В целях обеспечения эффективного управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Горно-Алтайск", руководствуясь статьями 39, 45 Устава муниципального образования "Город Горно-Алтайск", принятого постановлением Горно-Алтайского городского Совета депутатов 22 марта 2018 года N 7-1, распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 16 февраля 2018 года N 177-р "О распределении обязанностей и отмене некоторых распоряжений Администрации города Горно-Алтайска":
1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Отделу информационной политики и связей с общественностью Администрации города Горно-Алтайска в течение 5-ти рабочих дней со дня подписания настоящего Распоряжения опубликовать его на официальном портале муниципального образования "Город Горно-Алтайск" в сети "Интернет" (далее - портал).
3. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на Первого заместителя главы администрации города Горно-Алтайска, курирующего вопросы экономики и имущественных отношений.
И.о. Главы администрации |
Ю.С. Мягкова |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Администрации
города Горно-Алтайска
"05".12.2022 года N 1545-р
Основные направления
долговой политики муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
I. Общие положения
1. Основные направления долговой политики муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления) разработаны в целях обеспечения эффективного управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (далее соответственно - муниципальный долг, муниципальное образование).
2. При подготовке Основных направлений учтены положения Основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденных постановлением Администрации города Горно-Алтайска от 29 сентября 2022 года N 116.
3. Долговая политика муниципального образования в 2023 году и в плановом периоде 2024 и 2025 годов, как и в предшествующие периоды, будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета муниципального образования (далее - городской бюджет) посредством эффективного управления муниципальным долгом.
II. Итоги реализации долговой политики муниципального образования в 2018-2022 годах
4. В результате реализации в 2018-2022 годах Основных направлений долговой политики муниципального образования, уровень долговой нагрузки на городской бюджет существенно сократился.
Так, объем муниципального долга по отношению к общему объему доходов городского бюджета без учета безвозмездных поступлений составил на 1 января 2019 года 71,4 процента или 690,1 млн. рублей, на 1 января 2020 года 61,2 процента или 636,1 млн. рублей, на 1 января 2021 года 59,5 процента или 612,1 млн. рублей, на 1 января 2022 года 48,0 процентов или 564,8 млн. рублей, на 1 января 2023 года ожидаемый объем муниципального долга составит 37,2 процента или 505,0 млн. рублей.
В целом за 2018-2022 годы объем муниципального долга снизится на 185,0 млн. рублей или на 26,8 процентов.
Несмотря на тенденцию к снижению объема муниципального долга, долговая нагрузка на городской бюджет сохраняется на достаточно высоком уровне.
Объем и структура муниципального долга муниципального образования представлена в следующей таблице:
5. В целях оптимизации долговой нагрузки на городской бюджет и сокращения расходов на обслуживание муниципального долга в 2021 году приняты следующие меры:
привлечены бюджетные кредиты за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете городского бюджета в сумме 85,5 млн. рублей;
привлечены бюджетные кредиты из республиканского бюджета Республики Алтай в сумме 400 млн. рублей для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в 2021 году при исполнении городского бюджета;
за счет временно свободных остатков средств на счетах по учету средств городского бюджета осуществлялось досрочное погашение кредитов от кредитных организаций.
В результате принятия указанных мер существенно снизились расходы на обслуживание муниципального долга, которые за 2021 год составили 11,7 млн. рублей или 0,5 процентов от расходов городского бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенции).
6. В целях сокращения муниципального долга на постоянной основе реализовывались и продолжают реализовываться мероприятия, направленные на оптимизацию бюджетных расходов и увеличение налоговых и неналоговых доходов городского бюджета.
В частности, реализуется План мероприятий ("дорожная карта") по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2021-2023 годы, утвержденный распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 9 марта 2021 года N 304-р.
7. В 2021 году муниципальным образованием не допускалось превышение предельных ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 10 декабря 2020 года N 29-1 "О бюджете муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Просроченная задолженность по долговым обязательствам муниципального образования отсутствует.
В целом проводимая долговая политика позволила повысить сбалансированность и устойчивость городского бюджета.
По итогам 2022 года ожидается выполнение в полном объеме обязательств, принятых муниципальным образованием по полученным в 2019-2021 годах кредитам от кредитных организаций, бюджетным кредитам.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики муниципального образования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
8. Безусловным приоритетом для муниципального образования является выполнение всех обязательств, принятых по ранее полученным из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетным кредитам, кредитам, полученным от кредитных организаций для покрытия дефицита городского бюджета в целях погашения долговых обязательств муниципального образования.
Возможное недостижение планируемых объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов городского бюджета, а также приоритетных расходных обязательств, будет оказывать влияние на характер проводимой долговой политики, поскольку недопоступление налоговых и неналоговых доходов потребует изыскания дополнительных источников для погашения ранее принятых долговых обязательств.
IV. Цели и задачи долговой политики муниципального образования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
9. Приоритеты долговой политики, сложившиеся в предшествующем периоде, будут сохранены и в предстоящем трехлетнем периоде.
10. Основной целью долговой политики муниципального образования на ближайшие три года будет являться обеспечение потребностей муниципального образования в заемном финансировании, своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения муниципальным образованием обязательств по его погашению и обслуживанию.
11. Основными задачами долговой политики в 2023 году и в плановом периоде 2024 и 2025 годов будут являться:
а) ежегодное снижение показателя соотношения объема муниципального долга к общему объему доходов городского бюджета без учета безвозмездных поступлений;
б) оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания, обеспечение поэтапного сокращения объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций;
в) своевременное и в полном объеме выполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств муниципального образования;
г) обеспечение соблюдения показателей долговой устойчивости муниципального образования, определенных статьей 107.1 Бюджетным кодексом Российской Федерации, для отнесения муниципального образования к группе заемщиков со средним или высоким уровнем долговой устойчивости;
д) соблюдение предельных ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации в отношении объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;
е) обеспечение информационной открытости проводимой долговой политики муниципального образования и доступности информации о муниципальном долге.
V. Основные мероприятия по сокращению объема муниципального долга муниципального образования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
12. Сокращение общего объема муниципального долга будет обеспечиваться посредством реализации следующих мероприятий:
а) направление временно свободных средств единого счета городского бюджета на досрочное погашение долговых обязательств;
б) использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете городского бюджета за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета;
в) привлечение кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
г) направление части налоговых и неналоговых доходов, фактически полученных при исполнении городского бюджета сверх утвержденного решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов о городском бюджете объема указанных доходов, на замещение муниципальных заимствований муниципального образования, привлекаемых для погашения долговых обязательств муниципального образования;
д) приостановление предоставления муниципальных гарантий муниципального образования;
е) осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
ж) принятие мер, направленных на увеличение доходов городского бюджета;
з) недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками доходов;
и) осуществление муниципальных заимствований муниципального образования в объеме, не превышающем потребность в средствах для погашения ранее принятых долговых обязательств и покрытия дефицита городского бюджета;
к) принятие мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, их оптимизацию.
VI. Инструменты реализации долговой политики муниципального образования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
13. Основным источником погашения долговых обязательств муниципального образования традиционно выступят муниципальные внутренние заимствования. В связи с чем, привлечение кредитных ресурсов в качестве источника финансирования дефицита городского бюджета будет осуществляться по наиболее выгодным условиям их предоставления.
14. Получение кредитов от кредитных организаций является наиболее мобильным и доступным для использования инструментом долговой политики, однако его применение требует также значительных временных затрат на проведение процедур по определению исполнителей финансовых услуг конкурентным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
15. Привлечение муниципальным образованием кредитных ресурсов планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры на среднесрочной основе, в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит обеспечить экономию бюджетных средств на обслуживании муниципального долга.
16. Планируется использование такого долгового инструмента, как привлечение бюджетных кредитов:
а) на пополнение остатков средств на едином счете городского бюджета за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета;
б) из республиканского бюджета Республики Алтай для погашения долговых обязательств в виде обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций.
17. Муниципальные гарантии, являясь условными долговыми обязательствами, увеличивают общий объем муниципального долга. В связи с этим предоставление муниципальных гарантий в 2023 году и в плановом периоде 2024 и 2025 годов не предусматривается.
VII. Основные риски, связанные с реализацией долговой политики муниципального образования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
18. Основными рисками при реализации долговой политики муниципального образования являются:
а) процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов городского бюджета на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения ключевой ставки;
б) риск не достижения утвержденных годовых объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов городского бюджета;
в) риск рефинансирования - вероятность невозможности осуществления новых заимствований на приемлемых условиях для погашения накопленного муниципального долга.
19. Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики муниципального образования, является осуществление достоверного прогнозирования доходов городского бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по привлечению заемных средств на основе анализа перспектив рефинансирования имеющихся обязательств с использованием результатов мониторинга конъюнктуры долгового рынка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации города Горно-Алтайска от 5 декабря 2022 г. N 1545-р "Об основных направлениях долговой политики муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 5 декабря 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном портале муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (www.gornoaltaysk.ru) 7 декабря 2022 г.