Бухгалтерская и налоговая отчетность религиозных объединений
До 6 июля 2002 г. все религиозные объединения, не ведущие предпринимательскую деятельность, не были обязаны составлять и сдавать в налоговую инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность. Такой подход сложился еще до принятия Федерального закона от 26.09.97 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". В разъяснениях Госналогслужбы России от 22.05.95 г. N ВГ-6-01/286 указывалось, что от религиозных организаций, являющихся юридическими лицами, но не имеющих объектов обложения налогами, предусмотренных налоговым законодательством, не требуется представления налоговым органам расчетов налогов, бухгалтерских отчетов и балансов.
Данное разъяснение было опубликовано после введения в действие Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 г. N 170 (в настоящее время действует Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н). В письме Госналогслужбы России от 25.04.96 г. N НП-4-02/40н "О представлении бухгалтерской отчетности, расчетов по налогам и другим платежам в бюджет некоммерческими организациями" обосновывалась со ссылкой на Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации необходимость для некоммерческих организаций, являющихся таковыми согласно части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, составления бухгалтерской отчетности в общеустановленном порядке по типовым формам, утвержденным Минфином России, и представления ее в налоговые органы по месту своего нахождения. Указывалось также, что некоммерческие организации представляют в налоговые органы расчеты по тем налогам и платежам в бюджет, по которым у них имеется объект налогообложения.
Для религиозных организаций продолжало действовать разъяснение Госналогслужбы России N ВГ-6-01/286. Письмом МНС России от 12.01.99 г. N ГБ-6-02/20@ "О представлении религиозными объединениями расчетов по налогам" ранее применявшиеся льготы были подтверждены и конкретизированы, а именно от религиозных объединений, не имеющих объектов обложения налогами, предусмотренных налоговым законодательством, не требовалось представления налоговым органам расчетов налогов, бухгалтерских отчетов и балансов. Лишь при возникновении объектов налогообложения религиозные объединения должны представлять налоговым органам расчеты по налогам и бухгалтерские отчеты в общеустановленном порядке.
Кроме того, МНС России установило порядок представления монастырями, приходами и другими религиозными объединениями в налоговый орган по месту своего нахождения отчетов о суммах, поступивших на благотворительные цели, и их расходовании только по официальным запросам налоговых органов по конкретной организации, предоставившей эти средства.
Религиозным объединениям было разрешено представлять в налоговые органы сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях независимо от среднесписочной численности работающих в этих объединениях.
Таким образом, религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, освобождались от представления отчетности налоговым органам, хотя и не освобождались от ведения бухгалтерского учета.
Однако в письме МНС России от 6.06.02 г. N ВГ-6-02/800 говорится, что в связи с введением в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 г. признается утратившим силу письмо МНС России N ГБ-6-02/20@.
Из письма N ВГ-6-02/800 следует, что религиозные организации должны составлять бухгалтерскую отчетность и сдавать ее в налоговую инспекцию. Это касается не только годовой, но и промежуточной (квартальной) отчетности.
Некоммерческим организациям, а значит, и религиозным объединениям, получающим имущество и иные средства целевого назначения, по окончании отчетного года надо заполнять и налоговую отчетность, введенную приказом МНС России от 29.12.01 г. N БГ-3-02/585, а именно лист 14 налоговой декларации по налогу на прибыль "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования".
Часть религиозных объединений ведет предпринимательскую деятельность и соответственно подпадает под действие налогового законодательства на общих основаниях; часть - не ведет этой деятельности, но получает целевое финансирование от отечественных и зарубежных организаций или физических лиц либо безвозмездно получает имущество.
Деятельность религиозных организаций (приходов, братств, сестричеств, монастырей и т.п.), осуществляемая за счет пожертвований, по нашему мнению, не может быть подотчетна государству как объект налогообложения. Пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, а потому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности налогообложение. Приходы, деятельность которых ведется на пожертвования, могут вступать в налоговые отношения с государством, на наш взгляд, только по поводу налога на доходы физических лиц (приход осуществляет функции сборщика этого налога со служителей церкви и штатных работников прихода) и по поводу единого социального налога (для получения пенсий и пособий служителями церкви и штатными работниками прихода).
М. Макальская,
Кафедра аудита и анализа Финансовой академии при
Правительстве Российской Федерации
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 42, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71