Законодатели Свердловской области
пытаются ослабить независимость Уставного суда
Законом Свердловской области от 22 февраля 2002 г. внесены изменения и дополнения в Закон "Об Уставном суде Свердловской области". Ряд новых положений направлен на приведение областного Закона в соответствие с федеральным законодательством. Например, исключены ссылки на договоры и соглашения между Российской Федерацией и Свердловской областью, как основания осуществления деятельности Уставного суда. Внесены коррективы в определение статуса судей Уставного суда, в том числе и в основания приостановления и прекращения их полномочий, гарантии их независимости и неприкосновенности. Исключены положения о госпошлине за обращения в Суд. Эти новеллы заслуживают положительной оценки.
Вместе с тем некоторые изменения и дополнения, внесенные в областной Закон, существенно затрагивают статус Уставного суда. Так, из Закона исключены нормы об окончательности решений Уставного суда и вступлении их в законную силу с момента провозглашения. Вместо этих положений Закон дополнен новой главой - о пересмотре решений Уставного суда.
Сохранив в Законе норму ст.77 о том, что решения Уставного суда, принятые в пределах его полномочий, обжалованию не подлежат и вступают в законную силу немедленно, законодатели области предусмотрели в этой же статье возможность пересмотра решения Уставным судом в случаях и порядке, установленных этим областным Законом. Пересмотрены могут быть все виды решений, которые Уставный суд выносит в связи с рассмотрением поступающих к нему обращений (ст.86-1). Это касается как постановлений - итоговых решений по существу любого из вопросов, принятых судом к рассмотрению, так и определений, принимаемых судом в ходе осуществления уставного судопроизводства (об отказе в принятии обращения к рассмотрению, а также о прекращении производства по делу).
Основания для пересмотра решения могут быть как материальные, так и формальные. Решение пересматривается, если: в нем не учтены или не полностью учтены отдельные положения Устава области; не учтены правовые позиции, сформулированные в решениях Конституционного Суда РФ; правовые позиции его не соответствуют правовым позициям, содержащимся в других, ранее принятых Судом решениях; выводы в резолютивной части решения Уставного суда не соответствуют его мотивировочной части; дело рассмотрено в незаконном составе Суда; решение не подписано кем-либо из судей или подписано не теми судьями, которые указаны в решении; решение вынесено с участием судей, не рассматривавших дело.
Установив такой широкий перечень оснований для возможного пересмотра решений Суда, законодатели наделили правом обращения в Уставный суд с запросом о пересмотре решения палаты Законодательного Собрания, губернатора и Уполномоченного по правам человека Свердловской области. Другие субъекты, обладающие правом на обращение в Уставный суд с запросом о соответствии Уставу области законов и иных нормативных актов органов государственной власти области и актов органов местного самоуправления области, не могут поставить вопрос о пересмотре решения Уставного суда. Среди них правительство области, депутаты палат Законодательного Собрания, органы местного самоуправления, прокурор области, областной и арбитражный суды, граждане, включая иностранных граждан и лиц без гражданства.
Следует заметить, что если обращение о пересмотре решения Уставного суда оформлено в соответствии с требованиями Закона и указано одно из вышеназванных оснований пересмотра, то Суд не может отказать в пересмотре собственного решения, которое производится с соблюдением общих правил рассмотрения дел Уставным судом. Исключением из них является лишь то, что судья Уставного суда не может быть докладчиком и проводить предварительное изучение обращения, если он уже был таковым по делу, решение по которому пересматривается.
Законом предусмотрено право отзыва обращения о пересмотре решения с любой стадии рассмотрения дела до удаления Суда в совещательную комнату для принятия итогового решения и установлена недопустимость повторного обращения того же органа и по тем же основаниям.
Рассмотрев дело о пересмотре ранее принятого решения, Уставный суд может оставить решение без изменения, принять новое решение, изменить его мотивировочную и (или) резолютивную части.
При общем неодобрении введенного Законом области института пересмотра решений Уставного суда, который отрицательно скажется на юридической силе решений Суда, внесет дополнительные трудности в их исполнение, не исключит и давления на Суд со стороны органов государственной власти области, необходимо указать на явно отрицательные моменты этого нововведения. А именно, Законом не предусмотрены сроки, в которые можно поставить вопрос о пересмотре принятого Уставным судом решения. Не исключена возможность обращения о пересмотре нового решения Уставного суда, принятого уже по итогам пересмотра.
Между тем наделение решений конституционных (уставных) судов свойством окончательности является важным условием сохранения стабильности и последовательности правового регулирования и существенной гарантией независимости этих судов, как органов конституционного (уставного) контроля. Окончательность решений конституционных (уставных) судов является существенным условием отличия этих органов от ушедших в прошлое комитетов и палат конституционного надзора, решения которых носили рекомендательный характер. Заметить, что правом пересмотра решений по собственной инициативе наделены конституционные суды республик Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Саха (Якутия), Татарстан и Уставный суд Санкт-Петербурга. Однако основаниями пересмотра являются изменения конституционной (уставной) нормы, на которой основывалось решение суда, либо открывшиеся новые обстоятельства, неизвестные суду на момент принятия им решения.
Думается, только нежелание органов государственной власти Свердловской области иметь независимый судебный орган конституционного (уставного) контроля подвигнуло их на введение института пересмотра решений Уставного суда по инициативе органов власти. Этим Судом с момента его образования в 1998 году рассмотрено почти 60 дел, вынесено 25 постановлений, которыми признаны не соответствующими Уставу области полностью или частично 24 нормативных акта. Еще более 100 нормативных актов, в том числе и уставов муниципальных образований, приведены в соответствие с Уставом области во исполнение решений Уставного суда.
Анализ решений, принимаемых Уставным судом Свердловской области, не позволяет сделать вывод об их ошибочности и не может, на мой взгляд, служить поводом для таких изменений Закона об Уставном суде.
В. Боброва,
кандидат юридических наук (г.Москва)
"Российская юстиция", N 10, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодатели Свердловской области пытаются ослабить независимость Уставного суда
Автор
В. Боброва - кандидат юридических наук (г.Москва)
"Российская юстиция", 2002, N 10, стр.12