пользование 2077,82 га земли для сельскохозяйственного использования.
На основании решения Нальчикского горисполкома от 18.06.1991 N 848 совхоз "Кенже" переименован в племенное хозяйство "Кенже". В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1998 N 402 племенное хозяйство "Кенже" приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие "Племенной совхоз "Кенже" (далее - Предприятие).
В 2003 году Предприятие было приватизировано путем его преобразования в открытое акционерное общество "Племенной совхоз "Кенже", которое 2017 году преобразовано в общество с ограниченной ответственностью "Племенной совхоз "Кенже" (Общество, заявитель по делу).
Общество, ссылаясь на то, что к нему перешло имевшееся у Предприятия (а до этого у совхоза "Кенже") право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении данных участков в собственность за плату.
Управление Росимущества письмом от 12.07.2020 отказало в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков сельскохозяйственного назначения, исходя из того, что на территории Кабардино-Балкарской Республики установлен мораторий на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения, введенный Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Закон N 23-РЗ).
Общество, полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 27, 39.3, 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), Законом N 23-РЗ, приняв во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, приведенную в определении от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.
Суд исходил из следующего.
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном данным Законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами.
Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу этого Закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий реализацию Закона N 101-ФЗ, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 данного Закона, осуществляется с 01.01.2004.
В пункте 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что положения данной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего указанные правоотношения.
Субъект Российской Федерации вправе установить момент начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения по тем основаниям, которые предусмотрены федеральным законодательством.
Полномочия субъекта ограничены именно определением момента начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Кабардино-Балкарской Республики, урегулирован Законом N 23-РЗ.
Согласно статье 3 Закона N 23-РЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу данного Закона.
Поскольку на приватизацию спорных участков сельскохозяйственного назначения распространяется действие моратория, установленного Законом N 23-РЗ, Управление Росимущества правомерно отказало в предоставлении участков в собственность Общества.
Апелляционный суд, сославшись на статьи 198, 200, 201 АПК РФ, статьи 39.2, 39.3 Земельного кодекса, пункт 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), посчитал выводы суда первой инстанции ошибочными, сделанными с неправильным применением норм материального права, отменил решение от 23.11.2021 и удовлетворил заявление Общества.
Суд апелляционный инстанции исходил из следующего.
Пунктом 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определено, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести участки в собственность в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лица.
Поскольку федеральным законодательством установлена обязанность юридических лиц переоформить имеющее у них право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды, мораторий на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в силу пункта 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не распространяется на случаи приобретения сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. Права на такие земельные участки приобретаются в соответствии с Законом N 137-ФЗ, который не допускает каких-либо ограничений, устанавливаемых региональным законодательством. Таким образом, у Управления Росимущества отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков.
Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить постановления апелляционного и окружного судов.
В числе прочих доводов Управление Росимущества указывает на следующее.
Согласно положениям подпункта 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ и разъяснениям, приведенным в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом этого субъекта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункта 4 статьи 1" имеется в виду "пункта 4 статьи 1"
Статья 3 Закона N 23-РЗ, устанавливающая в Кабардино-Балкарской Республике мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, с 2012 года распространяет свое действие и на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в определении от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3 указала, что определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ, в силу предписаний которой приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с названной федеральной нормой приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Законом N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие.
Управление Росимущества указывает, что в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, приоритетом обладает специальная норма, поэтому положения пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ необходимо применять с учетом пункта 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ и Закона N 23-РЗ, устанавливающего момент начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике.
Податель жалобы считает, что поскольку по правилам пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочно) пользования на право аренды или приобрести участки в собственность, установленный Законом N 23-РЗ мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не лишает Общество в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования заключить договор аренды спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Приведенные в жалобе Управления Росимущества доводы о существенном нарушении судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 20 декабря 2022 года на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2022 г. N 308-ЭС22-18521 по делу N А20-3540/2020
Опубликование:
-