Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина С.В. Гусарова,
установил:
1. Гражданин С.В. Гусаров оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
абзаца второго пункта 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354; далее также - Правила), согласно которому в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к данным Правилам;
абзаца второго пункта 148.31 Правил, предусматривающего, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, определяется в соответствии с формулой 9.8 приложения N 2 к данным Правилам;
формулы 9.2 приложения N 2 к Правилам, устанавливающей порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отдельном жилом помещении исходя из общей площади этого жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
формулы 9.8 приложения N 2 к Правилам, определяющей порядок расчета размера платы за указанную коммунальную услугу, предоставленную потребителю в занимаемой им комнате (комнатах) в коммунальной квартире, исходя из общей площади этой комнаты (комнат);
раздела 10 "Домовладения" Нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 1 августа 2018 года N 424-РМ (утратило силу с 1 октября 2021 года в связи с принятием распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 1 октября 2021 года N 1078-РМ), и раздела 2 "Домовладения" Нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 сентября 2021 года N 431-РВ, в соответствии с которыми для такой категории объектов, как "домовладения" (в том числе для многоквартирных домов), в качестве расчетной единицы, в отношении которой устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, выступает 1 кв. м площади.
По мнению заявителя, указанные нормативные положения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 7 (часть 1), 17 (части 1 и 3), 18, 19 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 114 (часть 1, пункты "в", "е") Конституции Российской Федерации, поскольку, определяя порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, они фактически вводят подлежащий уплате в пользу коммерческих организаций "дополнительный налог за кв. м" и - в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - исключают возможность перерасчета этой платы при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, а потому приводят к неравенству граждан, для которых плата за указанную коммунальную услугу устанавливается по различным принципам: исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, либо исходя из общей площади жилого помещения.
Кроме того, С.В. Гусаров просит признать не соответствующим статье 120 Конституции Российской Федерации применение судами в его деле письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 января 2019 года N 1156-ОД/06, в котором, в частности, отмечается, что в случае установления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы.
Как следует из представленных материалов, заявитель является собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном в городе Балашиха Московской области. В данной квартире никто не зарегистрирован и не проживает, а местом постоянного жительства и регистрации С.В. Гусарова является иная квартира в том же городе. В связи с этим С.В. Гусаров обратился в ООО "Хартия" (филиал "Подмосковный"), являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, но получил отказ.
Решением мирового судьи 1 судебного участка Балашихинского судебного района Московской области от 21 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Балашихинского городского суда Московской области от 1 декабря 2021 года и определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2022 года, заявителю отказано в удовлетворении ряда исковых требований к региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе о взыскании денежных средств, внесенных в качестве платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 года по 1 марта 2021 года, и компенсации морального вреда. При этом суды указали, что на территории Московской области расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах осуществляется исходя из общей площади жилого помещения, а не исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении; действующее же законодательство не устанавливает порядок перерасчета указанной платы в случаях, когда она исчисляется исходя из общей площади жилого помещения. Кроме того, суд кассационной инстанции отметил, что неиспользование С.В. Гусаровым жилого помещения (непроживание в данном помещении) не подпадает под понятие "временное отсутствие потребителя", применяемое в Правилах для целей перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, и - притом что ни Правилами, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу, которую обязаны оплачивать собственники помещений, где не проживает ни один потребитель, - не является основанием для освобождения заявителя от оплаты данной коммунальной услуги.
Кассационная жалоба С.В. Гусарова в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации возвращена без рассмотрения по существу, поскольку подана на судебные акты, не подлежащие обжалованию в соответствующем порядке, о чем заявитель уведомлен письмом работника аппарата этого суда от 31 мая 2022 года.
2. В силу статьи 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации и пункта 3 части первой статьи 3, статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод нормативным актом и такая жалоба признается допустимой, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с участием заявителя. При этом гражданин обязан приложить к жалобе судебные решения, подтверждающие применение обжалуемого нормативного акта судом при разрешении конкретного дела.
Как следует из приложенных к жалобе С.В. Гусарова судебных решений, абзац второй пункта 148.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формула 9.8 приложения N 2 к данным Правилам в деле заявителя судами не применялись и не могли быть применены, поскольку соответствующие нормативные положения регламентируют отношения, связанные с расчетом размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную такой категории потребителей, как лица, проживающие в комнате (комнатах) в коммунальной квартире, к числу которых С.В. Гусаров не относится.
Распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 сентября 2021 года N 431-РВ, применение которого судами в деле заявителя также не подтверждается, а равно и действовавшее на момент рассмотрения дела С.В. Гусарова судом первой инстанции распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 1 августа 2018 года N 424-РМ являются ведомственными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и в силу статьи 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации, а также пункта 3 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не могут быть предметом конституционного контроля.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 января 2019 года N 1156-ОД/06, представляющее собой ответ на обращение юридического лица, не является нормативным актом и также не может выступать предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, в полномочия которого не входит и оценка правильности применения судами данного письма в конкретном деле, на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель.
Таким образом, поставленные в этой части жалобы С.В. Гусарова вопросы не подведомственны Конституционному Суду Российской Федерации.
3. Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Из приведенных конституционных предписаний следует, что на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается в том числе обязанность по созданию правовых, организационных и экономических условий для предоставления гражданам, проживающим в жилых помещениях, коммунальных услуг, обеспечивающих удовлетворение их жизненных потребностей в комфортном проживании и тем самым надлежащую реализацию ими права на жилище.
Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), которое в силу статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленной ему дискреции, принял Жилищный кодекс Российской Федерации, в котором разграничил полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области жилищных отношений и отнес установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также порядка расчета и внесения такой платы к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 16 статьи 12).
Установив непосредственно в Жилищном кодексе Российской Федерации обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги и возложив данную обязанность в том числе на тех из них, кто является собственником такого помещения, с момента возникновения права собственности на него, федеральный законодатель включил в структуру указанной платы, подлежащей внесению собственником помещения в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги, которая, в свою очередь, включает и плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 1 и пункт 5 части 2 статьи 153, пункт 3 части 2 и часть 4 статьи 154).
3.1. Твердые коммунальные отходы представляют собой отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац двадцать первый статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с действующим законодательством оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, на основании договора, заключаемого им, по общему правилу, с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, а в случаях, предусмотренных законом, - на основании договоров, заключаемых с собственниками помещений в многоквартирном доме (статья 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункт 5 и подпункт "а" пункта 8.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного названным Постановлением Правительства Российской Федерации). При этом периодичность вывоза региональным оператором твердых коммунальных отходов с мест (площадок) их накопления должна устанавливаться таким образом, чтобы обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию соответствующих территорий, в частности допустимого срока временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов, который определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток и составляет: при температуре плюс 5°С и выше - не более 1 суток; при температуре плюс 4°С и ниже - не более 3 суток (пункт 11 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3).
Исходя из этого, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме с определенной периодичностью, обусловленной установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, и независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем указанная услуга направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений (создании комфортных условий для проживания в них), но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни и свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны (статья 7, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 75.1 Конституции Российской Федерации). Учитывая данное обстоятельство, а также невозможность установления как самого факта потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами конкретным собственником или пользователем жилого помещения в многоквартирном доме, так и точного объема такого индивидуального потребления (по крайней мере в современных условиях становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в многоквартирном доме от оплаты данной коммунальной услуги. При этом сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления, а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2022 года N 52-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2022 года N 1714-О). Исчисление же размера платы за эту коммунальную услугу должно основываться на принципе равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), который применительно к данной сфере отношений предполагает равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме при определении размера соответствующей платы.
3.2. Регламентируя порядок расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве общего правила расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157).
Установление правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенностей предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условий и порядка заключения соответствующих договоров Жилищный кодекс Российской Федерации также отнес к полномочиям Правительства Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157). Реализуя данное полномочие, Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые, относя услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами к коммунальным услугам (абзац девятый пункта 2), регламентируют порядок ее предоставления, а также расчета размера платы за нее (раздел XV.1).
В соответствии с указанными Правилами расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к данным Правилам (абзац первый пункта 148.30), т.е. исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органов местного самоуправления поселений или городских округов в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (абзац пятнадцатый статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"; пункт 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269).
Между тем в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к указанным Правилам (абзац второй пункта 148.30). При таком способе исчисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в основу расчета положено не количество граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, а иной параметр - общая площадь жилого помещения. В то же время формула 9.2 приложения N 2 к Правилам - так же, как и формула 9.1 - включает норматив накопления твердых коммунальных отходов и цену на данную коммунальную услугу, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 4.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148.30 указанных Правил в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148.30 Правил, т.е. исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении.
Приведенное правовое регулирование, наделяющее органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принятия решения об избрании иного - отличного от установленного Правительством Российской Федерации в качестве общего правила - способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемую потребителям в жилых помещениях многоквартирных домов, а именно исходя из общей площади жилого помещения, не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями, поскольку предполагает, что принятие региональными органами государственной власти такого рода решения во всяком случае не должно осуществляться произвольно, без учета сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной и трудовой миграции населения, проживающего на соответствующей территории, и прочих объективных факторов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2022 года N 1714-О).
Так, по информации, полученной от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, при принятии решения об установлении для такой категории объектов, как "домовладения" (в том числе для многоквартирных домов), в качестве расчетной единицы, в отношении которой устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, 1 кв. м площади и тем самым исчислении платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения орган государственной власти Московской области опирался на необходимость недопущения существенного роста платы граждан за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая - до внесения изменений в правовое регулирование, предполагающих выделение данной услуги в качестве отдельной коммунальной услуги и введение нового порядка ее оказания, - фактически входила в состав платы за содержание жилого помещения, исчисляемой также исходя из общей площади такого помещения.
Предусмотренный же абзацем вторым пункта 148.30 Правил во взаимосвязи с формулой 9.2 приложения N 2 к Правилам способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении такого объективного параметра, как общая площадь жилого помещения, и утвержденного в установленном порядке норматива накопления твердых коммунальных отходов, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом оспариваемый заявителем абзац второй пункта 148.30 Правил во взаимосвязи с формулой 9.2 приложения N 2 к Правилам не регулирует отношений, связанных с перерасчетом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, и потому не может рассматриваться как нарушающий его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.
4. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Включенные в него нормы - в силу пункта 148.44 Правил - подлежат применению и при перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном, т.е. более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении. Кроме того, право потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами, изменения размера платы за эту коммунальную услугу (в частности, за период его временного отсутствия в занимаемом жилом помещении) прямо предусмотрено и подпунктом "д" пункта 148.24 Правил.
Упомянутые положения, действуя в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей саму возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении, а также пунктами 86, 90 и 91 Правил, предусматривающими порядок такого перерасчета, и пунктом 88 Правил, исключающим перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, принципиально не препятствуют проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении потребителя, которым соблюден нормативно установленный порядок обращения за перерасчетом и представлены документы, подтверждающие факт его временного отсутствия в жилом помещении и продолжительность такого отсутствия, а также не связывают возможность перерасчета указанной платы с определенным способом ее исчисления.
Решение же вопроса о предоставлении заявителю, не проживающему в принадлежащем ему жилом помещении, на основании приведенных положений права на перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически предполагало бы проверку законности и обоснованности решений, вынесенных судами по существу спора с участием С.В. Гусарова, что не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гусарова Сергея Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гражданин пытался добиться перерасчета платы за вывоз мусора в связи с проживанием в другом месте. По общему правилу плата начисляется исходя из количества проживающих. Но в регионе заявителя она привязана к площади квартиры, поэтому в перерасчете ему было отказано. Заявитель считает, что различное исчисление платы нарушает конституционное равенство граждан.
Конституционный Суд РФ указал, что право регионов рассчитывать плату исходя из общей площади жилья не противоречит конституционным предписаниям. Власти принимают такие решения с учетом конкретной ситуации в области обращения с ТКО, уровня развития инфраструктуры, миграции населения. Кроме того, нормы о перерасчете платы за период временного отсутствия жильцов не связывают возможность перерасчета с определенным способом исчисления платы.
Спорные нормы вводят презумпцию постоянного использования жилья, так как невозможно точно установить как сам факт, так и объем индивидуального потребления услуги каждым из собственников. Услугу оказывают не каждому отдельному собственнику, а всем жильцам МКД независимо от их количества на данный момент. Услуга направлена также на поддержание дома и прилегающей к нему территории.
Определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2022 г. N 3212-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гусарова Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 148.30 и абзацем вторым пункта 148.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, формулами 9.2 и 9.8 приложения N 2 к данным Правилам, положениями распоряжений Министерства экологии и природопользования Московской области и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, а также письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-