Налог на прибыль организаций
18 июля 2002 года читатели РНК могли задать по телефону интересующие их вопросы по налогу на прибыль и получить квалифицированные ответы во время "прямой линии", проведенной редакцией. Наиболее часто звучали вопросы, касающиеся прямых расходов, переходного периода и заполнения налоговой декларации за полугодие. На вопросы читателей отвечала начальник отдела Департамента налогообложения прибыли МНС России советник налоговой службы РФ II ранга Зоя Ивановна Давыдова.
- Мы занимаемся строительством и оптовой торговлей. Как следует считать прямые расходы по разным видам деятельности? Отдельно? Остатки по незавершенному производству также выводить отдельно?
- Да, нужно считать по видам деятельности.
- На нашем предприятии есть транспортный отдел, имеются кладовщики, которые обслуживают строительство. Согласно приказу их зарплата относится на счет 20 "Основное производство". Они работают на строительстве объектов. Считать ли их зарплату и ЕСН прямыми затратами?
- Прямые затраты - это оплата труда работников, которые участвуют в производственном процессе. Косвенные затраты - это оплата труда управленческого персонала.
- А субподряды?
- Работы, произведенные субподрядчиками, для подрядчика являются косвенными расходами.
- Согласно статье 319 Налогового кодекса сумма косвенных расходов по готовой, но не отгруженной продукции подлежит включению в состав расходов текущего месяца. Как правильно исчислять налог на имущество: остатки готовой продукции надо учитывать по данным бухгалтерского или налогового учета?
- Налог на имущество исчисляется на основании данных бухгалтерской отчетности.
- В отчетном периоде субподрядчиком были выполнены работы, которые нами (подрядчиком) приняты, но не сданы заказчику. Нужно ли их относить в текущем периоде на расходы?
- Работы, выполненные субподрядчиками, относятся к косвенным расходам. Косвенные расходы списываются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты, если вы применяете метод начисления. Согласно пункту 2 статьи 272 Налогового кодекса датой признания расходов для работ (услуг) производственного характера является дата подписания налогоплательщиком акта их приема-передачи. Если вы приняли работы, то есть подписали акт, то стоимость работ включается вами в расходы независимо от того, сдали вы их заказчику или нет.
- За первый квартал был рассчитан налог на прибыль и на прямые расходы отнесена вся заработная плата работников. В связи с изменениями в законодательстве к прямым расходам относится только зарплата персонала, участвующего в процессе производства. Получается, что налоговая база была посчитана неправильно. Как лучше поступить в данной ситуации?
- Посчитайте, как за полугодие должна определяться налоговая база в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, и сделайте исправительные записи в регистрах налогового учета последним днем первого полугодия.
- Коммунально-эксплуатационные услуги относятся к прочим расходам или материальным?
- Они относятся к материальным расходам согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса.
- А к каким расходам относятся заработная плата административно-управленческого персонала и начисленный на нее ЕСН?
- Заработная плата административно-управленческого персонала в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса относится к расходам на оплату труда. А единый социальный налог включается в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Оба эти вида расходов являются косвенными расходами на основании статьи 318 Налогового кодекса.
- Как сейчас следует в соответствии с главой 25 Налогового кодекса отражать в налоговом учете компьютерную программу: на расходы будущих периодов или можно списать ее стоимость как прочие расходы?
- Если срок использования этой программы четко определен в договоре, в налоговом учете это - расходы будущих периодов, если не определен, это - прочие расходы, которые списываются в полном объеме при принятии этой программы на учет.
- Мы приобретаем импортные товары. Расходы, связанные с этим видом деятельности, в том числе таможенные пошлины и сборы, являются косвенными или по учетной политике их можно включить в стоимость товара?
- Согласно пункту 2 статьи 254 Налогового кодекса стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с Налоговым кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением ТМЦ.
- Недоначисленную амортизацию по основным средствам, стоимость которых на 1 января 2002 года была не более 10 000 рублей, согласно статье 10 Федерального закона от 06.08.2002 N 110-ФЗ следует включать в базу переходного периода, а по бухгалтерскому учету можно ли суммы недоначисленной амортизации отнести на счет 97 "Расходы будущих периодов" и списывать постепенно?
- База переходного периода рассчитывается только для целей исчисления налога на прибыль. Бухгалтерский учет она никоим образом не затрагивает. В бухгалтерском учете не делается никаких проводок по переходному периоду. По этим основным средствам как вы делали в прошлом году проводку при начислении амортизации (Дебет 20 Кредит 02), так вы и будете ее делать в 2002 году и далее до момента списания этого основного средства.
- В прошлом году мы работали "по отгрузке". По переходной базе на 1 января 2002 года у нас не было не учтенной для целей налогообложения дебиторской задолженности и доходы в переходном периоде равны нулю. В то же время у нас большие суммы недоначисленной амортизации по основным средствам, то есть в переходном периоде получается убыток, который не признается для целей налогообложения. Как-то несправедливо получается:
- В соответствии с поправками, внесенными в статью 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, организации, которые до 2002 года определяли выручку для целей налогообложения "по отгрузке" и по базе переходного периода получили превышение расходов над доходами, сумму такого превышения в размере, не превышающем сумму от списания на расходы недоамортизированной части основных средств стоимостью не более 10 000 рублей или сроком полезного использования не более 12 месяцев, включают в расходы соответствующих отчетных периодов равномерно в течение пяти лет с даты вступления в силу главы 25 Налогового кодекса.
- Наша организация работала по "оплате". Сейчас работаем по кассовому методу. На 1 января 2002 года у нас числилась дебиторская задолженность в размере 17 000 рублей. За первое полугодие она погашена.
- Если вы перешли на кассовый метод, то в пункте 9 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ определено, что именно нужно учитывать в доходах базы переходного периода. В вашем случае дебиторскую задолженность в переходном периоде отражать не нужно. Организация, перешедшая на кассовый метод, должна отразить в переходном периоде суммы полученных авансов на 1 января 2002 года, реализация по которым произошла в 2002 году. Суммы этих авансов надо включить в базу переходного периода. А дебиторская задолженность будет включена в доходы того отчетного периода, в котором поступила оплата.
- Как определить себестоимость неоплаченной продукции в базе переходного периода организации, которая в прошлом году исчисляла выручку для целей налогообложения "по оплате", а в этом году перешла на метод начисления?
- Ее определяют по данным справки к Расчету налога на прибыль или по данным аналитического учета, но необходимо документально подтвердить сумму этой себестоимости. Без первичных документов неоплаченная себестоимость не включается в расходы переходного периода. По данным бухгалтерского учета вы не увидите, какая себестоимость учитывалась для целей налогообложения, а какая не учитывалась.
- Мы определили налоговую базу переходного периода. В какие сроки ее нужно заплатить?
- Это зависит от суммы налога с базы переходного периода и суммы налога за 2001 год. Подробно порядок уплаты разъяснен в новой редакции п.8 ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ. В частности, в течение 2002 года налог с базы переходного периода следует уплатить в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей по итогам отчетного периода. При уплате организацией ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли налог с базы переходного периода, приходящийся на 2002 год, уплачивается равными долями по срокам 29 июля, 28 августа, 30 сентября, 28 октября, 28 ноября и 30 декабря (с учетом, что срок платежа, приходящийся на выходной день, переносится на ближайший следующий за ним рабочий день). Все прочие организации эту уплату производят равными долями по срокам 29 июля и 28 октября 2002 года. В последующие годы - тот же порядок, а срок платежа по итогам налогового периода не учитывается.
- У нас бюджетное учреждение, которое оказывает услуги на платной основе. В первом квартале 2002 года у нас не было бюджетного финансирования и на расходы мы направляли средства, полученные от оказания платных услуг. Можно ли на эти суммы уменьшить базу по налогу на прибыль?
- В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы бюджетных учреждений не учитываются средства целевого финансирования и целевые поступления. Налогоплательщики - получатели средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках средств целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.
Поименованный в названной статье перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, является исчерпывающим.
Согласно статье 247 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Доходы, полученные бюджетными учреждениями от коммерческой деятельности, не могут быть уменьшены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму расходов, покрываемых за счет средств целевого финансирования, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного финансирования.
На подписи у Президента Российской Федерации находится проект Закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации*(1). В нем предусмотрены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями. Предусматривается начисление амортизации на амортизируемое имущество, приобретенное бюджетными учреждениями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое в этих целях.
До 1 января 2002 года при определении доходов и расходов от предпринимательской деятельности для целей налогообложения использовались данные аналитического учета, обеспечивающего бюджетным организациям возможность получения информации о доходах и расходах для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в порядке, установленном Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, которая утверждена приказом Минфина России от 30.12.99 N 107н.
Бюджетные организации расчетным путем на основании данных аналитического учета определяли сумму превышения доходов над расходами в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы", действовавшими до 1 января 2002 года.
- Хотелось бы узнать, изменится ли форма декларации по налогу на прибыль?
- Сейчас новая форма декларации с учетом поправок находится на регистрации в Минюсте России. Если до 28 июля она не будет подписана - представляйте прежнюю декларацию*(2), но листа 13 у вас не будет. Налоговую базу, которую вы определите, поставите в листе 12.
- Нужна ли регистрация объектов недвижимости, если они введены в эксплуатацию до 31 декабря 1998 года и приватизированы?
- Пунктом 8 статьи 258 Налогового кодекса установлено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации согласно российскому законодательству, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. На основании пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ по основным средствам, введенным в эксплуатацию в период до 31 января 1998 года, положения пункта 8 статьи 258 Налогового кодекса в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию применяются с 1 января 2003 года.
- В статье 255 Налогового кодекса перечислены виды расходов на оплату труда: любые начисления работникам, стимулирующие начисления и надбавки, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами. В пункте 21 статьи 270 Налогового кодекса сказано, что для целей налогообложения не учитываются расходы на любые виды вознаграждений работникам, кроме вознаграждений, предусмотренных трудовыми договорами. Как быть с вознаграждениями, которые выплачиваются на основании только коллективных договоров?
- Позиция МНС по этому вопросу такова: при принятии расходов к учету сначала надо прочитать статью 270 и только после этого статью 255 Налогового кодекса. Если у вас в коллективном договоре имеется расход, который не поименован в трудовом договоре, для целей налогообложения он не принимается. Вы можете разработать системное положение о выплатах работникам на предприятии либо составить коллективный договор, где нужно перечислить все выплаты, а в трудовом договоре просто сделать на него ссылку. В трудовом договоре обязательно должны быть поименованы эти расходы либо в виде ссылки на коллективный договор или системное положение, либо прямым перечислением. Если в трудовом договоре этого не будет, вы не сможете принять такие расходы для целей налогообложения.
З.И. Давыдова,
начальник отдела Департамента налогообложения прибыли
МНС России советник налоговой службы РФ II ранга
"Российский налоговый курьер", N 16, август 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) После проведения редакцией РНК "прямой линии" с читателями Президент РФ подписал Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которым, в частности, глава 25 НК РФ дополнена новой ст.321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями".- Примеч. ред.
*(2) Изменения и дополнения в декларацию по налогу на прибыль внесены приказом МНС России от 12.07.2002 N БГ-3-02/358, зарегистрированным в Минюсте России 24.07.2002 N 3614. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99