В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", Положением о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 23.09.2021 N 603, Администрация Великого Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород на 2023 год (далее - Программа).
2. Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода разместить Программу на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новгород" и в официальном сетевом издании "Интернет-газета "Новгород".
Исполняющий полномочия Мэра Великого Новгорода |
С.М. Пенязь |
Утверждена
постановлением Администрации
Великого Новгорода
от 06.12.2022 N 5932
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород на 2023 год
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород на 2023 год |
Правовые основания разработки Программы |
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ); Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям"; решение Думы Великого Новгорода от 23.09.2021 N 603 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород" |
Разработчик Программы |
Администрация Великого Новгорода |
Цели Программы |
предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований земельного законодательства (далее - обязательные требования) всеми контролируемыми лицами; устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения; предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований; мотивация к добросовестному исполнению контролируемыми лицами обязательных требований; сокращение количества нарушений обязательных требований |
Задачи Программы |
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; формирование единого понимания контролируемыми лицами обязательных требований; укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности; создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению; повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению; инвентаризация и оценка состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценка состояния подконтрольной сферы; оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных уровней риска объектам контроля; снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; увеличение доли законопослушных контролируемых лиц; внедрение новых видов профилактических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ и решением Думы Великого Новгорода от 23.09.2021 N 603 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород"; уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц; повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц; мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению |
Сроки реализации Программы |
2023 год |
1. Анализ текущего состояния осуществления муниципального земельного контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород (далее - муниципальный земельный контроль) осуществляется Администрацией Великого Новгорода с 2015 года.
Муниципальный земельный контроль осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
В 2021 году проведено 273 плановых и внеплановых проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля (4 проверки юридических лиц, 269 проверок физических лиц), из них 149 плановых проверок и 124 внеплановые проверки, по результатам которых выявлено 137 нарушений и выданы предписания об устранении нарушений.
За 8,5 месяцев 2022 года проведено 224 контрольных (надзорных) мероприятия в рамках муниципального земельного контроля, из них 8 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами (1 плановая выездная проверка, 7 внеплановых инспекционных визитов на предмет исполнения ранее выданного предписания), 216 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами (54 выездных обследования, 162 наблюдения за соблюдением обязательных требований). По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлены признаки нарушений обязательных требований, контролируемым лицам выдано 7 предписаний об устранении нарушений, при необходимости объявлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. При этом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" отменено проведение 45 плановых контрольных (надзорных) мероприятий и 1 внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород на 2022 год за 8,5 месяцев текущего года осуществлялись следующие мероприятия:
1) информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения сведений, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 - 10, 14, 16 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет (размещенные на официальном сайте сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок, установленный действующим законодательством);
2) консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований путем подготовки письменных ответов на поступающие обращения, а также при личном приеме контролируемых лиц, разъяснение наиболее распространенных нарушений обязательных требований, дача рекомендаций о мерах по недопущению таких нарушений; консультирование по вопросам исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, о недопущении таких нарушений, а также о принятии мер по соблюдению обязательных требований при объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (консультирование проводилось должностными лицами по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия; общее количество консультирований по состоянию на 15 сентября текущего года составило 326);
3) объявлено 156 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований по результатам поступивших сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, из них 97 предостережений по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований, 30 - после выездного обследования (от контролируемых лиц поступило 2 возражения на предостережения);
4) подготовлена справка об обобщении практики осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа Великий Новгород в 2021 году, которая размещена на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет в подразделе "Муниципальный земельный контроль" раздела "Муниципальный контроль" (практика проведения контрольных (надзорных) мероприятий показывает, что наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; анализ причин нарушений показывает, что основными причинами, факторами и условиями, способствующими нарушению обязательных требований контролируемыми лицами, являются низкие знания контролируемыми лицами требований, предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации, и позиция контролируемых лиц о необязательности соблюдения таких требований).
Программа направлена на решение проблемы предупреждения нарушений обязательных требований и повышения правовой грамотности контролируемых лиц, что в свою очередь должно привести к общему уменьшению контрольных (надзорных) мероприятий за счет снижения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Цели и задачи реализации Программы
2.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному исполнению контролируемыми лицами обязательных требований;
сокращение количества нарушений обязательных требований.
2.2. Основными задачами профилактических мероприятий являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
формирование единого понимания контролируемыми лицами обязательных требований;
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
инвентаризация и оценка состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценка состояния подконтрольной сферы;
оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных уровней риска объектам контроля;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
2.3. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
понятность - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований);
информационная открытость - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
вовлеченность - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
полнота охвата - включение в Программу максимального числа подконтрольных субъектов;
обязательность - обязательное проведение профилактических мероприятий по установленным видам контроля (надзора) на регулярной и системной основе;
актуальность - регулярный анализ и обновление Программы, использование актуальных достижений науки и технологий при проведении профилактических мероприятий;
релевантность - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Вид профилактического мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Периодичность проведения |
Способ проведения мероприятия |
1. |
Информирование |
отдел муниципального земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода |
на постоянной основе |
посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет |
2. |
Объявление предостережения |
-"- |
не позднее 30 дней со дня получения сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ |
посредством объявления контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
3. |
Консультирование |
-"- |
по обращениям контролируемых лиц и их уполномоченных представителей |
при личном обращении (по графику), посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи |
4. Показатели результативности и эффективности Программы
Эффективность реализации Программы оценивается:
повышением эффективности системы профилактики нарушений обязательных требований;
повышением уровня правовой грамотности контролируемых лиц в вопросах исполнения обязательных требований, степенью их информативности об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий, правах контролируемых лиц в ходе контрольных (надзорных) мероприятий;
снижением количества правонарушений при осуществлении контролируемыми лицами своей деятельности.
Методика оценки эффективности профилактических мероприятий предназначена способствовать максимальному достижению общественно значимых результатов снижения причиняемого контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении профилактических мероприятий.
N |
Наименование показателя |
Базовый абсолютный показатель (2021 год) |
Целевое значение на 2023 год |
1. |
Увеличение общего количества проведенных профилактических мероприятий в том числе: увеличение количества консультаций по разъяснению обязательных требований увеличение количества выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
644 ед.
423 ед.
221 ед. |
увеличение на 10%
увеличение на 10%
увеличение на 10% |
2. |
Полнота информации, размещенной на официальном сайте Администрации Великого Нов-города в сети Интернет в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ |
100% |
100% |
3. |
Увеличение доли контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, к общему количеству контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия |
200% |
увеличение на 10% |
Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является анализ статистических показателей контрольной (надзорной) деятельности.
Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года).
Ожидаемый результат Программы - снижение количества выявленных нарушений обязательных требований при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий.
Результаты оценки фактических (достигнутых) значений показателей включаются в ежегодные доклады об осуществлении муниципального земельного контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Великого Новгорода от 6 декабря 2022 г. N 5932 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород на 2023 год"
Текст постановления опубликован в газете "Новгород официальный" от 26 декабря 2022 г. N 29