Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями
В связи с введением главы 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса Российской Федерации изменился порядок учета доходов и расходов. Совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.02 г. N 86н/БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Действовавший ранее Порядок учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Минфина России и МНС России от 21.03.01 г. N 24н/БГ-3-08/419 отменен со дня вступления в силу приказа N 86н/БГ-3-04/430.
В соответствии со ст.11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы.
Новые правила учета доходов и расходов применяют те предприниматели, которые не перешли на упрощенную систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства, а также не переведенные на уплату единого налога на вмененный доход и не уплачивающие единый сельскохозяйственный налог.
Доходы и расходы индивидуальных предпринимателей фиксируются в книге учета доходов и расходов в момент совершения операции. Учет в книге ведется раздельно по каждому виду осуществляемой предпринимательской деятельности.
Книга учета предназначена для обобщения и накопления информации согласно принятым к учету первичным документам, которые подтверждают факт совершения хозяйственных операций. Первичные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, могут быть приняты к учету только в том случае, если содержат обязательные реквизиты:
1) наименование документа (формы);
2) дату составления документа;
3) при оформлении документа от имени:
юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;
индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;
физических лиц - фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;
4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
5) наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
Для отнесения на расходы хозяйственной операции кроме счета-фактуры, товарного чека и накладной, торгово-закупочного акта необходим документ, подтверждающий факт оплаты товара: кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру или платежное поручение с отметкой банка.
Первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции и подписаны индивидуальным предпринимателем.
Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями ведется кассовым методом, т.е. хозяйственные операции заносятся в книгу учета только после фактического получения дохода или произведенных и оплаченных расходов.
В доход включаются:
все поступления от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;
стоимость имущества, полученного безвозмездно.
Доходы от реализации основных средств и нематериальных активов определяются как разница между ценой реализации и их остаточной стоимостью.
Расходы индивидуальных предпринимателей определяются согласно главе 25 НК РФ, т.е. под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов.
Материальные ресурсы включаются в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Материалы, приобретенные впрок и не реализованные в отчетном (налоговом) периоде или же не полностью использованные в отчетном (налоговом) периоде, учитываются в последующих отчетных (налоговых) периодах.
Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период.
Расходы, связанные с производством и(или) реализацией, разделяются на:
материальные расходы;
расходы на оплату труда;
амортизационные отчисления;
прочие расходы.
Материальные расходы
Материальные расходы отражаются в книге учета в разделе 1. К ним относятся затраты на приобретение:
сырья и материалов;
инструментов, приспособлений, инвентаря;
комплектующих изделий;
топлива, воды, энергии;
работ и услуг, выполняемых сторонними организациями.
В стоимость товарно-материальных ценностей, относимых к материальным расходам, включаются комиссионные вознаграждения, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и другие затраты, связанные с приобретением ТМЦ.
По ТМЦ, приобретенным для осуществления предпринимательской деятельности по операциям, не облагаемым НДС, суммы этого налога учитываются в стоимости ТМЦ. Сумма НДС по ТМЦ, приобретенным для осуществления предпринимательской деятельности по операциям как облагаемым, так и не облагаемым НДС, принимается к вычету либо учитывается в их стоимости в той пропорции, в которой они используются в предпринимательской деятельности.
К материальным расходам следует также относить потери от недостачи и порчи ТМЦ в пределах норм естественной убыли. Материальные расходы полностью списываются на затраты в части реализованных товаров (работ, услуг) или в части установленных норм, предусмотренных нормативными актами.
Расходы на оплату труда
К расходам на оплату труда у индивидуальных предпринимателей относятся:
1) суммы начисленной и выплаченной заработной платы;
2) начисленные и выплаченные суммы стимулирующего и компенсационного характера;
3) стоимость товаров, предоставляемых в порядке натуральной оплаты труда;
4) вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
5) другие виды начислений (выплат).
Расходы на оплату труда принимаются у индивидуальных предпринимателей в момент выплаты денежных средств.
Порядок учета основных средств
Первоначальная стоимость амортизируемого основного средства для индивидуальных предпринимателей включает все расходы на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, без включения суммы НДС.
Первоначальной стоимостью основных средств по договору мены признается рыночная стоимость обмениваемого имущества. В случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации первоначальная стоимость основных средств увеличивается.
Амортизация основных средств
К амортизируемому имуществу относятся принадлежащие индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые им для осуществления предпринимательской деятельности, стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Порядок определения амортизируемого имущества у индивидуального предпринимателя такой же, как и у организаций. Амортизируемые основные средства объединяются в 10 амортизационных групп, а в том случае, если основные средства не указаны в этих группах, индивидуальные предприниматели могут сами устанавливать срок полезного использования.
По объектам основных средств, приобретенным до 1 января 2002 г., начисление амортизации производится в порядке, действовавшем на момент их приобретения. По малоценным и быстроизнашивающимся предметам, приобретенным до 1 января 2002 г. и используемым для осуществления предпринимательской деятельности, амортизация начисляется процентным способом (50 или 100%). По объектам амортизируемого имущества, приобретенным после 1 января 2002 г., амортизация начисляется линейным способом.
Прочие расходы
К прочим расходам у индивидуальных предпринимателей относятся следующие расходы:
по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
на оплату информационных, консультативных и юридических услуг;
на приобретение канцтоваров на услуги связи;
на ремонт основных средств и другие услуги, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели обязаны хранить такие документы, как книга учета, первичные учетные документы, другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет.
К. Полунин,
ООО "Консалтинг и аудит"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 42, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71