Во исполнение статьи 44 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2023 год (далее - Программа профилактики).
2. Центральному комплексному отделу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) в течение 5 рабочих дней со дня подписания настоящего приказа разместить Программу профилактики на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Ващенко Р.В.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр |
Р.А. Коврыга |
УТВЕРЖДЕНА
приказом министерства природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Ставропольского края
от 05.12.2022 N 685
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2023 год
Раздел 1. Общие положения
Настоящая программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" и предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора).
Контролируемыми лицами при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане (далее - контролируемое лицо).
Раздел 2. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора)
Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) посредством:
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за использованием обязательных требований в области использования и охраны недр;
- организации и проведения мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
При осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора), в том числе при взаимодействии с правоохранительными органами на территории Ставропольского края выявлено 6 нарушений, из них рассмотрений - 6.
К административной ответственности привлечено 3 хозяйствующих субъекта на общую сумму 343 тыс. рублей, а также 3 хозяйствующих субъекта привлечены к административной ответственности в виде предупреждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" введен запрет на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий и ограничения по проведению внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году.
Внеплановые проверки при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) в 2022 году министерством не проводились.
В результате систематизации, обобщения и анализа информации о проведенных контрольно (надзорных) мероприятиях, можно сделать вывод, что основными причинами, факторами и условиями, способствующими нарушению обязательных требований контролируемыми лицами на территории Ставропольского края, являются:
1) не сформировано понимание исполнения требований природоохранного законодательства в области использования и охраны недр у контролируемых лиц;
2) отсутствие внедрения новой системы обратной связи с контролируемыми лицами по вопросам применения требований в области использования и охраны недр, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований будет способствовать сокращению количества нарушений и минимизацию рисков причинения вреда ущерба охраняемым законом ценностям, увеличению доли законопослушных контролируемых лиц, снижению уровня административной нагрузки на контролируемых лиц.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2022 год, утверждена приказом министерства от 06.12.2021 N 566 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2022 год" (далее - Программа профилактики на 2022 год).
В целях исполнения Программы профилактики на 2022 год министерством проведены следующие профилактические мероприятия:
1. Информирование контролируемых лиц осуществляется посредством размещения и актуализации на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт министерства) в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" следующей информации:
- текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
- сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора);
- перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается министерством при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора);
- утвержденных проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования;
- руководства по соблюдению обязательных требований;
- перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- критериев отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программу профилактики рисков причинения вреда;
- плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
- сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведений о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
- сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
- докладов о государственном контроле (надзоре);
- иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Кроме того, в рамках проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований министерством осуществляется информирование контролируемых лиц посредством опубликования на официальном сайте министерства информационных писем и материалов.
2. Обобщение правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора). Ежегодный доклад о результатах правоприменительной практики размещен на официальном сайте министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность".
3. Контролируемым лицам объявлено 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
4. Проведено 25 консультаций контролируемых лиц.
5. Запланировано проведение 6 обязательных профилактических визитов, из них проведено 6.
Раздел 3. Цели и задачи реализации программы профилактики
Основными целями Программы профилактики являются:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами и, как следствие снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
4) сокращение количества нарушений контролируемыми лицами обязательных требований природоохранного законодательства;
5) предотвращение рисков причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу, окружающей среде;
6) повышение прозрачности деятельности при осуществлении государственного геологического контроля (надзора) министерством;
7) снижение административных и финансовых издержек министерства по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
8) обеспечение доступности информации об обязательных требованиях при осуществлении хозяйственной деятельности.
Проведение профилактических мероприятий Программы профилактики направлено на решение следующих задач:
1) укрепление системы профилактики нарушений рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) повышение правосознания и правовой культуры контролируемых лиц;
3) оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда окружающей среде, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;
4) выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда окружающей среде, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы;
5) оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных контролируемым лицам уровней риска.
Раздел 4. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1 |
Информирование. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется министерством в соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона. |
в течение года |
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министр); первый заместитель министра; заместитель министра; должностные лица Центрального комплексного отдела и Кавминводского комплексного отдела, в должностные обязанности, которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному геологическому контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - уполномоченные должностные лица министерства). |
2 |
Обобщение правоприменительной практики. Министерство ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике) и публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министерства и размещается на официальном сайте министерства в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным годом. |
до 01 апреля года, следующего за отчетным |
Уполномоченные должностные лица министерства |
3 |
Объявление предостережений. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. |
в течение года по мере поступления сведений |
Уполномоченные должностные лица министерства |
4 |
Консультирование. Консультирование может осуществляться уполномоченными должностными лицами министерства в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Консультирование осуществляется без взимания платы. Консультирование осуществляется по следующим вопросам: порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий; сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий; порядок обжалования решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц министерства, уполномоченных должностных лиц министерства при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора); порядок подачи возражений. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. В случае поступления в течение календарного года 5 и более однотипных обращений от различных контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства письменного разъяснения, подписанного должностным лицом министерства. Министерство осуществляет учет консультирований, проведенных уполномоченными должностными лицами министерства. |
в течение года |
Уполномоченные должностные лица министерства |
5 |
Профилактический визит. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо посредством видео-конференц-связи в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля (надзора), их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля (надзора) исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. В ходе профилактического визита уполномоченным должностным лицом министерства может осуществляться: 1) консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона; 2) сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля (надзора), отнесенных к категориям высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в контролируемой министерством сфере. |
январь - декабрь (I - IV кварталы) 2023 года |
Уполномоченные должностные лица министерства |
Раздел 5. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
N п/п |
Наименование показателя |
Величина |
1 |
Полнота информации, размещенной на официальном сайте министерства в сети "Интернет" в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона. |
100% |
2 |
Информированность контролируемых лиц о содержании обязательных требований |
не менее 80% опрошенных |
3 |
Удовлетворенность обеспечением доступности информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований, размещенной на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
не менее 80% опрошенных |
4 |
Информированность контролируемых лиц о порядке проведения проверок, правах контролируемых лиц при проведении проверки |
не менее 80% опрошенных |
5 |
Выполнение профилактических программных мероприятий согласно перечню |
100% мероприятий, предусмотренных перечнем |
Реализация Программы профилактики осуществляется путем исполнения организационных и профилактических мероприятий в соответствии с Планом мероприятий по профилактике нарушений при осуществлении государственного геологического контроля (надзора) на территории Ставропольского края на 2023 год.
Результаты профилактической работы министерства включаются в Доклад об осуществлении государственного геологического контроля (надзора) на территории Ставропольского края за 2023 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 5 декабря 2022 г. N 685 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2023 год"
Вступает в силу с 5 декабря 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (www.mpr26.ru) 5 декабря 2022 г.