Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 апреля 2002 г. N КА-А40/2536-02
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2002 Московская Северная таможня обязана возвратить ОАО "МТТЭС "Мострансэкспедиция" 1.684.430 руб. 86 коп., составляющих сумму излишне взысканных таможенных платежей в размере 891.528 руб. 46 коп. и 792.902 руб. 40 коп. - проценты, начисленные на сумму излишне взысканного налога.
В иске к ГТК Российской Федерации отказано.
При этом суд сослался на ст. 30, 33, 34, 78, п. 1, 2 ст. 79 НК Российской Федерации, 401 ТК Российской Федерации.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Московская Северная таможня просит об отмене вышеназванного судебного акта по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: п. 2 ст. 79 НК Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, и ГТК Российской Федерации, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ОАО "МТТЭС "Мострансэкспедиция", возражавшего против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.02 по делу N А40-34023/01-2-183, вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Суд полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела, оценил в совокупности собранные по делу доказательства и пришел к правильному выводу о необходимости возврата истцу излишне взысканных таможенных платежей, поскольку решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.01 (дело N А40-34044/01-122-234) признан недействительным акт на бесспорное списание, а инкассовое поручение, на основании которого производилось списание денежных средств, признано неподлежащим исполнению.
Также признано недействительным постановление Московской Северной таможни о нарушении истцом таможенных правил от 05.04.99 (решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.00 по делу N А40-35142/00-107-591), на основании которого были начислены таможенные платежи к бесспорному списанию.
Довод Московской Северной таможни о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, то есть - о том, что решение о возврате излишне взысканного налога принимается судом только в случае неудовлетворения таможенным органом соответствующего заявления налогоплательщика, не обоснован, т.к. в силу ст. 138 и п. 2 ст. 79 НК Российской Федерации акты налоговых органов, действия и бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд.
Из смысла п. 2 ст. 79 НК Российской Федерации следует, что налогоплательщику для защиты нарушенных прав предоставлено право выбора: или обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканного налога непосредственно или в суд.
Направление в таможню заявления о возврате сумм излишне взысканного налога, предусмотренного пунктом 2 ст. 79 НК Российской Федерации, не является способом защиты нарушенного права в досудебном порядке, а является составной частью необязательной для налогоплательщика процедуры возврата таких сумм по решению таможенного органа.
В соответствии с п. 2 ст. 79 НК Российской Федерации решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается судом в порядке искового судопроизводства, при этом соответствующее исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Решение о возврате излишне взысканных сумм налога принимается таможенным органом, рассматривающим заявление налогоплательщика, лишь в случае признания им факта излишнего взыскания налога. Признавать (или не признавать) необходимость возврата денежных средств (по заявлению ли налогоплательщика или по своей инициативе) - право таможенного органа.
Статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации таможенная пошлина и таможенные сборы отнесены к федеральным налогам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 79 НК Российской Федерации сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Согласно пункту 2 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы. Следовательно, таможенные органы наделены правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные в статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проценты на излишне взысканную сумму налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по ставке, равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 79 НК РФ).
По данному делу начислены проценты за период с 12.05.99 по 22.01.02 на основании расчетов, представленных истцом. Возражений по этим расчетам таможней не представлено.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2002 по делу N А40-34023/01-2-183 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2002 г. N КА-А40/2536-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании