Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федина К.А.,
судей Дорохиной О.А., Насыкова И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паначёвой О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи хода судебного заседания административное дело N 2а-295/2022 по административному исковому заявлению иску акционерного общества "Тандер" к главе Волчанского городского округа, администрации Волчанского городского округа, Думе Волчанского городского округа о признании нормативного правового акта недействующим, по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации Волчанского городского округа на решение Карпинского городского суда Свердловской области от 24.06.2022.
Заслушав доклад председательствующего судьи Федина К.А., судебная коллегия установила:
АО "Тандер" обратилось в суд с административным иском о признании нормативного правового акта не действующим, возложении обязанности опубликовать сообщение о принятом решении суда в информационном бюллетене и размещении на официальном сайте.
В обоснование заявленных требований указано, что 29.09.2013 главой Волчанского городского округа вынесено Постановление N 447 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Волчанском городском округе". 26.05.2014 и 30.12.2020 главой Волчанского городского округа внесены изменения в Постановление N 447. Полагает, что постановление противоречит требованиям федерального законодательства и не соответствует правилам определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Указывает, что подпунктом 19 пункта 1 статьи 31 Устава Волчанского городского округа (принят решением Волчанской городской думы от 09.06.2005 N 1) к полномочиям Администрации Волчанского городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Однако оспариваемый нормативный правовой акт принят главой Волчанского городского округа без участия администрации Волчанского городского округа в нарушение вышеуказанной компетенции органа местного самоуправления. B связи с чем весь оспариваемый нормативный правовой акт во всех его редакциях принят неуполномоченным на это лицом. Просит суд признать недействующим Постановление главы Волчанского городского округа от 29.05.2013 N 447 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Волчанском городском округе" (в редакции постановлений главы Волчанского городского округа от 26 мая 2014 года 406 и от 30 декабря 2020 года N 593) со дня вступления в законную силу решения по делу. Взыскать с административных ответчиков в пользу АО "Тандер" государственную пошлину в размере 4 500 руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в редакции постановлений главы Волчанского городского округа от 26 мая 2014 года N 406 и от 30 декабря 2020 года N 593"
Решением Карпинского городского суда Свердловской области от 24.06.2022 административные исковые требования АО "Тандер" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы, повторяют доводы возражений на административный иск.
Административный истец и заместитель прокурора г. Карпинска Матвеев С.О. в возражениях на апелляционную жалобу просят решение Карпинского городского суда Свердловской области от 28.06.2022 оставить без изменения.
В судебном заседании судебной коллегии представитель административного истца Клементьев А.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Административные ответчики представитель Администрации Волчанского городского округа, Думы Волчанского городского округа, Глава Волчанского городского округа, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на них, проверив решение суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на 29.05.2013, для целей настоящего Федерального закона использовались следующие основные термины и понятия: муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно статье 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 9 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Из пункта 2 части 1 и части 3 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что представительный орган муниципального образования принимает нормативные правовые акты (решения, содержащие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования) по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Отсюда следует, что иные правовые акты - по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования - не являются общеобязательными, а следовательно, не носят нормативного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", действовавшего на 29.05.2013, утверждены правила определения органами местного самоуправления прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно пункту 8 указанных выше Правил, границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Из анализа указанных выше норм закона следует, что каждый орган местного самоуправления может осуществлять свою деятельность только в рамках предоставленных ему полномочий и издавать муниципальный правовой акт в установленной форме.
Уставом Волчанского городского округа, принятого Решением Волчанской городской Думы от 09.06.2005 N 100 (далее - Устав) определены: структура и наименования органов местного самоуправления, а также их полномочия.
В соответствии со статьей 21 Устава следует, что структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Дума городского округа; глава городского округа; администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа; комитет по управлению имуществом городского округа; отдел образования городского округа; контрольно-счетный орган городского округа.
Согласно статье 22 Устава Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
Полномочия Думы городского округа определены статьей 23 Устава.
Согласно статье 28 Устава Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава. Глава городского округа исполняет полномочия главы администрации городского округа.
Полномочия Главы городского округа определены в статье 28 Устава.
В соответствии со статьей 30 Устава администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами свердловской области.
Полномочия Администрации городского округа определены в статье 31 Устава.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 31 Устава к полномочиям администрации городского округа относятся: создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Статьями 45 и 46 Устава определены система муниципальных правовых актов и порядок подготовки и принятия (издания) муниципальных правовых актов.
Так, судом установлено и следует из материалов дела, что 29.05.2013 главой Волчанского городского округа вынесено постановление N 447 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Волчанском городском округе".
Текст данного постановления был опубликован 09.04.2021 на сайте Волчанского городского округа.
26.05.2014 главой Волчанского городского округа вынесено Постановление N 406 "О внесении изменений в постановление главы Волчанского городского округа N 447 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Волчанском городском округе", которым вышеуказанное постановление дополнено приложением N 2.
Текст данного постановления был опубликован 09.04.2021 на сайте Волчанского городского округа.
30.12.2020 главой Волчанского городского округа вынесено Постановление N 593 "О внесении изменений в постановление главы Волчанского городского округа от 29 мая 2013 года N 447 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Волчанском городском округе" которым пункт 2 редактируемого постановления изложен в следующей редакции: "Определить способ расчета расстояния организаций и (или) объектов, указанных пункте 1 настоящего постановления по прямой линии без учета искусственных и естественных преград по границам существующей застройки".
Текст данного постановления был опубликован 30.12.2020 на сайте Волчанского городского округа.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого Постановления главы Волчанского городского округа от 29.05.2013 N 447 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Волчанском городском округе", недействующим, так как оспариваемое Постановление от 29.05.2013 издано неправомочным должностным лицом.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на положениях закона и подтверждаются исследованными судом материалами дела.
В силу статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так, во исполнение требований статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Непосредственное определение границ таких земельных участков осуществляется решениями органов местного самоуправления.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое Постановление от 29.09.2013 принято главой Волчанского городского округа в рамках предоставленных ему полномочий, судебная коллегия считает их необоснованным ввиду следующего.
В силу статьи 30 Устава исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области является администрация городского округа.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 31 Устава к полномочиям администрации Волчанского городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации N 1425 полномочия по определению границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, возложены на органы местного самоуправления, то и контроль за исполнением принятых решений также находится в пределах данных полномочий.
Таким образом, руководствуясь приведенными положениями законодательства, регулирующими вопросы принятия и введения в действие нормативных правовых актов федеральных государственных органов, суд первой инстанции, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт издан неправомочным должностным лицом, пришел к правильному выводу о признании Постановления главы Волчанского городского округа от 29.05.2013 N 447 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Волчанском городском округе" недействующим.
По смыслу статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 34 и 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, несоблюдение порядка принятия нормативного правового акта свидетельствует об отсутствии у него юридической силы, поэтому установление судом данных нарушений является достаточным для признания оспариваемого акта недействующим.
Разрешая данный административный спор, суд правильно определил обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применил нормы материального права, его регулирующие.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки со стороны суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, истолкованы и применены нормы материального права, подлежащие применению в спорном правоотношении, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Вместе с тем, как установлено судом, оспариваемое Постановление от 29.05.2013 N 447 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Волчанском городском округе" издано неправомочным должностным лицом, что свидетельствует об отсутствии у оспариваемого Постановления юридической силы и наличии оснований для признания его недействующим с момента принятия.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием о признании недействующим оспариваемого Постановления с момента его принятия.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Карпинского городского суда Свердловской области от 24.06.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации Волчанского городского округа - без удовлетворения.
Изложить абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции: признать недействующим с момента его принятия Постановление главы Волчанского городского округа N 447 от 29.05.2013 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Волчанском городском округе".
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
О.А. Дорохина |
|
И.Г. Насыков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 8 ноября 2022 г. N 33а-16025/2022 "Об оставлении без изменения Решения Карпинского городского суда Свердловской области от 24.06.2022, которым было признано недействующим Постановление Главы Волчанского городского округа от 29.05.2013 N 447 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Волчанском городском округе"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)