Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации
17 декабря 2001 г. вступил в силу Федеральный закон от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Данный Закон наряду с Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об обязательном социальном страховании", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" призван сформировать нормативно-правовую основу проводимой в стране пенсионной реформы.
Однако при анализе положений Закона N 167-ФЗ возникает немало вопросов. Определяя в ст.3 данного Закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию, законодатель фактически вывел страховые взносы из системы налоговых платежей, как они определяются в ст.8 НК РФ, в результате чего страховые взносы теперь имеют неопределенный статус.
Индивидуально возмездный характер страховых взносов, с одной стороны, выводит их за пределы налоговых платежей, которые носят обязательный индивидуально безвозмездный характер, с другой стороны, противоречит принципам, определяющим правовую природу страховых взносов, которые были сформулированы Конституционным судом в постановлении от 24.02.98 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов". В данном постановлении Конституционный суд установил, что страховые взносы по своему существу лишены персонально-целевого назначения и носят безвозмездный характер. Кроме того, Конституционный суд, определяя в этом постановлении социально-правовую природу страховых взносов, указал, что страховые взносы по своему характеру фактически ничем не отличаются от налоговых платежей.
Как следует из норм, содержащихся в ст.57 Конституции Российской Федерации, в сфере публично-правовых отношений, призванных обеспечивать финансовую основу осуществления государством своих функций, к числу которых, бесспорно, относятся и отношения, связанные с уплатой страховых взносов, могут существовать только два вида обязательных платежей - налоги и сборы. Таким образом, в Законе N 167-ФЗ введен новый вид обязательных платежей, которые по своей правовой природе не относятся ни к налогам, ни к сборам. По сути, как уже отмечалось, страховые взносы, выступая в качестве средств, направляемых на финансовое обеспечение функций государства, носят исключительно безвозмездный характер. В пользу возмездного характера страховых взносов нередко приводят следующие доводы.
Страховые взносы, уплачиваемые плательщиками в Пенсионный фонд, идут на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. В то же время базовая часть трудовой пенсии финансируется за счет той части единого социального налога, которая поступает в федеральный бюджет.
При уплате единого социального налога плательщики вправе уменьшить суммы данного налога на сумму страховых взносов, уплаченных за тот же период в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Именно возможность уменьшения сумм единого социального налога на сумму уплаченных страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации расценивается в качестве фактора, определяющего возмездный характер самих страховых взносов. Однако такой подход является ошибочным.
Во-первых, уменьшение сумм единого социального налога на сумму уплаченных страховых взносов представляет собой разновидность налоговых льгот и ничего общего с возмездным характером страховых взносов не имеет.
Во-вторых, существует целый ряд плательщиков, которые освобождены от уплаты единого социального налога, но уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Такие плательщики не могут уменьшить суммы единого социального налога на сумму уплаченных страховых взносов, так как указанный налог вообще не уплачивают. Следовательно, для этих категорий плательщиков уплаченные суммы страховых взносов ничем не компенсируются и представляют собой безвозмездно перечисленные в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации платежи.
Плательщиками страховых взносов являются те же лица, которые признаются плательщиками единого социального налога в соответствии со ст.235 НК РФ. При этом для плательщиков страховых взносов объект обложения страховыми взносами и база для их начисления полностью совпадают с объектом налогообложения и налоговой базой по единому социальному налогу, которые установлены ст.236, 237, 238 НК РФ.
Все плательщики страховых взносов подразделяются на три группы.
К первой группе плательщиков страховых взносов относятся все лица, включая организации, индивидуальных предпринимателей и граждан, которые осуществляют выплаты вознаграждений физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ либо оказание услуг, а также по авторским договорам. Для этой группы плательщиков базой для начисления и уплаты страховых взносов являются те суммы, которые были выплачены в качестве вознаграждения физическим лицам по указанным договорам.
Ко второй группе плательщиков страховых взносов относятся индивидуальные предприниматели и адвокаты. При этом для целей уплаты страховых взносов к индивидуальным предпринимателям приравниваются частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Плательщики, относящиеся ко второй группе, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере.
Конкретный размер ежемесячных фиксированных платежей устанавливается исходя из стоимости страхового года, которая ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации. В настоящее время отсутствует соответствующий нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, которым определяется стоимость текущего страхового года. Под стоимостью страхового года понимается сумма денежных средств, которая должна поступить в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за застрахованное лицо от плательщиков страховых взносов в течение одного финансового года для выплаты указанному лицу страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Независимо от конкретного размера стоимости страхового года для фиксированных страховых платежей ст.28 Закона N 167-ФЗ установлены максимальный и минимальный размеры. Так, максимальный размер ежемесячного фиксированного платежа не может превышать 3 600 руб. Минимальный размер фиксированного ежемесячного платежа устанавливается НК РФ. Однако в действующей редакции НК РФ не содержатся положения, определяющие этот размер.
К третьей группе плательщиков страховых взносов относятся физические лица, которые добровольно решили уплачивать страховые взносы за себя. Эти лица могут также производить уплату страховых взносов за других физических лиц в том случае, если за указанных физических лиц не осуществляется уплата страховых взносов иными плательщиками в соответствии с положениями Закона N 167-ФЗ. Данное положение противоречит нормам НК РФ (ст.45), согласно которым третьим лицам во всех случаях нельзя производить уплату налоговых платежей за налогоплательщиков.
Плательщики, относящиеся к третьей группе, уплачивают страховые взносы также в виде фиксированных ежемесячных платежей.
Обязанность плательщиков по уплате страховых взносов в соответствии с п.2 ст.24 Закона N 167-ФЗ считается исполненной с момента зачисления сумм страховых взносов на банковский счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Данное положение Закона вошло в противоречие с правовыми позициями, ранее сформулированными Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 12.10.98 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В постановлении определено, что обязанность по уплате обязательных налоговых платежей считается исполненной с момента списания соответствующих денежных средств с банковского счета плательщика независимо от даты их поступления на банковские счета соответствующих бюджетов или внебюджетных фондов.
Таким образом, Законом N 167-ФЗ на плательщиков возложена ответственность за действия третьих лиц, в частности банков, которые осуществляют безналичные расчеты в Российской Федерации, что в сфере публично-правовых отношений является недопустимым.
В Законе N 167-ФЗ определены такие понятия, как страховой риск и страховой случай. Под страховым риском (ст.8 Закона) понимается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, который определяется как достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Однако в Федеральном законе от 27.11.92 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" указано, что страховой риск - это предполагаемое событие, на случай наступления которого производится страхование, а страховой случай - совершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность произвести страховую выплату. Такое определение полностью раскрывает экономическую и правовую сущность данных понятий, устанавливает критерии, необходимые для осуществления страхования имущественных интересов граждан и организаций. Страховой риск и страховой случай должны представлять собой определение одного и того же события (одних и тех же событий), на случай наступления которого осуществляется страхование, только страховой риск - это предполагаемое событие, которое еще не наступило, а страховой случай - это уже совершившееся событие, от наступления которого страховщик осуществил страхование имущественных интересов страхователя. Определение страхового риска и страхового случая как разных событий лишено правового смысла. Однако в Законе N 167-ФЗ страховой риск определяется как утрата лицом заработка, а страховой случай - как достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
Наступление страхового случая означает, что страховой риск точно имел место (при наступлении соответствующего события страховой риск как бы перерастает в страховой случай; событие из возможного становится наступившим). Иное означало бы, что страховщику необходимо осуществлять выплату страхового возмещения в ситуации, при которой страховой риск отсутствует, что, в принципе, невозможно. Согласно Закону N 167-ФЗ наступление страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца) еще не означает, что имел место страховой риск (потеря лицом заработка). Так, достижение лицом пенсионного возраста или потеря кормильца еще не означает, что это лицо должно обязательно потерять заработок. Более того, человек, вышедший на пенсию, может зарабатывать даже больше, чем до наступления пенсионного возраста.
Потеря лицом заработка как некое событие, в общем, не связано непосредственно с достижением пенсионного возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца. Иное дело, что, например, при потере кормильца общая сумма материального обеспечения (что не равно заработку) лица может уменьшиться, так как не будут учитываться доходы умершего кормильца, но заработок этого лица может совершенно не измениться, а в некоторых случаях - даже увеличиться. Поэтому если и определять страховой риск через суммы полученных застрахованным лицом денежных средств (что тоже, в общем-то, неправильно) то не в форме заработка, а в форме общего материального обеспечения данного лица (куда в качестве составной части будет входить заработок).
Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является первым подобного рода законом, что, возможно, в некоторой степени и обусловило его несовершенство. Хочется надеяться, что в дальнейшем при разработке и принятии новых законов о государственном пенсионном страхование будут устранены ошибки и неточности действующего законодательного акта.
А. Оленин,
юрист
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 42, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71