Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росрыболовства
от 15 ноября 2022 г. N 658
Протокол
пятьдесят второй сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству
1. Открытие сессии
Пятьдесят вторая сессия, Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству состоялась в период с 17 по 24 октября 2022 года в режиме видео-конференц-связи.
Глава российской делегации - И.В. Шестаков, представитель Российской Федерации в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, руководитель Федерального агентства по рыболовству. Заместители главы делегации - В.И. Соколов, заместитель представителя Российской Федерации в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству и С.В. Симаков, начальник Управления флота, портов и международного сотрудничества Федерального агентства по рыболовству.
Глава норвежской делегации - Метте И. Викборг, представитель Королевства Норвегия в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, постоянный заместитель министра, Министерство торговли, промышленности и рыболовства Норвегии. Заместитель главы делегации - Мортен Берг, заместитель постоянного заместителя министра, Министерство торговли, промышленности и рыболовства Норвегии.
Составы делегаций обеих Сторон представлены в Приложении 1.
Стороны сослались на внеочередную 41-ю сессию Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, которая состоялась 8-9 февраля 2012 года в г. Москве, и на протокол указанной сессии, в том числе пункт 4 "О рыболовстве в районе архипелага Шпицберген".
Стороны подчеркнули значение практического подхода, который Смешанная Российско-Норвежская комиссия по рыболовству применяет в соответствии с Соглашениями по рыболовству 1975 и 1976 гг. Этот подход строится на признании того, что запасы рыб, осуществляющих миграции между разными зонами Баренцева и Норвежского морей, подлежат регулированию на всем ареале их распространения.
Стороны подчеркнули значение хорошей коммуникации и обсудили практические меры во всем районе действия Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству по предотвращению недоразумений, которые могут привести к ненужному прекращению промысла и серьезным экономическим потерям рыбопромысловых компаний.
3. Рабочие группы
В соответствии с параграфом 3 Правил процедуры Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны согласились создать следующие совместные рабочие группы:
по контролю;
по научному сотрудничеству;
по тюленям северо-восточной части Атлантического океана;
по подготовке протокола.
4. Обмен Сторонами статистическими данными о промысле
Стороны договорились отложить обмен промысловой статистикой в Баренцевом и Норвежском морях до 53-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству. На 53-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны обменяются промысловой статистикой за 2021, 2022 и 2023 годы согласно формам статистической отчетности, согласованным на 49-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству. Соответствующее приложение к протоколу 53-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству будет включать в себя промысловую статистику за 2021 и 2022 годы.
Стороны отметили, что совместная российско-норвежская работа по борьбе с переловами квот трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях дала положительные результаты. Стороны отметили необходимость продолжения работы по оценке общего объема изъятия совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях в соответствии с Методикой комплексного анализа данных спутникового слежения и информации о транспортировке и выгрузке рыбопродукции из совместно управляемых Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству запасов рыб.
Стороны согласились в качестве приоритетной цели использовать все возможные средства для выявления и предотвращения незаконного вылова рыбы.
Стороны ежемесячно обмениваются информацией по:
- выгрузкам Сторон на уровне отдельного судна в портах друг друга;
- квотам Сторон трески и пикши в районах ИКЕС 1 и 2 по каждому отдельному судну;
- вылову Сторон в экономических зонах друг друга квот (объемов) видов, указанных в Приложениях 5 и 6 Протокола;
- промысловой статистике вылова трески, пикши, мойвы, путассу и креветки в районах ИКЕС 1 и 2.
Норвежская Сторона предложила, чтобы ежемесячный обмен информацией по квотам и вылову в дальнейшем осуществлялся и в отношении палтуса синекорого, мойвы и окуня морского (S. mentella), которые также относятся к совместно управляемым Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству запасам рыб. Российская Сторона проработает данное предложение Норвежской Стороны и даст свой ответ на 53-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Стороны имеют право переносить неиспользованные части научных квот и квот третьих стран в свои национальные квоты, а также части национальных квот трески и пикши из года в год согласно пункту 5.1 настоящего Протокола, о чем информируют друг друга в ходе ежегодных сессий.
Российская Сторона проинформировала о том, что неосвоенный объем квот третьих стран, выделенный для промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации в 2021 году, составляет 4727,7 тонн трески и 1152 тонны пикши. В соответствии с пунктом 5.1 Протокола 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, неосвоенные объемы квот третьих стран, выделенные для промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации в 2021 году, могут быть перенесены на 2022 год.
Норвежская Сторона проинформировала о том, что она выделила по 7 000 тонн трески и 300 тонн пикши на рекреационный лов в 2021 и 2022 годах.
5. Регулирование промысла трески и пикши в 2023 году
5.1. Установление ОДУ и распределение квот
На 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны согласились, что правило управления запасом трески будет действовать еще 5 лет. Согласно правилу управления запасом трески, Стороны установили ОДУ северо-восточной арктической трески на 2023 год в объеме 566 784 тонны.
На 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны согласились, что правило управления запасом пикши будет действовать еще 5 лет. Согласно правилу управления запасом пикши, Стороны установили ОДУ северо-восточной арктической пикши на 2023 год в объеме 170 067 тонн.
Правила управления запасами трески и пикши приводятся в Приложении 12.
Стороны подтвердили договоренности, достигнутые на 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (пункт 5.1 Протокола 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству), о возможности переносить до 10% своих квот на треску и пикшу с 2022 года на 2023 год.
Стороны сохраняют договоренность о возможности переноса до 10% своих квот на треску и пикшу с 2023 года на 2024 год. Такой перенос пойдет в дополнение квоты соответствующей Стороны на 2024 год. Также Стороны могут разрешить своим судам выловить до 10% сверх собственных квот на треску и пикшу в 2023 году. В данном случае разрешенная доля для переноса из года в год составляет не более 10% от национальных квот трески и пикши Сторон, определенных в Приложении 3 к Протоколу 52-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству. Любой объем, выловленный сверх квоты соответствующей Стороны в 2023 году, вычитается из квоты на 2024 год.
Также Стороны согласились с тем, что вышеуказанные возможности переноса частей национальных квот трески и пикши из года в год не повлекут за собой изменения объемов на взаимный вылов трески и пикши в зонах друг друга, определенных в приложениях 5 к протоколам соответствующих сессий Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Стороны с удовлетворением констатировали, что Рабочая группа по анализу не выявила незаконного промысла за 2021 год в Баренцевом и Норвежском морях, в том числе в результате введения с 1 мая 2007 года государственного портового контроля НЕАФК, а также благодаря значительным усилиям со стороны российских и норвежских властей.
Стороны согласились продолжить сотрудничество по борьбе с незаконным промыслом и по наилучшей оценке фактического уровня изъятия трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях.
Отмечая высказывания Комиссии ЕС по вопросу об управлении запасом северо-восточной арктической трески, Стороны подчеркнули, что только Россия и Норвегия являются прибрежными государствами по отношению к данному запасу. Единое совместное управление этим запасом основывается на соглашениях между прибрежными государствами, действующих с 1970-х годов и соблюдаемых другими сторонами на основании договоров, заключенных с Россией и Норвегией и включающих выделение квот данного запаса. Указанное единое совместное управление этим запасом во всем ареале его распространения принесло весьма хорошие результаты и является единственным способом, реально обеспечивающим устойчивое управление этим ресурсом и сохраняющим таким образом интересы рыболовных судов в том числе государств, эксплуатирующих этот запас на основании квот, выделенных Россией и Норвегией.
Стороны установили ОДУ трески и пикши на 2023 год, согласовали распределение национальных квот вылова между Россией, Норвегией и третьими странами (Приложение 3), а также объемы изъятия для научных и управленческих целей (Приложение 10). Неиспользованная часть объемов вылова некоторых видов гидробионтов для проведения научных исследований морских живых ресурсов, мониторинга их запасов и сбора данных для принятия управленческих решений, указанных в Приложении 10, может быть добавлена к национальным квотам Сторон без дополнительного согласования с другой Стороной. Стороны информируют друг друга об этом в ходе ежегодных сессий. Распределение квот вылова третьих стран по зонам на 2023 год представлено в Приложении 4.
Стороны согласовали взаимные объемы вылова трески и пикши в экономических зонах друг друга (Приложение 5).
Стороны согласились уведомлять друг друга о квотах, выделяемых третьим странам по совместным запасам, в том числе об объемах, которые выделяются в рамках коммерческих проектов, в ходе ежегодных сессий.
Стороны договорились согласовывать вопросы о переносе квот третьих стран из зоны одной Стороны в зону другой Стороны.
5.2. Другие меры регулирования промысла
Стороны согласились с тем, что в будущем для получения разрешения на использование новых типов сортирующих систем в акваториях под юрисдикцией другой Стороны достаточно, если их спецификации одобрены Постоянным Российско-Норвежским Комитетом по вопросам управления и контроля в области рыболовства (ПРНК) с последующим докладом на Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Стороны согласились продолжить обмен информацией о биологическом обосновании закрытия и открытия районов промысла по согласованной форме, разработанной ПРНК.
Технические меры регулирования и единые переводные коэффициенты на рыбопродукцию на 2023 год представлены в Приложении 7.
6. Регулирование промысла мойвы в 2023 году
Оценив научные данные о запасе мойвы, Стороны установили ОДУ мойвы на 2023 год в соответствии с действующим правилом управления в размере 62 000 тонн (Приложение 12).
Стороны согласовали распределение квот вылова мойвы между Россией и Норвегией, а также объемы изъятия мойвы для научных и управленческих целей (Приложение 3 и Приложение 10). Стороны согласовали взаимные квоты вылова мойвы в экономических зонах друг друга (Приложение 5).
Стороны согласились с техническими мерами регулирования промысла мойвы, представленными в Приложении 7.
7. Регулирование промысла палтуса синекорого в 2023 году
Стороны согласились с тем, что совместная работа российских и норвежских ученых по исследованию палтуса синекорого оказалась плодотворной, в результате чего были получены данные по биологии и распределению этого запаса.
Стороны обсудили научные данные об увеличении распространения палтуса синекорого в пределах Баренцева моря, а также неопределенность в оценках величины запаса, на основании этого Стороны установили общий допустимый улов палтуса синекорого на 2023 год в объеме 25 000 тонн. Стороны согласились продолжить работу над правилом управления запасом палтуса синекорого в соответствии с пунктом 16.3 настоящего Протокола.
Распределение квот России, Норвегии и третьих стран, а также квот на научные и управленческие цели указано в Приложениях 3, 4 и 10. Стороны согласовали взаимные квоты вылова палтуса синекорого в экономических зонах друг друга (Приложение 5).
Стороны согласились принимать все необходимые меры для предотвращения перелова национальных квот палтуса синекорого.
Стороны согласились с техническими мерами регулирования промысла палтуса синекорого, представленными в Приложении 7.
8. Регулирование промысла окуней морских (S. mentella, S. norvegicus) в 2023 году
Стороны подтвердили следующее распределение запаса окуня морского (S. mentella):
Норвегия - 72%;
Российская Федерация - 18%;
Третьи страны - 10% (район архипелага Шпицберген - 4,1%, международные воды в Норвежском море (Район регулирования НЕАФК) - 5,9%).
Россия и Норвегия могут вести промысел в рамках своих национальных квот как в исключительных экономических зонах друг друга, так и в районе архипелага Шпицберген и в международных водах в Норвежском море (Район регулирования НЕАФК).
Россия вправе вести промысел в рамках своей национальной доли, которая составляет 18%, в экономической зоне Норвегии.
На основании рекомендации ИКЕС Стороны установили ОДУ окуня морского (S. mentella) в размере 66 779 тонн на 2023 год. Распределение квоты окуня морского (S. mentella) между Россией, Норвегией и третьими странами приведено в Приложении 3 и Приложении 4.
Указанное распределение действует на 2023 год, срок его действия продлевается автоматически в случае, если какая-либо из Сторон не потребует пересмотра распределения долей.
Стороны сослались на состоявшиеся обсуждения различных правил управления запасом окуня морского (S. mentella) и согласились с продолжением работы ученых над правилом управления этим запасом до 53-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Стороны согласились с необходимостью сохранения действующих мер регулирования промысла окуня морского (S. norvegicus) до тех пор, пока его запас снова не достигнет приемлемого репродуктивного уровня.
Технические меры регулирования промысла окуней морских (S. mentella, S. norvegicus) приведены в Приложении 7.
9. Вопросы по управлению запасом сельди атлантическо-скандинавской в 2023 году
Стороны подтвердили, что их целью является многосторонний режим управления запасом сельди атлантическо-скандинавской в 2023 году.
Учитывая текущее состояние запаса, в ходе 52-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны не рассматривали возможность изменения правила управления запасом сельди атлантическо-скандинавской.
Диалог между российскими и норвежскими учеными относительно мер по охране молоди сельди улучшился в текущем году и Стороны намерены его продолжить.
10. Регулирование промысла других видов рыб в 2023 году
Квоты (объемы) других запасов и технические меры регулирования промысла представлены в Приложениях 6 и 7.
Стороны согласились с тем, что эксплуатация запасов рыб, которые не регулируются квотами или объемами изъятия, может осуществляться только в качестве прилова при промысле видов рыб, которые регулируются квотами или объемами изъятия.
Стороны согласились о взаимных квотах (объемах) на прилов в экономических зонах друг друга. Эти квоты (объемы) на прилов могут быть увеличены с учетом практического осуществления рыбного промысла. Стороны в возможно короткий срок будут рассматривать просьбы об увеличении квот (объемов) на прилов.
10.1. Сайда
Квоты (объемы) вылова и технические меры регулирования промысла представлены в Приложениях 6 и 7.
10.1.1. О состоянии запаса сайды
Стороны отметили, что целенаправленное и рациональное управление запасом сайды привело к стабилизации запаса.
Российская Сторона уведомила о том, что она будет осуществлять промысел сайды в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Норвежская Сторона приняла это к сведению.
10.1.2. О трансграничности запаса сайды в Баренцевом море
Российская Сторона представила данные о распределении сайды на всей акватории Баренцева моря, а также проинформировала Норвежскую Сторону о намерении продолжить исследования сайды в исключительной экономической зоне и территориальном море Российской Федерации.
11. Краб камчатский (Paralithodes camtschaticus)
Российская Сторона проинформировала Норвежскую Сторону о технических мерах регулирования промысла краба камчатского в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Квота вылова краба камчатского в Российской Федерации в Баренцевом море на 2023 год - 12 690 тонн.
Норвежская Сторона сообщила Российской Стороне о развитии запаса краба камчатского. Национальные меры регулирования включают установление района, регулируемого квотами. За пределами этого регулируемого района ведется свободный промысел, а возврат краба в море запрещен. На регулируемый 2023 промысловый год норвежская квота в регулируемом районе не установлена.
Стороны договорились и в дальнейшем информировать друг друга о своих технических мерах регулирования на ежегодных сессиях.
12. Краб-стригун опилио (Chionoecetes opilio)
Принимая во внимание, что Россия и Норвегия несут ответственность за принятие эффективных мер с целью управления и сохранения запасов краба-стригуна опилио на своих континентальных шельфах, Стороны подтвердили свое намерение осуществлять сотрудничество в области научных исследований краба-стригуна опилио в Баренцевом море.
В Российской Федерации квоты вылова краба-стригуна опилио распределены между российскими юридическими лицами путем заключения с ними договоров о закреплении доли квоты вылова водных биоресурсов.
В соответствии с российским законодательством, краб-стригун опилио является квотируемым живым ресурсом континентального шельфа Российской Федерации. Его промысел осуществляется в соответствии с договорами о закреплении долей в рамках выделенных им ежегодных квот на континентальном шельфе Российской Федерации. В связи с этим, российские пользователи не могут осуществлять промысел краба-стригуна опилио за пределами континентального шельфа Российской Федерации в счет своих квот.
Стороны подтвердили свое намерение обсудить предоставление доступа рыболовным судам Сторон для добычи краба-стригуна опилио на своих частях континентального шельфа, разграничение которого определено Договором между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года.
При этом Российская Сторона сообщила о невозможности осуществлять промысел краба-стригуна опилио судами Норвежской Стороны на континентальном шельфе Российской Федерации в счет установленной Норвежской Стороной квоты.
Российская Сторона сообщила, что в соответствии с российским законодательством ведение промысла краба-стригуна опилио иностранными судами на континентальном шельфе Российской Федерации не возможно без выделения Российской Стороной квоты краба-стригуна опилио соответствующему иностранному государству на основании межправительственного соглашения.
13. Регулирование промысла креветки северной в 2023 году
Стороны приняли к сведению доступные данные о состоянии запаса креветки в Баренцевом море, имеющиеся у российских и норвежских ученых.
Стороны согласились продолжить работу по плану управления промыслом креветки (Приложение 10).
Стороны выразили обеспокоенность в отношении использования дополнительного сетного полотна в трале некоторыми судами третьих стран при промысле креветки в анклаве, несмотря на то, что правила НЕАФК об использовании селективной решетки обязывают соответствующие государства флага ограничивать прилов других видов при промысле креветки. Стороны согласились продолжить работу с целью прекращения такой практики.
Стороны согласились с тем, что закрытие районов при промысле креветки будет осуществляться на основании данных о приловах молоди палтуса синекорого, трески, пикши и окуня морского (S. mentella, S. norvegicus). На 47-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны договорились направить запрос в ИКЕС об оценке влияния на состояние запаса окуня морского (S. mentella, S. norvegicus) различных критериев прилова окуня морского при промысле креветки, но ИКЕС пока не закончил рассмотрение данного запроса.
Российская Сторона сообщила, что планирует осуществлять промысел креветки во всем районе ее распространения в 2023 году.
Норвежская Сторона сослалась на то, что существующее расположение контрольных точек в исключительной экономической зоне Российской Федерации препятствует эффективному ведению промысла креветки норвежскими судами.
Стороны договорились поручить ПРНК разработать обзорную оценку квот, переносов и доступа к зонам, указанных в Приложениях 3, 5 и 6 к протоколам Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству за период с 2006 года по 2019 год.
Объемы и технические меры регулирования промысла креветки представлены в Приложениях 6 и 7.
14. Регулирование промысла тюленей в 2023 году
Стороны констатировали, что объемы добычи гренландского тюленя в 2022 году оставались на низком уровне.
Стороны согласились с тем, что численность тюленей в районах Восточных и Западных льдов оказывает значительное влияние на состояние запасов промысловых видов рыб. В связи с этим Стороны намереваются осуществить совместную программу исследований с целью определения роли гренландского тюленя в экосистеме Баренцева моря, включая исследования потребления промысловых видов гидробионтов. Стороны также считают необходимым проведение совместных исследований по изучению серого тюленя.
Имеющиеся данные указывают на такой низкий уровень запаса тюленя-хохлача в районе Западных льдов, что мораторий на его промысел, введенный в 2007 году, необходимо продолжить.
Снижение воспроизводства гренландских тюленей беломорской популяции за последние годы вызывает необходимость усиления совместных научно-исследовательских работ в целях выяснения причин снижения численности приплода.
Объем добычи гренландского тюленя на 2023 год принят с учетом рекомендаций ИКЕС. Период промысла гренландского тюленя в исключительной экономической зоне Российской Федерации на 2023 год определен с 15 марта по 30 июня включительно.
Объемы и технические меры регулирования, включая промысел в научных целях, представлены в Приложениях 6 и 8.
15. Технические меры регулирования промысла
Стороны признали первостепенную важность выработки единых технических мер регулирования промысла. В связи с этим Стороны отметили итоги деятельности Рабочей группы по разработке единых совместных технических мер регулирования промысла совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях, созданной на 37-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Стороны подчеркнули важность работы Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству в целях совершенствования мер мониторинга и контроля промысла совместных запасов рыб.
Технические меры регулирования и единые переводные коэффициенты на рыбопродукцию представлены в Приложении 7.
16. Сотрудничество в области управления рыболовством
Стороны продолжат сотрудничество между органами управления рыболовством двух стран для дальнейшего повышения эффективности контроля за ресурсами и регулирования рыболовства.
Стороны согласились с тем, что любые совместные российско-норвежские проекты, включая исследования, связанные с использованием совместных запасов Баренцева и Норвежского морей, должны быть рассмотрены Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству (СРНК) и одобрены Федеральным агентством по рыболовству и Министерством торговли, промышленности и рыболовства Норвегии. Каждая Сторона обязуется информировать другую Сторону об объемах квот, выделяемых и получаемых в рамках таких проектов, и о выгрузках рыбы, выловленной по этим квотам.
16.1. О реализации решений, принятых на 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству в области контроля
1. Стороны подвели итоги выполнения мер в области контроля в 2022 году:
1.1. Стороны продолжили сотрудничество в рамках НЕАФК с целью совершенствования согласованного режима государственного портового контроля в отношении промысловых запасов в Конвенционном районе НЕАФК.
1.2. Стороны осуществляли сотрудничество по анализу общего изъятия совместно управляемых запасов рыб в Баренцевом и Норвежском морях. Рабочая группа по анализу провела одну встречу в 2022 году, в форме видеоконференции с 15 по 16 марта.
Стороны провели совместный расчет общего изъятия совместно управляемых запасов рыб в Баренцевом и Норвежском морях судами России, Норвегии и третьих стран в 2021 году в соответствии с Методикой комплексного анализа данных спутникового слежения и информации о транспортировке и выгрузке рыбопродукции из совместно управляемых Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству запасов рыб (далее - Методика), Приложение 9.
Стороны констатировали, что Рабочей группой по анализу, в результате сопоставления информации об изъятии совместно управляемых запасов российскими и норвежскими судами в 2021 году (на уровне отдельного судна), нарушений правил рыболовства судами Сторон не выявлено.
1.3. В соответствии с пунктом 16.10 Протокола 51-й сессии СРНК Рабочая группа по электронному обмену данными продолжила работу по подготовке проекта Согласованного протокола договоренностей между Россией и Норвегией по вопросам, относящимся к системе спутникового слежения промысловых судов, и внедрению электронного обмена данными о промысловой деятельности рыболовных судов (ERS, ЕСВ).
1.4. В период с 20 по 24 июня и с 15 по 19 августа 2022 года состоялся обмен инспекторами Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району и Береговой охраны Норвегии в качестве наблюдателей в море.
2. Стороны подвели итоги и констатировали, что следующие согласованные меры остались в 2022 году невыполненными:
2.1. Не завершена работа над Согласованным протоколом договоренностей между Россией и Норвегией по вопросам, относящимся к системе спутникового слежения промысловых судов.
2.2. Не состоялся обмен инспекторами при контроле выгрузок уловов в портах.
16.2. Отчет Постоянного Российско-Норвежского Комитета по вопросам управления и контроля в области рыболовства
Заседания ПРНК в 2022 году не проводились.
16.3. Разработка правил долгосрочного устойчивого управления живыми морскими ресурсами Баренцева и Норвежского морей и предложения по их усовершенствованию
На 46-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству в 2016 году Стороны утвердили правила управления запасами трески, пикши и мойвы, которые будут действовать в течение пяти лет. Данные правила прошли оценку ИКЕС, который признал их соответствующими принципу предосторожного подхода. Правила управления запасами трески, пикши и мойвы приводятся в Приложении 12.
В ходе 46-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны решили, что правила управления запасами трески, пикши и мойвы подлежат пересмотру Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству через пять лет. В ходе 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны согласились продлить срок действия правил управления запасами трески и пикши еще на пять лет. По истечении пятилетнего срока в 2026 году правила управления запасами трески и пикши подлежат пересмотру Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству.
В отношении мойвы Стороны указали на запланированный на ноябрь 2022 года пересмотр методики. Стороны согласились работать на двусторонней основе для оценки альтернативных правил управления запасами мойвы.
Статус разработки правила управления запасом окуня морского (S. mentella) приведен в п. 8.
Стороны намерены утвердить правило управления запасом палтуса синекорого после того, как в 2022-2023 гг. состоится пересмотр методики оценки запаса, упомянутый в Приложении 10. Ученым необходимо провести работу по разработке и оценке предложения к правилу управления запасом палтуса синекорого после того, как будет проведен пересмотр методики. Оценка данного правила управления должна быть предпринята в соответствии с признанной международной практикой оценки правил управления долгоживущими запасами.
16.4. Меморандум о порядке сотрудничества между контролирующими органами Сторон
Стороны согласились с тем, что Меморандум о порядке сотрудничества между контролирующими органами Сторон (далее - Меморандум) служит хорошей основой для совершенствования контроля и сотрудничества и отметили необходимость проведения дальнейшей работы в соответствии с его положениями.
Стороны согласились в дальнейшем регулярно пересматривать Меморандум и по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения.
16.5. Порядок выдачи разрешений на промысел рыбы обеими Сторонами и выполнение правил ведения рыбного промысла
Стороны согласились продолжить применение Российско-Норвежского временного упрощенного порядка выдачи разрешений рыболовным судам друг друга (Приложение 13).
16.6. Меры по контролю промысла в Баренцевом и Норвежском морях в 2023 году
1. Стороны обменялись информацией о мерах по контролю промысла в своих водах в 2022 году, обратив особое внимание на вопросы незаконного промысла и контроля выбора квот.
2. Стороны согласились продолжить сотрудничество в рамках НЕАФК с целью дальнейшего развития режима Государственного портового контроля в отношении промысловых запасов в Конвенционном районе НЕАФК.
3. Стороны договорились продолжить сотрудничество по осуществлению инспекций рыболовных судов в Районе регулирования НЕАФК в соответствии с п. 5 Меморандума.
4. Стороны договорились продолжить работу Рабочей группы по анализу, состоящей из представителей Североморского территориального управления Росрыболовства и Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району с Российской Стороны, Директората рыболовства и Береговой охраны Норвегии с Норвежской Стороны, также для работы группы могут привлекаться эксперты.
В 2023 году Рабочая группа по анализу проведет встречу в период с 14 по 16 марта, а далее - по мере необходимости, либо в соответствии с решениями сопредседателей СРНК.
Целью Рабочей группы по анализу является осуществление совместной оценки общего объема изъятия совместно регулируемых запасов промысловыми судами России, Норвегии и третьих стран в Баренцевом и Норвежском морях в соответствии с утвержденной на сорок девятой сессии СРНК сопредседателями СРНК Методикой комплексного анализа данных спутникового слежения и информации о транспортировке и выгрузке рыбопродукции из совместно управляемых Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству запасов рыб.
Рабочей группе по анализу необходимо завершить работу по оценке общего объема изъятия совместно регулируемых запасов в Баренцевом и Норвежском морях за 2022 год до того, как ИКЕС начнет подготовку рекомендаций по ОДУ на 2024 год (не позднее конца апреля 2023 года).
Стороны считают, что результаты анализа фактического изъятия совместно регулируемых запасов, включая расчет возможных переловов, перед их официальным опубликованием в средствах массовой информации должны быть предварительно согласованы Сторонами.
Норвежская сторона должна передавать статистические данные по общему изъятию в ИКЕС.
Рабочая группа по анализу также будет сотрудничать по вопросу сопоставления информации на уровне отдельного судна применительно к промысловым судам России, Норвегии и третьих стран с целью выявления возможных нарушений рыболовного законодательства.
Рабочая группа по анализу отчитывается о своей текущей работе на заседаниях ПРНК и представляет отчет о результатах своей работы непосредственно сопредседателям СРНК.
5. Стороны подтвердили, что оперативное сотрудничество в области контроля будет осуществляться в рамках Меморандума. Уполномоченные органы Сторон организуют встречи для обсуждения вопросов в области контроля, выявления нарушений и применения санкций, связанных с нарушением правил рыболовства в Баренцевом и Норвежском морях, по мере необходимости. На указанные встречи могут также приглашаться представители полиции, прокуратуры, таможенных и налоговых органов Сторон.
Стороны согласились, что выполнение совместного анализа рисков нарушений законодательства в области рыболовства при промысле совместно управляемых запасов, обмен информацией по проблемным вопросам в области контроля и предложение мер по регулированию промысла совместно управляемых запасов может быть реализовано в рамках Меморандума.
6. Стороны подтвердили, что для достижения большей степени гармонизации контрольных мероприятий они продолжат взаимный обмен инспекторами в качестве наблюдателей как в море, так и при выгрузках с норвежских судов в портах Норвегии и с российских судов в портах России.
Стороны договорились согласовать порядок и сроки проведения указанных мероприятий в межсессионный период.
7. Стороны подчеркнули важность своевременного обмена действующими правилами рыболовства и вносимыми в них изменениями и договорились осуществлять такой обмен в виде ноты по дипломатическим каналам.
8. Стороны согласились продолжить практику проведения семинаров для инспекторов и представителей органов управления рыболовством по необходимости.
Решение о проведении семинаров принимает ПРНК.
9. Стороны договорились о том, что норвежские рыболовные суда при промысле в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море продолжат использовать форму промыслового журнала, приведенную в Приложении 14. Российские суда при промысле в экономической зоне Норвегии будут использовать форму промыслового журнала, приведенную в Приложении 15.
10. Согласованные контрольные мероприятия приведены в Приложении 11.
11. Рабочая группа по разработке инструкции по проведению проверок рыболовных судов в Баренцевом и Норвежском морях до настоящего времени не разработала согласованную инструкцию по проведению проверок рыболовных судов в Баренцевом и Норвежском морях.
В связи с различием национальных законодательств, Стороны договорились временно приостановить работу по данному вопросу.
Стороны дали ПРНК поручение рассмотреть, существуют ли основания для возобновления разработки согласованной инструкции по проведению проверок рыболовных судов в Баренцевом и Норвежском морях.
16.7. Ведение промысла третьими странами и реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Исландии и Правительством Королевства Норвегия, касающегося некоторых аспектов сотрудничества в области рыболовства
Стороны обменялись информацией о ходе выполнения трехстороннего Соглашения между Российской Федерацией, Норвегией и Исландией и констатировали, что Соглашение действует в соответствии со своим назначением.
Срок направления обращения о пересмотре Соглашения и двусторонних Протоколов к нему - 1 июля 2026 года. Стороны официально и заблаговременно до истечения срока уведомят друг друга о возможных обращениях по данному вопросу.
Стороны вновь подтвердили, что при заключении соглашений по квотам с третьими странами, третья страна должна принять обязательство ограничить свой промысел квотами, которые выделяются прибрежными государствами, независимо от того, осуществляется промысел в пределах или за пределами зон рыболовной юрисдикции России и Норвегии.
Стороны обсудили промысел третьих стран в Баренцевом и Норвежском морях и согласились продолжить оперативный контроль за этим промыслом таким образом, чтобы при освоении выделенных квот такой промысел был прекращен.
Стороны подтвердили согласие с тем, что меры регулирования запасов северо-восточной арктической трески и пикши действуют во всех районах их распространения.
16.8. Единые переводные коэффициенты на рыбопродукцию
Стороны согласились с тем, что применение точных переводных коэффициентов имеет решающее значение для получения истинного представления об изъятии ресурсов.
Стороны согласились с применением единых переводных коэффициентов (Приложение 7, часть II).
Стороны подтвердили необходимость продолжения проведения научных рейсов по измерению и расчету переводных коэффициентов.
Стороны констатировали, что предусмотренный пунктом 16.8 протокола 51-й сессии СРНК совместный научный рейс по гармонизации российских и норвежских переводных коэффициентов на продукцию из креветки северной провести оказалось невозможным из-за отсутствия предложений от действующих промысловых судов.
Стороны договорились провести совместный научный рейс с целью гармонизации российских и норвежских переводных коэффициентов на продукцию из креветки северной сыро-мороженой и варено-мороженой.
Стороны поручили ПРНК продолжить работу с целью получения сопоставимых данных для определения единых переводных коэффициентов при переработке трески, пикши, палтуса синекорого и окуня морского (S. mentella).
16.9. Процедура закрытия и открытия промысловых районов
Стороны оценили опыт применения Совместного Российско-Норвежского порядка по закрытию и открытию районов промысла донных рыб и креветки, разработанного ПРНК в 1999 году (далее - Порядок).
Стороны согласились с тем, что Порядок является центральной составляющей оптимального управления и включает в себя следующие элементы:
1. Критерии, по которым принимается решение о закрытии районов (Приложение 7).
2. Процедура по взятию проб.
Принятие решения о закрытии района для промысла должно быть основано на достаточном количестве проб, по крайней мере, не менее чем из 2-х уловов в каждом районе, который предполагается закрыть.
Применяется следующая методика взятия проб: должно быть промерено не менее 300 экз. трески и пикши совместно, в экономической зоне Норвегии также включается и сайда; если улов указанных видов составляет менее 300 экз., то промеряется весь улов (п. 5 Порядка).
Отбор проб осуществляется представителями:
со стороны Российской Федерации: Североморского территориального управления Росрыболовства, ФГБНУ "ВНИРО";
со стороны Норвегии: Директората рыболовства, Береговой охраны, БИМИ.
3. Решение о закрытии районов для промысла принимается:
со стороны Российской Федерации: Североморским территориальным управлением Росрыболовства;
со стороны Норвегии: Директоратом рыболовства.
4. Открытие закрытых районов осуществляется в соответствии с положениями п. 8 Порядка.
16.10. Электронная промысловая и позиционная отчетность
16.10.1. Состояние дел с проектом Согласованного протокола договоренностей по вопросам, относящимся к системе спутникового слежения промысловых судов
Стороны обсудили работу по подготовке проекта Согласованного протокола договоренностей между Россией и Норвегией по вопросам, относящимся к системе спутникового слежения промысловых судов (далее - Согласованный протокол).
Стороны поручили ПРНК продолжить работу по подготовке проекта Согласованного протокола.
Изменения в предписаниях о спутниковом слежении, вступивших в силу с 1 июня 2020 г., не влекут за собой материальных изменений для промысловых судов Российской Федерации.
16.10.2. Порядок обмена промысловыми данными и данными о деятельности судов
Стороны обсудили работу по внедрению электронного обмена данными о промысловой деятельности рыболовных судов одной Стороны в зоне юрисдикции другой Стороны (ERS, ЕСВ).
Стороны отметили положительные результаты тестирования в межсессионный период электронной системы отчетности (ERS) между Россией и Норвегией на виртуальных судах.
Стороны договорились полностью завершить процедуры тестирования ERS на реальных судах до конца марта 2023 года.
Стороны договорились, что Рабочая группа по электронному обмену данными должна продолжить работу по подготовке отчета о результатах тестирования для рассмотрения на ПРНК, который будет служить основой для перехода на систему ERS.
17. Совместные научные исследования морских живых ресурсов в 2023 году
Стороны указали на то, что российско-норвежское сотрудничество в области проведения морских исследований является одной из старейших и лучших традиций сотрудничества двух стран. Такие научные исследования являются необходимой предпосылкой для получения достоверных оценок состояния общих запасов. Стороны согласились с тем, что научные исследования являются предпосылкой для установления квот и ведения устойчивого промысла.
Полное покрытие района географического распространения наиболее значимых запасов в ходе научных съемок - необходимое условие для разработки хороших рекомендаций. С целью обеспечения большей устойчивости проведения научной съемки Стороны будут запрашивать доступ в зоны друг друга для проведения совместной экосистемной съемки.
Стороны ссылаются на сотрудничество по проведению совместных съемок и работы по сбору биологических и океанографических данных. Обе Стороны ведут работу по гармонизации рабочих процедур и намерены разработать общее описание по проведению таких съемок.
Стороны подчеркнули важность упрощения доступа научно-исследовательских судов в экономические зоны друг друга и намерены продолжить работу по упрощению процедур выдачи разрешений и осуществления съемок, в том числе внесению изменений по запрашиваемым судам и капитанам таких судов.
Стороны договорились разрешать научно-исследовательским судам друг друга проводить научные исследования в области рыболовства в международных водах Баренцева моря ("Анклав") с использованием орудий лова, которые могут соприкасаться с континентальными шельфами Сторон в данном районе.
Стороны констатировали неизбежность изъятия морских живых ресурсов в процессе выполнения научных съемок. С учетом обмена данными Стороны продолжат работу по гармонизации законодательства по проведению научных исследований живых морских ресурсов, при осуществлении которых происходит неизбежное изъятие ресурсов в научных целях.
Норвежская Сторона выражает озабоченность в связи с возникшими сложностями сбора научных данных, используемых для оценки состояния запасов водных биоресурсов и установления ОДУ, связанными с установленным действующим российским законодательством обязательным требованием об уничтожении водных биоресурсов, выловленных при проведении ресурсных исследований в районах юрисдикции России.
Норвежская Сторона проинформировала Российскую Сторону о том, что норвежским законодательством запрещены выбросы выловленных водных биоресурсов, а также использование многих видов рыб в технических целях и что этот запрет распространяется на водные биоресурсы, выловленные во всех районах рыболовной юрисдикции Норвегии. При этом Стороны осознают разногласия в законодательствах двух стран относительно уловов морских живых ресурсов, выловленных в связи с осуществлением научных исследований, и продолжат работу по гармонизации законов и правил для осуществления научных исследований живых морских ресурсов, при которых вылов в научных целях является неизбежным.
Стороны отметили, что сохраняется необходимость в продолжении работы по совершенствованию процесса сбора проб при осуществлении коммерческого рыболовства. Стороны договорились о принятии соответствующих мер, в том числе обеспечении дополнительного финансирования, в целях увеличения объема сбора научных данных и улучшения информационной основы для оценки запасов.
Стороны установили объемы вылова некоторых видов гидробионтов для проведения научных исследований морских живых ресурсов, мониторинга их запасов и сбора данных для принятия управленческих решений. В целях соблюдения прозрачности российско-норвежского сотрудничества в области научных исследований подчеркивается важность занесения всего вылова, в том числе и прилова, предназначенного для научных целей, в согласованную форму статистических данных. ФГБНУ "ВНИРО" и БИМИ заблаговременно до начала исследований в установленном порядке будут осуществлять обмен данными о количестве и названиях судов, участвующих в этих исследованиях, и мониторинге живых морских ресурсов, сроках проведения этих исследований и объемах вылова (Приложение 10).
Стороны предоставляют разрешение на вылов и добычу своих живых морских ресурсов в своих водах судам другой Стороны в объемах, указанных в Приложении 10.
Стороны согласились осуществлять обмен всеми биологическими и океанографическими данными, необходимыми для оценки совместно эксплуатируемых запасов и состояния окружающей среды, в соответствии с Приложением 10.
Стороны подтвердили, что морские ресурсные исследования в районах юрисдикции обоих государств должны осуществляться в соответствии с законодательством того государства, в районах юрисдикции которого эти исследования выполняются, с учетом Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Норвегии о сотрудничестве в области рыболовства от 11 апреля 1975 года и Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Норвегии о взаимных отношениях в области рыболовства от 15 октября 1976 года.
Стороны приняли Программу совместных российско-норвежских научных исследований морских живых ресурсов на 2023 год (Приложение 10).
Российская Сторона информировала, что рассмотрит возможность проведения морских ресурсных исследований норвежскими научно-исследовательскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море (за исключением некоторых районов Баренцева моря, определяемых Минобороны России) на основе российского законодательства при условии нахождения на борту представителя Минобороны России с предоставлением ему полномочий по проверке соответствия заявленных целей и задач исследований фактически проводимым и предоставлением полного и достоверного перечня используемого в исследованиях оборудования.
На борту судна должен также присутствовать владеющий английским или норвежским языками представитель российского научно-исследовательского института ФГБНУ "ВНИРО". Норвежская Сторона гарантирует размещение, питание и полное обеспечение работы на борту исследовательского судна российских представителей. Для посадки и высадки российских представителей на борт норвежского судна используется порт Мурманск. Минобороны России оставляет за собой право прерывать (приостанавливать) начатые исследования в период проведения мероприятий боевой подготовки Военно-морского флота России.
Норвежская Сторона выразила мнение, что соответствующий принцип представительства может действовать также при проведении российских морских ресурсных исследований в норвежских морских акваториях. При проведении мероприятий боевой подготовки Военно-морского флота России районы, временно закрытые для плавания, объявляются посредством соответствующих систем оповещения в сроки, позволяющие скорректировать маршрут прохождения исследовательского судна.
Стороны договорились о том, что упомянутые условия принимаются во внимание в процессе согласования заявки и проведения морских ресурсных исследований.
При этом заявки на проведение морских ресурсных исследований будут рассматриваться в индивидуальном порядке в соответствии с российским законодательством.
Норвежской Стороне таким же образом необходимо будет рассматривать российские заявки на проведение морских ресурсных исследований в индивидуальном порядке в соответствии с норвежским законодательством.
17.1. О распространении совместных запасов в Северном Ледовитом океане
Стороны приняли во внимание растущий интерес к Северному Ледовитому океану и роли Сторон в этом регионе. Стороны подтвердили, что Россия и Норвегия как прибрежные государства выражают основополагающую заинтересованность и несут основную ответственность за сохранение и рациональное управление дикоживущими морскими ресурсами в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане в соответствии с нормами международного права. В связи с этим Стороны ссылаются на встречи пяти прибрежных государств по отношению к Северному Ледовитому океану (Норвегия, Россия, Канада, Дания/Гренландия и США) в июне 2010 года в г. Осло, в мае 2013 года в г. Вашингтоне и в феврале 2014 года в г. Нууке, а также на подписание в июле 2015 года в г. Осло Декларации о предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря Северного Ледовитого океана.
По результатам переговоров, проводившихся с 2015 по 2017 гг., 3 октября 2018 года было подписано Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана (далее - Соглашение), действие которого, помимо пяти прибрежных государств, распространяется также на Японию, Республику Корея, Китай, Исландию и Европейский союз. В рамках Соглашения придается большое значение научно-исследовательской деятельности и мониторингу и учреждается программа "Joint Program of Scientific Research and Monitoring". Параллельно с совещаниями представителей органов власти состоялись также встречи ученых некоторых государств с целью подготовки ответов на вопросы, возникшие в ходе таких совещаний. Встречи ученых проводились в 2011, 2013, 2015, 2016 и 2017 гг. Россия не принимала участия в этих встречах после 2013 г. и до подписания Соглашения. Стороны подчеркнули особую необходимость и важность участия и российских и норвежских ученых в разработке и проведении программы исследований и плана имплементации.
В период с 12 по 13 апреля 2019 г. в г. Архангельске была проведена Научно-исследовательская конференция стран - участниц Соглашения с широким международным участием. Также в период с 29 по 30 мая 2019 г. в г. Оттаве состоялась встреча представителей стран, подписавших Соглашение, в ходе которой Стороны согласовали предварительные полномочия ("provisional terms of reference") временной научно-координационной группы ("Provisional Scientific Coordinating Group - PSCG"). С февраля 2020 года состоялось несколько совещаний этой группы на тему о выполнении совместного плана исследований и мониторинга, в которых приняли участие российские и норвежские ученые.
Стороны согласились с важностью мониторинга климата, видового состава, распределения планктона, рыб и морских млекопитающих в Северном Ледовитом океане.
18. Российско-норвежский сайт по рыболовству в Баренцевом и Норвежском морях
Норвежская Сторона подтвердила, что ответственным за эксплуатацию и развитие совместного сайта Joint Fish с Норвежской Стороны является Директорат рыболовства.
Российская Сторона сообщила, что ответственным за эксплуатацию и развитие сайта Joint Fish - с Российской Стороны является Федеральное агентство по рыболовству.
19. Сотрудничество в области аквакультуры
Стороны договорились продолжить развитие двустороннего сотрудничества в научно-исследовательской сфере в области аквакультуры, уделяя особое внимание потенциальному воздействию аквакультуры на экосистему, включая уход рыбы из садков, здоровье рыб и предотвращение распространения инвазий и эпизоотии.
20. Загрязнение морской среды мусором
Загрязнение морской среды мусором рассматривается как растущая глобальная проблема. Данная проблематика становится все более важной и для Баренцева моря. Россия и Норвегия активно выступают против загрязнения морской среды мусором на различных международных площадках. 14-я цель в области устойчивого развития (SDG) о сохранении и рациональном использовании океанов, морей и морских ресурсов, принятая ООН, декларирует намерение предотвратить и сократить морское загрязнение к 2025 году.
Стороны согласились обратить внимание на проблематику загрязнения морской среды мусором в результате рыболовной деятельности, включая составление карты обстановки, а также осуществление научной деятельности и обмена опытом.
21. Разное
Российская Сторона отметила, что практика заключения двусторонних соглашений в области рыболовства включает, кроме прочего, обеспечение доступа в зоны сторон для осуществления промысла запасов. При ведении промысла в экономической зоне прибрежного государства порты этого государства являются ближайшими к районам промысла и используются рыболовными судами сторон для обеспечения удовлетворения потребностей, связанных с их рыболовной деятельностью. Следовательно двустороннее регулирование рыболовства и обеспечение доступа в порты сторон имеют взаимосвязь.
После ограничения Норвегией возможности захода российским рыболовным судам в порты Норвегии Российская Сторона отмечает, что такие ограничения осложняют работу российских рыболовных судов в экономической зоне Норвегии, прежде всего в связи с невозможностью получения необходимого обслуживания и проведения ремонтных работ в портах, расположенных существенно ближе к районам промысла, чем российские порты.
Введенные Норвегией ограничения для российских рыболовных судов в части доступа в порты Норвегии рассматриваются Российской Стороной как изменение условий, в которых заключалось Соглашение 1976 года.
Российская Сторона рассматривает односторонние ограничительные меры Норвегии в отношении российских рыболовных судов как неправомерные.
В условиях частичного закрытия с 14 октября 2022 г. норвежских портов норвежскими властями назначены для заходов российских рыболовных судов только три порта: Тромсе, Киркенес и Ботсфьорд с обязательной проверкой всех судов.
Для осуществления ремонтов, технического обслуживания, получения снабжения и других услуг, связанных с рыболовной деятельностью, Российская Сторона заинтересована в получении возможности для заходов российских рыболовных судов в порт Харстад (Harstad).
Российская Сторона уведомила Норвежскую Сторону о том, что в случае дальнейшего одностороннего ограничения заходов российских рыболовных судов в порты Норвегии, Российская Сторона оставляет за собой право приостановить действие настоящего Протокола без соблюдения сроков, предусмотренных статьей 7 Правил процедуры Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Норвежская Сторона отметила, что доступ в порты выходит за пределы сотрудничества, которое следует из Соглашения по рыболовству 1976 года. Данное Соглашение составляет основу сотрудничества в рамках СРНК. Ограничения заходов российских рыболовных судов в порты Норвегии являются, по мнению Норвегии, легитимной реакцией, обусловленной хорошо известными обстоятельствами.
Норвежская Сторона также отметила, что на настоящей 52-й сессии СРНК были приняты решения, относящиеся к вопросам в пределах зоны действия СРНК, в целях обеспечения дальнейшего устойчивого управления запасами рыб, за которое Стороны отвечают совместно. Данная ответственность закреплена в Конвенции ООН по морскому праву, участниками которой являются и Россия и Норвегия.
Таким образом, Норвежская Сторона не видит оснований для приостановления Российской Стороной действия настоящего Протокола по внешним причинам. По мнению Норвежской Стороны, на 52-й сессии СРНК были достигнуты хорошие решения, которые будут обеспечивать дальнейшее устойчивое управление запасами рыб.
22. Закрытие сессии
Стороны согласились провести очередную ежегодную сессию Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству в октябре 2023 года в Норвегии.
Стороны договорились провести встречу сопредседателей Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству для обсуждения актуальных вопросов двустороннего сотрудничества в области рыболовства в межсессионный период. Время и место проведения встречи будут согласованы по переписке.
Настоящий протокол составлен 24 октября 2022 года в г. Москве и г. Осло на русском и норвежском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Представитель Российской Федерации |
И.В. Шестаков |
Представитель Королевства Норвегия |
М.И. Викборг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.