Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждено"
приказом комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
от 6 декабря 2022 г. N 45
(приложение)
Положение
о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций Ленинградской области, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества для педагогических работников образовательных организаций Ленинградской области, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования (далее - наставничество педагогических работников, образовательные организаций).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленными совместным письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08 и Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 года N 657.
1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый - участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор - сотрудник образовательной организации или учреждения из числа ее социальных партнеров (другие организации, осуществляющие образовательную деятельность; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества - это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
1.4. Основными принципами реализации наставничества педагогических работников являются:
принцип научности - применение научно обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
принцип системности и стратегической целостности - разработка и реализация практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
принцип легитимности - соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
принцип обеспечения суверенных прав личности - приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
принцип аксиологичности - формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
принцип личной ответственности - ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности (куратора, наставника, наставляемого) к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
принцип индивидуализации и персонализации наставничества - сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;
принцип равенства - наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.5. Участие в наставничестве не должно наносить ущерба образовательному процессу в образовательной организации.
2. Цель и задачи наставничества педагогических работников
2.1. Цель наставничества педагогических работников - обеспечение непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников образовательных организаций, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых педагогов.
2.2. Задачи наставничества педагогических работников:
содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;
оказывать помощь в формировании региональной цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества и внедрении административно-управленческих (вертикальных) методов и недирективных (горизонтальных) инициатив;
оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
способствовать формированию единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества;
содействовать созданию в образовательных организациях психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе сетевых и дистанционных, форм наставничества;
содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых педагогов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомлении с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
3. Формы наставничества педагогических работников
3.1. В образовательных организациях могут применяться следующие формы наставничества педагогических работников:
Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и другое. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары "наставник - наставляемый", привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество - однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения "наставник - наставляемый".
Традиционная форма наставничества - взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Как правило, проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики.
Форма наставничества "учитель - учитель" - способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары "учитель-профессионал - учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения".
Форма наставничества "руководитель образовательной организации - учитель" - способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары "руководитель образовательной организации - учитель", нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.
3.2. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
4. Организация наставничества педагогических работников
4.1. Наставничество педагогических работников организуется на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.
4.2. Организация наставничества педагогических работников на региональном уровне:
4.2.1. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области обеспечивает нормативно-правовое сопровождение внедрения и реализации наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ленинградской области.
4.2.2. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования" (далее - ГАОУ ДПО "ЛОИРО") оказывает содействие при внедрении наставничества педагогических работников по вопросам:
информационно-аналитического, научно-методического, учебно-методического сопровождения;
реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) по направлению "Наставничество педагогических работников в образовательных организациях";
организации деятельности профессиональных сообществ педагогических работников в рамках деятельности предметных методических объединений (формирований).
4.2.3. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, созданный на базе ГАОУ ДПО "ЛОИРО", выполняет функции регионального координатора по реализации наставничества педагогических работников при его внедрении в образовательных организациях Ленинградской области:
осуществляет организационное, информационно-аналитическое, научно-методическое, учебно-методическое сопровождение по внедрению и реализации наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ленинградской области;
формирует систему научно-методического сопровождения освоения программ дополнительного профессионального педагогического образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
осуществляет методическое сопровождение реализации наставничества педагогических работников на всех этапах внедрения в образовательных организациях Ленинградской области;
проводит мониторинг реализации наставничества педагогических работников;
выявляет, систематизирует и обобщает новые эффективные практики наставничества;
реализует мероприятия (вебинары, конференции, стажировки, иное) по внедрению наставничества и методической поддержке системы наставничества в целом;
формирует региональный методический актив, оказывает методическую и практическую помощь в проведении наставнической деятельности;
осуществляет информационно-методическую поддержку реализации наставничества, включая создание и ведение информационного ресурса, посвященного наставничеству педагогических работников.
4.3. Организация наставничества педагогических работников на муниципальном уровне:
4.3.1. Органы местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования:
формируют структурированную базу наставников муниципального района (городского округа), оказывают методическую и практическую помощь в проведении наставнической деятельности;
координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения реализации наставничества педагогических работников Ленинградской области.
4.4. Организация наставничества педагогических работников на уровне образовательной организации:
4.4.1. Наставничество организуется на основании утвержденного руководителем образовательной организации положения о наставничестве педагогических работников в образовательной организации.
4.4.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом руководителя образовательной организации.
4.4.3. Руководитель образовательной организации:
осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы наставничества педагогических работников в образовательной организации;
издает локальные акты образовательной организации о внедрении системы наставничества и организации наставничества педагогических работников в образовательной организации;
назначает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, назначает наставников;
утверждает дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о наставничестве педагогических работников в образовательной организации;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества);
способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
4.4.4. Куратор реализации программ наставничества:
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава школьного методического объединения наставников для утверждения (при необходимости его создания);
разрабатывает дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;
совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета - официального сайта образовательной организации/страницы, социальных сетей;
формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта совместно со школьным методическим советом;
осуществляет координацию деятельности по наставничеству с представителями системы наставничества Ленинградской области, с сетевыми педагогическими сообществами;
организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других образовательных организаций;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества;
организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в образовательной организации и работы пар "наставник - наставляемый";
осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников;
фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системным администратором).
5. Формирование пар "наставник - наставляемый"
5.1. Наставниками педагогических работников могут являться:
педагоги высшей квалификационной категории, имеющие устойчивые профессиональные достижения и успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров, руководитель педагогического сообщества, в том числе в дистанционном режиме), а также педагоги, стабильно показывающие высокое качество образования обучающихся по своему предмету вне зависимости от контингента детей;
педагогические и руководящие работники, активно транслирующие собственный положительный педагогический опыт в системе повышения квалификации;
педагоги, являющиеся активными участниками региональных (муниципальных) проектов и/или реализующих авторские педагогические проекты.
5.2. Требования к компетенциям наставника:
знать и уметь применять в работе нормативную правовую базу (федеральную, региональную) в сфере образования, наставнической деятельности;
уметь "вводить в должность" (знакомить с основными должностными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, с правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
разрабатывать совместно с наставляемым педагогом персонализированные программы наставничества с учетом уровня его научной, психолого-педагогической, методической компетентности, уровня мотивации;
консультировать по поводу самостоятельного проведения или учебных занятий и внеклассных мероприятий;
оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать профессиональную компетентность, содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута;
вносить предложения о поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
вести мониторинг процесса адаптации и результативности профессиональной деятельности.
5.3. Наставляемые формируются из числа:
молодых педагогов;
педагогов, приступивших к работе после длительного перерыва;
педагогов, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности (предметная область, воспитательная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, работа с родителями и пр.);
педагогов, желающих овладеть современными IТ-программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями;
педагогов, находящихся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания;
педагогов, испытывающих другие профессиональные затруднения (дефициты) и осознающих потребность в наставнике;
стажеров/студентов, заключивших договор с обязательством последующего принятия на работу и/или проходящих стажировку/практику в образовательной организации.
6. Стимулирование наставнической деятельности
6.1. При реализации мероприятий по наставничеству педагогических работников могут применять материальные и нематериальные способы стимулирования.
6.2. В целях материального стимулирования образовательные организации определяют размеры выплат стимулирующего характера за осуществление наставнической деятельности коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии действующим законодательством.
6.3. Нематериальными способами стимулирования являются:
учет наставнической деятельности при выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри (экспертов);
предоставление педагогическим работникам, осуществляющим наставническую деятельность, возможности участия в региональных фестивалях, форумах, конференциях (в том числе с целью трансляции успешного опыта);
представление педагогических работников, осуществляющих наставническую деятельность, к награждению.
6.4. Способы мотивирования, стимулирования и поощрения наставнической деятельности педагогических работников зависят от конкретных условий образовательной организации и определяются руководителем образовательной организации.
7. Оценка результативности внедрения наставничества педагогических работников
7.1. Ожидаемые результаты внедрения наставничества педагогических работников:
создан и функционирует единый электронный банк педагогов-наставников, доступный для взаимодействия педагогов в рамках наставнических практик вне зависимости от их места работы и проживания;
ежегодно 100% образовательных организаций Ленинградской области реализуют мероприятия по наставничеству педагогических работников;
созданы специальные разделы (рубрики) на официальных сайтах образовательных организаций для размещения информации о реализации персонифицированных программ наставничества педагогических работников: лучшие кейсы персонифицированных программ наставничества педагогических работников, федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в образовательной организации;
увеличена доля педагогических работников образовательных организаций Ленинградской области, вовлеченных в наставничество.
7.2. Ожидаемые эффекты от внедрения наставничества педагогических работников в системе образования Ленинградской области:
повышение профессионального мастерства педагогов, развитие профессиональных инициатив и активности;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при решении новых или нестандартных задач;
построение открытой среды наставничества педагогических работников, партнерского взаимодействия среди всех субъектов наставнической деятельности;
сокращение времени на адаптацию молодого педагога в профессиональной среде;
закрепление молодых педагогов в образовательных организациях Ленинградской области.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 6 декабря 2022 г. N 45 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.