Принят Думой Пожарского муниципального района "29" ноября 2022 года
На основании Федеральных законов от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1. Утвердить Положение о порядке создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Пожарского муниципального округа Приморского края.
2. Нормативно правовой акт Думы Пожарского муниципального района от 29 октября 2021 года N 69-НПА "Об утверждении Положения о порядке создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Пожарского муниципального района, в том числе сельских поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района" признать утратившим силу.
3. Настоящий нормативный правовой акт вступает в силу со дня его опубликования в газете "Победа" и действует с 01 января 2023 года.
Глава Пожарского муниципального района |
В.М. Козак |
Утверждено
нормативным правовым актом Думы
Пожарского муниципального округа
"29" ноября 2022 года N 33-НПА
Положение
о порядке создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Пожарского муниципального округа Приморского края
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Пожарского муниципального округа (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральными законами от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.2. Положение определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Пожарского муниципального округа Приморского края (далее - Пожарский муниципальный округ).
1.3 Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
2. Понятия, используемые в настоящем Положении
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Спасатель - это гражданин, прошедший соответствующую подготовку и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
3. Полномочия Думы Пожарского муниципального района по порядку создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Пожарского муниципального округа Приморского края
К полномочиям Думы Пожарского муниципального округа относятся:
3.1 Определение порядка создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Пожарского муниципального округа.
3.2 Осуществление контроля за исполнением администрацией Пожарского муниципального округа и должностными лицами администрации Пожарского муниципального округа установленного порядка создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Пожарского муниципального округа.
4. Полномочия администрации Пожарского муниципального округа по порядку создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Пожарского муниципального округа
К полномочиям администрации Пожарского муниципального округа по порядку создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Пожарского муниципального округа относится:
4.1 Осуществление органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4.2 Проверка готовности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий органом, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4.3 Привлечение аварийно-спасательных служб на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4.4 Определение полномочий руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4.5 Всемерное содействие аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставление им необходимые транспортные и материальные средства;
4.6 Координация деятельности аварийно-спасательных формирований на территории органы управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4.7 Иные полномочия, установленные действующим законодательством.
5. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:
- принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;
- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
- принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
6. Виды аварийно-спасательных работ
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
7. Задачи аварийно-спасательных формирований
Основными задачами аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:
- поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:
- участию в разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;
- участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
- выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных формирований;
- участию в проведении работ по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области обороны совместно с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на организацию проведения указанных работ, оказании помощи в реализации международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию, а также по выполнению взрывных работ.
8. Создание аварийно-спасательных формирований
8.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
- на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
- на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ);
- на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.
8.2. Профессиональные аварийно-спасательные формирования могут создаваться администрацией Пожарского муниципального округа - по решению главы администрации Пожарского муниципального округа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
8.3. НАСФ создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
8.4. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Привлечение аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций
9.1. Привлечение аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
- в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях;
- в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
- установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
- по решению уполномоченных на то должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления Пожарского муниципального округа, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Приморского края, администрации, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9.2. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Российской Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями.
9.3. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
10. Ответственность аварийно-спасательных формирований
10.1. Профессиональные аварийно-спасательные формирования, обслуживающие организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный указанным организациям неправильными действиями в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации
10.2. Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательных формирований
11.1. Финансовое обеспечение определенной настоящим Положением деятельности, в том числе прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных формирований, созданных администрацией Пожарского муниципального округа, осуществляется за счет средств местного бюджета.
11.2. Финансовое обеспечение определенной настоящим Положением деятельности, в том числе прав и гарантий профессиональных и нештатных спасателей, аварийно-спасательных формирований, созданных предприятиями и организациями, является расходным обязательством предприятий и организаций.
11.3. Финансовое обеспечение определенной настоящим Положением деятельности, в том числе прав и гарантий общественных спасателей общественных объединений, является расходным обязательством создавшей их структуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормативный правовой акт Думы Пожарского муниципального округа Приморского края от 29 ноября 2022 г. N 33-НПА "Об утверждении Положения о порядке создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Пожарского муниципального округа Приморского края"
Вступает в силу со дня опубликования в газете "Победа" и действует с 1 января 2023 г.
Текст нормативного правового акта опубликован не был