Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 24.11.2022 N 551
О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 13 марта 2006 года N 30-ОЗ "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа"
Введение
Мониторинг проводился бюджетно-финансовым комитетом Законодательной Думы Томской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 694 "Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", Постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 N 2768 "Об утверждении Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области" и Постановлением Законодательной Думы Томской области от 18.11.2021 N 82 "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, на 2022 год".
При осуществлении мониторинга бюджетно-финансовый комитет руководствовался Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области, иными законами и нормативными правовыми актами Томской области.
В целях мониторинга реализации указанных нормативных правовых актов была запрошена, обобщена и проанализирована информация Администрации Томской области, Управления федеральной налоговой службы по Томской области, Акционерного общества "Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Томск" за период 2016-2022 годов, заключение об оценке регулирующего воздействия (об экспертизе нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности) Закона Томской области от 13 марта 2006 года N 30-ОЗ "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа" (далее - Закон N 30-ОЗ). По итогам публичных консультаций в отношении Закона N 30-ОЗ поступили предложения, замечания и мнения от Администрации Томской области, Акционерного общества "Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Томск".
Проведен анализ состояния регионального законодательства в исследуемой сфере в субъектах Российской Федерации.
Юридическим отделом Законодательной Думы Томской области проведена правовая и антикоррупционная экспертиза Закона N 30-ОЗ, проведено изучение правового регулирования отношений в сфере предоставления дополнительных налоговых льгот по налогу на прибыль организациям - резидентам ТВЗ, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области и результатов реализации налогового законодательства на территории Томской области с целью его дальнейшего совершенствования.
При подготовке заключения проведена комплексная работа по обобщению, оценке и правовому анализу федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, закона Томской области и иных подзаконных нормативных актов Томской области, регламентирующих указанную сферу общественных отношений.
Предметом мониторинга являются правовые отношения в сфере льготного налогообложения налогом на прибыль организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Томской области, в рамках полномочий субъекта Российской Федерации.
Объектом мониторинга выступает:
- Закон Томской области от 13 марта 2006 года N 30-ОЗ "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа", принятый постановлением Государственной Думы Томской области от 28.02.2006 N 2879.
Целью мониторинга являются совершенствование указанного закона, а также повышение качества и эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в сфере его реализации.
Основные задачи мониторинга заключаются в следующем:
1) определение соответствия Закона законодательству Российской Федерации, в том числе Налоговому кодексу Российской Федерации, выявление коллизий между нормативными правовыми актами;
2) соответствие законодательству Томской области;
3) выявление и восполнение пробелов в правовом регулировании вопросов, выявление и устранение дублирующих норм;
4) выявление факторов (в том числе коррупциогенных), снижающих эффективность реализации Закона;
5) анализ и оценка соответствия практики применения Закона и его цели;
6) обеспечение контроля за исполнением и соблюдением Закона;
7) формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности в сфере налогообложения на территории Томской области;
8) определение степени урегулированности вопросов в сфере налогообложения налогом на прибыль организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Томской области, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Томской области, отнесенных к предметам ведения Томской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Томской области;
9) выявление невостребованных или не применяемых на практике положений Закона.
Мониторинг включал в себя сбор, изучение, анализ, обобщение и оценку практики применения Закона. При осуществлении мониторинга использована следующая основная информация:
а) информация о внесенных и планируемых изменениях законодательства Российской Федерации в сфере налогообложения налогом на прибыль организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Томской области;
б) отраслевая и межотраслевая информация о практике применения Закона (в том числе об обращениях граждан и юридических лиц в связи с их применением), поступившая от Администрации Томской области);
в) информация о нормативных правовых актах, принятых на основе Закона;
г) статистическая информация о практике правоприменения Закона;
д) информация, изложенная в заключении юридического отдела аппарата Законодательной Думы Томской области, подготовленном в рамках мониторинга правоприменения Закона.
Юридическая характеристика
В соответствии с Планом мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, на 2022 год, утвержденным постановлением Законодательной Думы Томской области от 18.11.2021 N 82 проведена правовая и антикоррупционная экспертиза Закона Томской области от 13.03.2006 N 30-ОЗ "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа".
В соответствии с пунктом 18 Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, утвержденного постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 N 2768, проведена комплексная работа по обобщению, оценке и правовому анализу федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, судебной практики, закона Томской области и иных нормативных актов Томской области, регламентирующих сферу отношений, связанных с предоставлением льгот по налогу на прибыль организациям, имеющим статус резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа и осуществляющим деятельность на территории г. Томска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 783 "О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа".
На основании проведенной правовой и антикоррупционной экспертизы Закона Томской области от 13 марта 2006 года N 30-ОЗ "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа" (далее также - Закон Томской области N 30-ОЗ) в редакции от 19.08.2021 отмечается следующее.
Закон Томской области N 30-ОЗ принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Налоговым кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Томской области и иными законами Томской области.
В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением и использованием льгот по региональным налогам, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предусмотрено создание на территории Российской Федерации особых экономических зон различного типа. Отношения в сфере особых экономических зон также регулируются указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года N 783 "О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа" на территории г. Томска создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа, определены осуществляемые виды деятельности, установлен максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту особой экономической зоны на основании соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.
В целях реализации положений федерального законодательства на федеральном уровне принят приказ ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме".
Иных подзаконных ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы налогообложения в связи с реализацией Налогового кодекса Российской Федерации на федеральном уровне не принималось.
Анализ указанных актов свидетельствует о полноте правового урегулирования данной сферы отношений на федеральном уровне, в связи с чем предложения по совершенствованию федерального законодательства отсутствуют.
Закон Томской области от 13 марта 2006 года N 30-ОЗ "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа" принят в рамках компетенции и предоставленных полномочий Томской области по регулированию указанных правоотношений.
В целях реализации положений Закона Томской области N 30-ОЗ на региональном уровне принятия подзаконных правовых актов не требуется.
Рассматриваемая сфера общественных отношений на региональном уровне полностью урегулирована и принятия дополнительных подзаконных нормативных актов Томской области не требуется.
В результате проведенного анализа несогласованности рассматриваемого нормативного правового акта с иными нормативными правовыми актами Томской области в системе действующего правового регулирования данной сферы, а также коллизий норм не выявлено.
В ходе проведенной правовой экспертизы противоречия Закона Томской области N 30-ОЗ Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и нормативным правовым актам органов государственной власти Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Томской области, и иным законам Томской области не выявлены.
Антикоррупционная экспертиза Закона Томской области N 30-ОЗ проведена в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных актов". Коррупциогенных факторов в указанном Законе Томской области не выявлено.
Предложений о способах устранения коррупциогенных факторов не имеется в связи с отсутствием таковых.
Противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные правоотношения не обнаружено.
В результате проведенного мониторинга установлено, что в нормативных правовых актах используется единая понятийно-терминологическая система регулирования правоотношений.
Противоречия в нормативных правовых актах, в том числе регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды, не выявлены.
Наличие ошибок юридико-технического характера в Законе Томской области N 30-ОЗ "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа" не обнаружено.
Дублирующие нормы права в нормативных правовых актах Томской области в данной сфере правоотношений отсутствуют.
Противоречия в нормативных правовых актах, в том числе регулирующих однородные отношения, принятые в разные периоды, не выявлены.
Описание действующего правового регулирования и практика применения
Вопросы налогообложения налогом на прибыль организаций определены главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации установлены ставки налога, подлежащие зачислению в федеральный бюджет - 2% (3 процента в 2017-2024 годах) из 20% и бюджет субъекта Российской Федерации - 18% (17 процентов в 2017-2024 годах) из 20%, а также предусмотрена возможность понижения законами субъектов Российской Федерации ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков.
Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" устанавливает правовое регулирование отношений в сфере особых экономических зон в Российской Федерации, в том числе порядок осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4) портовые особые экономические зоны.
В результате победы Томской области в Федеральном конкурсе по отбору заявок субъектов РФ на создание на их территориях особых экономических зон технико-внедренческого типа и во исполнение Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 года N 783 "О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа" между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от имени Правительства Российской Федерации с Администрацией Томской области и администрацией г. Томска заключено соглашение N 6675-гг/Ф7 о создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа от 18 января 2006 года.
Резиденты ОЭЗ ТВТ "Томск" реализуют свои проекты в следующих отраслях:
- информационные технологии и электроника;
- медицина и биотехнологии;
- нанотехнологии и новые материалы;
- ресурсосберегающие технологии.
На территории ОЭЗ ТВТ "Томск" созданы Северная площадка размером 83,5 гектара, на которой реализуются проекты в сфере:
Химия и нефтехимия;
Новые материалы;
Девелоперские инвестиционные проекты,
и Южная площадка размером 192,5 гектара, на которой реализуются проекты в сфере:
Информационные технологии;
Медицина и биотехнологии;
Девелоперские инвестиционные проекты;
Приборостроение и электроника.
Одним из ключевых аспектов инвестиционной привлекательности технико-внедренческой зоны являются налоговые льготы, полная инженерная подготовка территории, наличие высококвалифицированной рабочей силы.
Преференциями, установленными на федеральном уровне, резиденты ОЭЗ пользуются правом:
1) выделения земельного участка без конкурса;
2) применения льготной ставки аренды земельного участка на период строительства:
- для резидентов, осуществляющих технико-внедренческую деятельность, ставка арендной платы земельных участков устанавливается в размере 2% кадастровой стоимости в год, уменьшенной на коэффициент 0,4 в течение 1 года аренды земельного участка; 0,5 - 2 года, 0,6 - 3 года; 0,7 - с 4 по 7 года; 1 - с 8 года;
- для резидентов, осуществляющих промышленно-производственную деятельность, ставка арендной платы земельных участков устанавливается в размере 2% кадастровой стоимости в год, уменьшенной на коэффициент 0,9 в случае, если сумма капитальных вложений не менее 120 млн рублей; 0,7 - не менее 240 млн рублей; 0,5 - не менее 360 млн рублей;
3) выкупа земельного участка по кадастровой стоимости после ввода объекта в эксплуатацию.
Законами Томской области организации - резиденты технико-внедренческой зоны г. Томска освобождаются от уплаты:
- транспортного налога в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе, в течение десяти лет, начиная с первого числа месяца, в котором указанное лицо было зарегистрировано в качестве резидента особой экономической зоны;
- налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа и используемого при осуществлении технико-внедренческой деятельности в пределах, предусмотренных соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности, на 10 лет с момента учета на балансе этого имущества в качестве основных средств.
Для них также установлена пониженная ставка в размере 5% налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Резиденты технико-внедренческой зоны г. Томска в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не могут использовать определенный федеральным законодательством особый порядок исчисления прибыли в целях налогообложения (повышение до 2 коэффициента амортизации) для резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа и, следовательно, установление на региональном уровне пониженной ставки по налогу на прибыль резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа позволяет обеспечить дополнительное привлечение инвестиций, создание новых высококвалифицированных рабочих мест и содействовать переводу региональной экономики на инновационный путь развития.
Законом Томской области N 30-ОЗ на территории Томской области определена категория налогоплательщиков, имеющих право на применение льготы по налогу на прибыль организаций в виде пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет - организации, имеющие статус резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа и осуществляющие деятельность на территории г. Томска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года N 783 "О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа".
Законом установлены налоговые ставки при получении прибыли от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа:
1) в размере 5 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа;
2) в размере 10 процентов в период с шестого по десятый налоговый период включительно, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа;
3) в размере 13,5 процента (12,5 процента в 2017-2024 годах) по истечении десяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа.
Законом Томской области определено условие применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от осуществления технико-внедренческой или промышленно-производственной деятельности на территории г. Томска - ведение резидентами в порядке, предусмотренном главой 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны, а также раздельного учета иной деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны в соответствии с частями 5, 6 статьи 10 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
В Закон вносились изменения связанные с уточнением терминологии, приведением его в соответствие с федеральным законодательством:
1. Закон Томской области от 2 июня 2006 года N 108-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа" (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 25.05.2006 N 3058) терминологически уточняет порядок ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) резидентами особой экономической зоны при осуществлении технико-внедренческой деятельности и иной деятельности. Изменения направлены на недопущение возникновения спорных ситуаций между налоговыми органами и резидентами особой экономической зоны технико-внедренческого типа при заявлении ими льготы по налогу на прибыль (в виде применения пониженной ставки).
2. Закон Томской области от 2 ноября 2009 года N 232-ОЗ "О внесении изменений в статью 2 Закона Томской области "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа" (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 22.10.2009 N 2632) принят в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и вносит техническую корректировку в статью 2 Закона N 30-ОЗ, заменив слова "по ставке 17,5%" словами "по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации".
3. Закон Томской области от 5 сентября 2017 года N 93-ОЗ "О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа" (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 22.08.2017 N 569) принят с целью приведения Закона N 30-ОЗ в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации. Федеральным законом от 30 ноября .2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" льготная ставка налога для указанной категории налогоплательщиков понижена до 12,5% на период с 2017 по 2020 год.
4. Закон Томской области от 7 октября 2019 года N 96-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа" (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.09.2019 N 1877) принят в целях устранения противоречий, имевшихся в пунктах 1 и 8 статьи 2 Закона Томской области от 13 марта 2006 года N 30-ОЗ "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа", статье 284 Налогового кодекса Российской Федерации в части ограничения действия льготы по налогу на прибыль организаций.
По результатам внесения изменений в Закон N 30-ОЗ льгота по налогу на прибыль организаций применяется, начиная с года получения первой прибыли, а не с даты регистрации налогоплательщика в качестве резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Учитывая специфику технико-внедренческой деятельности, только для 5 организаций - резидентов годом начала получения прибыли на территории ОЭЗ является 1-й год, для большинства резидентов ОЭЗ - период со 2 по 5 года от года заключения Соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, у остальных резидентов начало получения прибыли приходится на 6 и более год с года заключения Соглашения. Таким образом, при действовавшем правовом регулировании у большей части резидентов ОЭЗ отсутствовала возможность получения льготы по налогу с даты заключения Соглашения, что противоречило статье 284 Налогового кодекса Российской Федерации. Внесение данного изменения позволило урегулировать сложившееся противоречие.
Кроме того, статьи 1, 2 Закона N 30-ОЗ приведены в соответствие с требованиями абзаца шестого пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому законами субъектов Российской Федерации для резидентов особой экономической зоны может устанавливаться только один элемент налогообложения - пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
Закон установил дифференцированные пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для организаций, получивших статус резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа, в зависимости от периода их деятельности и получения первой прибыли от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа.
На решение о принятии данного закона повлияла отмена с 1 января 2018 года на федеральном уровне ряда льгот по налогам для резидентов ОЭЗ:
- отмена "нулевой" ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, и её увеличение до 3%;
- увеличение ставок по страховым взносам с 14% до 28%.
Данные налоговые изменения ухудшили положение резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Принятие закона повысило инвестиционную привлекательность особой экономической зоны как для действующих, так и для потенциальных резидентов ОЭЗ. Рост числа инновационных компаний-резидентов ОЭЗ, находящихся на общей системе налогообложения, в свою очередь обеспечил рост дополнительных налогов в областной бюджет.
5. Закон Томской области от 19 августа 2021 года N 88-ОЗ "О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа" (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 05.08.2021 N 3069) принят в целях приведения в соответствие части 2 статьи 2 Закона N 30-ОЗ Федеральному закону от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Федеральным законом внесены изменения, предусматривающие, в том числе право осуществления резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны иной деятельности (наряду с технико-внедренческой или промышленно-производственной) при соблюдении условий, установленных подпунктами 1, 2 части 5 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ.
Возможность осуществления промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне технико-внедренческого типа в г. Томске допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческой или промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне технико-внедренческого типа в г. Томске согласно положениям части 2 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ. При этом согласно части 6 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ в отношении иной деятельности резидента не применяются особый режим осуществления предпринимательской деятельности и таможенная процедура свободной таможенной зоны, а также резидентом должен обеспечиваться раздельный учет иной деятельности и деятельности, предусмотренной частью 2 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ.
Анализ реализации Закона 30-ОЗ за 2006-2021 годы
С 2006 по 2019 Законом Томской области N 30-ОЗ для резидентов ОЭЗ была предусмотрена льгота по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки в размере: 13,5%, сроком действия - 10 лет со дня внесения записи о регистрации организации в качестве резидента ОЭЗ ТВТ в реестр резидентов особой экономической зоны.
По данным АО ОЭЗ ТВТ "Томск" по состоянию на июнь 2022 года 41 компания является действующим резидентом ОЭЗ ТВТ "Томск", из них 10 компаний получили статус резидента с 2006 по 2008 гг. (5 применяют упрощенную систему налогообложения); 23 компании получили статус с 2009 по 2018 гг. (8 применяют упрощенную систему налогообложения); 8 компаний получили статус с 2019 по .2022 годы (3 применяют упрощенную систему налогообложения).
Таким образом, введение Законом N 30-ОЗ дифференцированных ставок по налогу на прибыль организаций позволило 5 компаниям-резидентам сохранить пониженную ставку в размере 13,5 процента;(12,5 процента в 2017-2024 годах), подлежащей зачислению в областной бюджет; 15 компаниям-резидентам - применить пониженные ставки в размере до 10 процентов, подлежащих зачислению в областной бюджетов зависимости от определения с сотрудниками налогового органа начального налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ ТВТ; 5 компаниям-резидентам получить в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета, была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ ТВТ пониженную ставку в размере 5 процентов, подлежащей зачислению в областной бюджет.
В настоящее время в соответствии с Законом Томской области N 30-ОЗ по данным управляющей компании используют пониженные ставки в размере от 5% до 13,5% (12,5% в 2017-2024 годах) 25 компаний-резидентов (из них 3 компании, получившие статуе резидента ОЭЗ в 2021-2022 году на первоначальном этапе, в 2022-2025 гг. планируют строительство собственных объектов на территории ОЭЗ, после чего планируется, получение первой прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ ТВТ и применение пониженной ставки, предусмотренной Законом Томской области N 30-ОЗ.
За время работы ОЭЗ ТВТ "Томск" общий объем привлеченных резидентами инвестиций в развитие своих проектов превысил 23 млрд рублей. Резидентами уплачено более 4,3 млрд рублей налогов и сборов, создано более 1700 рабочих мест, произведено продукции на сумму более 30,1 млрд рублей. Общий объем средств на развитие ОЭЗ ТВТ "Томск" с момента ее создания составил свыше 40 млрд рублей.
Объем привлеченных резидентами ОЭЗ ТВТ "Томск" инвестиций за 2016-2021 гг.
млн рублей
См. графический объект 1
Как видно из графика, объем привлеченных резидентами ОЭЗ ТВТ инвестиций за 2016-2021 гг. увеличился с 2,46 млрд рублей в 2016 году до 3,668 млрд рублей в 2021 году.
Объем выручки резидентов ОЭЗ ТВТ "Томск" за 2016-2021 гг.
млн рублей
См. графический объект 2
Объем выручки резидентов ОЭЗ ТВТ за 2016-2021 гг. планомерно повышался с 2,9 млрд рублей в 2016 году до 4,05 млрд рублей в 2021 году.
Количество рабочих мест созданных резидентами ОЭЗ ТВТ "Томск"
единиц
См. графический объект 3
Как видно из графика, количество рабочих мест, несмотря на сложный экономический период, на предприятиях резидентов ОЭЗ ТВТ за 2016-2021 гг. стабильно держалось на уровне около 2000 единиц.
По данным налоговой службы в 2021 году льготой воспользовалось 14 организаций, сумма льгот составила 54,7 млн. рублей (в 2020 году: 16 организаций - сумма льготы составила 16,8 млн. рублей, в 2019 году: 13 организаций - сумма льготы составила 13,0 млн. рублей). По итогам оценки эффективности, проводимой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", льгота признана востребованной и эффективной.
Объем налоговых платежей резидентов ОЭЗ ТВТ "Томск" за 2016-2021 гг.
млн рублей
См. графический объект 4
За исследуемый период с 2016 по 2021 год объем налоговых платежей резидентов ОЭЗ ТВТ "Томск" во все уровни бюджетной системы (без НДС) вырос в 2 раза с 319 млн рублей в 2016 году до 640 млн рублей в 2021 году.
На территории ОЭЗ ТВТ "Томск" осуществляют деятельность 41 компания-резидент и более 20 компаний-арендаторов помещений.
В настоящее время 5 резидентов осуществляют деятельность в собственных зданиях (ООО "НПО Реасиб", ООО "НИОСТ", ООО "Фотон", ООО "Стройтехинновации ТДСК", ООО "НПП "Стелс"). Компания ООО "Экодор" завершила строительные работы и получает разрешительные документы на ввод в эксплуатацию производственного корпуса. АО "ПроКванТ" и ООО "Тракт-Автоматика", с учетом имеющейся проектно-сметной документации, в 2022 году начато строительство собственных производств. Две компании (ООО "Биолит" и ООО "Кристалл Т") перенесли сроки начала строительства на 2023 и 2025 годы соответственно.
Количество резидентов в ОЭЗ ТВТ Томск за 2016-2021 гг.
единиц
См. графический объект 5
Количество резидентов в ОЭЗ ТВТ Томск за 2016-2021 гг. находилось в пределах от 69 в 2016 году до 40 в 2021 году.
Региональная практика
На сегодняшний день в России действуют 38 ОЭЗ из них семь ОЭЗ технико-внедренческого типа; ОЭЗ ТВТ "Томск", ОЭЗ ТВТ "Дубна", ОЭЗ ТВТ "Санкт-Петербург)), ОЭЗ ТВТ "Зеленоград" (ОЭЗ Технополис Москва), ОЭЗ ТВТ "Иннополис", ОЭЗ ТВТ "Исток", ОЭЗ ТВТ "Саратов" (ОЭЗ ТВТ "Алмаз"). После принятия на федеральном уровне решения о передаче полномочий по управлению особыми экономическими зонами на региональный уровень, вопросы обеспечения, а также усиления преференциального режима для развития территорий ОЭЗ в том числе - установления налоговых льгот для резидентов, осуществляющих деятельность в границах ОЭЗ, приняли на себя субъекты Российской Федерации.
Регионы показали разный подход к установлению налоговых преференций для организаций - резидентов особой экономической зоны (см. Приложение).
В некоторых субъектах РФ установлена единая пониженная налоговая ставка, не дифференцированная по срокам регистрации резидентов на территории ОЭЗ.
Так, Законом Алтайского края от 10 апреля 2007 года N 21-ЗС "О ставке налога на прибыль организациям - резидентам особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Алтайского района Алтайского края" для организаций - резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Алтайского района Алтайского края установлена пониженная ставка налога в размере 12,5% независимо от количества налоговых периодов.
Законом Республики Бурятия от 26 ноября 2002 года N 145-III "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" для организаций - резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны установлена пониженная ставка налога в размере 13,5%.
Такая же ставка для резидентов ОЭЗ установлена Законом Иркутской области от 12 июля 2010 года N 60-ОЗ "О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков" и Законом Тверской области от 22 июля 2017 года N 57-ЗО "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территории муниципального образования Конаковский муниципальный район Тверской области".
Во всех ОЭЗ ТВТ и ППТ для организаций-резидентов всеми субъектами РФ по аналогии с Томской областью установлены дифференцированные пониженные ставки по налогу на прибыль.
Так, Законом г. Москвы от 23 ноября 2016 года N 37 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов и управляющих компаний особых экономических зон технико-внедренческого типа, созданных на территории города Москвы" для организаций - резидентов особых экономических зон установлена пониженная ставка налога в размере 0 процентов с 1 января 2018 года до 01.01.2028 и 5 процентов - с 01.01.2028 г.
Законом Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах" для организаций - резидентов особой экономической зоны установлена пониженная ставка налога в размере 0% в течение 6 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль (общая ставка, с учетом федеральной доли - 2%), 5% в течение последующих 4 налоговых периодов (общая ставка 7%), 13,5% по истечении 10 налоговых периодов (общая ставка 15,5%).
Законом Республики Татарстан от 10 февраля 2006 года N 5-ЗРТ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, и особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Иннополис", созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан" для организаций - резидентов особой экономической зоны установлена пониженная ставка налога в размере 0 процентов - в течение пяти календарных лет; 5 процентов - в период с шестого по десятый календарный год; 13,5 процента - по истечении десяти календарных лет.
Законом Саратовской области от 1 августа 2007 года N 131-ЗСО "О ставках налога на прибыль организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Саратовской области" для организаций - резидентов особой экономической зоны установлена пониженная ставка налога в размере 0 процентов - в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль; 5 процентов - с шестого по десятый налоговый период включительно; 13,5 процента - с одиннадцатого налогового периода.
Законом Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года N 454-з "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций" для организаций - резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа, созданных на территории Республики Башкортостан установлена пониженная ставка налога в размере 0 процентов - в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль; 5 процентов - с шестого по десятый налоговый период включительно; 13,5 процента - по истечении десяти налоговых периодов.
Законом Владимирской области от 28 ноября 2019 года N 102-ОЗ "Об установлении для организаций - резидентов особых экономических зон, созданных на территории Владимирской области, пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций" для организаций - резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа, созданных на территории Владимирской области установлена пониженная ставка налога в размере 0 процентов - в течение семи налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны; 5 процентов - в период с восьмого по двенадцатый налоговый период включительно; 13,5 процента - по истечении двенадцати налоговых периодов.
Аналогичные дифференцированные пониженные ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особых экономических зон установлены региональными законами в Калужской, Липецкой, Нижегородской, Орловской, Псковской, Самарской и Свердловской областях.
Анализ вышеприведенного законодательства 29 регионов, в которых созданы ОЭЗ различного типа, показал, что субъекты Российской Федерации используют различные подходы к вопросу установления размера предоставляемых резидентам льгот по налогу на прибыль организаций.
Некоторые регионы установили более высокую, чем в Томской области, либо не дифференцированную по налоговым периодам ставку налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особых экономических зон (Республика Бурятия, Алтайский край, Иркутская и Тверская области).
Большинство регионов установили более низкую по сравнению с Томской областью дифференцированную ставку налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особых экономических зон (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Республики Башкортостан и Татарстан, а также Владимирская, Калужская, Липецкая, Нижегородская, Орловская, Псковская, Самарская, Свердловская и Ульяновская области).
Также в анализируемых региональных законах есть различия по количеству налоговых периодов, на которые распространяется действие дифференцированных ставок налога.
Необходимо также отметить, что на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона N 67170-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации и принятый в первом чтении в апреле текущего года.
Проектом федерального закона предусматривается сокращение типов особых экономических зон с 4 до 3: промышленно-технологические особые экономические зоны (объединяются промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны), туристско-рекреационные и портовые особые экономические зоны. По мнению Администрации Томской области, принятие данного законопроекта не угрожает существованию и развитию ОЭЗ ТВТ "Томск" так как в течение двух лет со дня вступления в силу рассматриваемых изменений будет действовать переходный период, по истечении которого ОЭЗ продолжит свою деятельность в статусе промышленно-технологической особой экономической зоны.
Информация о результатах мониторинга рассмотрена на заседании постоянной комиссии по налогам бюджетно-финансового комитета с участием представителей Администрации Томской области, Управления федеральной налоговой службы по Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, некоммерческих общественных организаций.
Заключение
Выводы и предложения
На основании анализа полученной информации, а также по результатам проведения контрольных, экспертных и экспертно-аналитических мероприятий, изучения замечаний и предложений органов исполнительной власти Томской области и иных поступивших замечаний и предложений выявилось, что Закон Томской области от 13 марта 2006 года N 30-ОЗ "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа" соответствует федеральному и региональному законодательству.
По информации Администрации Томской области по итогам оценки эффективности, проводимой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" за 2021год, льгота, установленная Законом N 30-ОЗ, признана востребованной и эффективной.
По мнению управляющей компании АО "ОЭЗ ТВТ "Томск", льгота по налогу на прибыль организаций, предусмотренная Законом Томской области N 30-ОЗ является важной частью преференциального режима ОЭЗ ТВТ "Томск", доступного действующим и потенциальным резидентам.
Вместе с тем предлагается рекомендовать:
Администрации Томской области и Законодательной Думе Томской области:
1. Рассмотреть целесообразность применения лучших практик регионов, в которых созданы особые экономические зоны, в части предоставления льгот по налогу на прибыль организаций резидентам ОЭЗ.
2. Рассмотреть возможность разработки новых стимулирующих мер для поддержки инновационных, наукоемких предприятий Томской области, в том числе путем предоставления инвестиционного налогового вычета.
3. Предложить скорректировать Закон Томской области N 30-ОЗ после принятия проекта федерального закона N 67170-8 в качестве федерального закона с учетом предложенных изменений в части корректировки названия видов особых экономических зон.
бюджетно-финансовому комитету Законодательной Думы Томской области:
- продолжить мониторинг правоприменения Закона Томской области от 13 марта 2006 года N 30-ОЗ "О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.