Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 апреля 2021 г. N ОГ-Д13-2824
Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2008 г. N 437, на Минэкономразвития России возложены полномочия по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "5 июня 2008 г."
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2021 году осуществляется Минэкономразвития России в соответствии с подпрограммой "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 (далее - Программа).
Программа предполагает реализацию мероприятий по созданию и развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
В целях получения подробной информации о услугах и мерах поддержки, реализуемых в субъекте Российской Федерации, а также консультационной поддержки по вопросам начала и ведения бизнеса, правового сопровождения, потенциальные и действующие предприниматели могут обратиться в созданные в субъектах Российской Федерации Центры "Мой бизнес". Помимо консультационной поддержки здесь могут оказать маркетинговые услуги, услуги по популяризации продукции, провести обучающие тренинги, семинары, мастер-классы для субъектов МСП и их сотрудников. Еще один важный аспект деятельности Центров "Мой бизнес" - это оказание содействия в выводе на рынок новых продуктов (работ, услуг), обеспечение участия в мероприятиях и продвижения товаров на крупных российских и международных выставочных площадках.
Контактная информация о деятельности Центров "Мой бизнес" можно найти на портале "Мой бизнес" в разделе "Инфраструктура МСП" по ссылке: https://мойбизнес.рф/centers.
Так, созданные в рамках Программы микрофинансовые организации (МФО) и региональные гарантийные фонды (РГО) позволяют получить доступ к заемным средствам на льготных условиях микропредприятиям и представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.), а также привлечь кредитные ресурсы, обеспеченные поручительствами, на развитие бизнеса.
МФО позволяют получить доступ к заемным средствам на льготных условиях (микрозаймы до 5 млн. рублей по льготной процентной ставке, с дифференцированным графиком платежей) микропредприятиям и представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.).
Состав пакета документов для получения микрозайма достаточно прост, ввиду этого продукты МФО более привлекательны для субъектов МСП в сравнении с банковскими продуктами: это заявка на микрозаем, финансовые и учредительные документы, справка из ФНС об отсутствии задолженности по налогам, документы по залогу (при наличии залога).
В случае недостаточности залогового обеспечения при получении микрозайма, привлечении кредитных средств РГО предоставляют гарантии (поручительства) по обязательствам субъектов МСП, основанным на кредитных договорах, договорах займа, лизинга.
При этом в рамках реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавируса МФО и РГО смягчают условия оказания поддержки, включая отмену требования по отсутствию задолженности по налогам, снижение процентных ставок по микрозаймам, снижение ставок вознаграждения за поручительство (гарантию), разработку новых продуктов с различными сроками их предоставления.
В настоящее время МФО и РГО значительно сократили срок проведения процедур рассмотрения и обработки заявок на микрозайм и (или) поручительство (гарантию).
Следует отметить, что услуги МФО и РГО также представлены на площадке региональных центров "Мой бизнес".
Также существует возможность получения льготных кредитов субъектами МСП у банков - участников программы со ставкой до 7% годовых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке.
Дополнительно сообщаем, что Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, ответственным исполнителем которой является Минсельхоз России.
В рамках Госпрограммы реализуются мероприятия федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" (Приложение N 6).
В рамках Приложения N 6 предполагается предоставление грантов "Агростартап" и средств сельскохозяйственным потребительским кооперативам по результатам отбора, проводимого региональной конкурсной комиссией.
Грант "Агростартап" предоставляется заявителю на реализацию проекта создания и (или) развития хозяйства:
а) по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности - в размере, не превышающем 5 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат;
б) по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности, в случае если предусмотрено использование части гранта "Агростартап" на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является заявитель, - в размере, не превышающем 6 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат;
в) по иным направлениям проекта создания и (или) развития хозяйства - в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат;
г) по иным направлениям проекта создания и (или) развития хозяйства, в случае если предусмотрено использование части гранта "Агростартап" на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является заявитель, - в размере, не превышающем 4 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат.
Сельскохозяйственным потребительским кооперативам средства предоставляются на возмещение части понесенных в текущем финансовом году затрат:
а) связанных с приобретением имущества в целях последующей передачи (реализации) приобретенного имущества в собственность членов (сельскохозяйственного потребительского кооператива, - в размере, не превышающем 50% затрат, но не более 3 млн. рублей, из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив. Перечень такого имущества определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Стоимость такого имущества, передаваемого (реализуемого) в собственность одного члена сельскохозяйственного потребительского кооператива, не может превышать 30 процентов общей стоимости этого имущества;
б) связанных с приобретением крупного рогатого скота в целях замены крупного рогатого скота, больного или инфицированного лейкозом, принадлежащего членам (кроме ассоциированных членов) указанного сельскохозяйственного потребительского кооператива на праве собственности, - в размере, не превышающем 50% затрат, но не более 10 млн. рублей, из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив.
в) связанных с приобретением и последующим внесением в неделимый фонд сельскохозяйственной техники, специализированного автотранспорта, оборудования для организации хранения, переработки, упаковки, маркировки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции и мобильных торговых объектов для оказания услуг членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, - в размере, не превышающем 50% затрат, но не более 10 млн. рублей, из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив.
При этом источником возмещения затрат сельскохозяйственного потребительского кооператива по данным направлениям не может быть грант "Агростартап", полученный заявителем;
г) связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива
Также отмечаем, что в рамках Госпрограммы предусмотрена реализация Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (Приложение N 8).
Предусмотрено субсидирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации, в том числе связанных с развитием малых форм хозяйствования в виде предоставления средств:
- крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям в виде грантов на развитие семейной фермы - в размере, не превышающем 30 млн. рублей, но не более 60% стоимости проекта грантополучателя;
- сельскохозяйственным потребительским кооперативам в виде грантов на развитие материально-технической базы - в сумме, не превышающей 70 млн. рублей, но не более 60% стоимости проекта грантополучателя.
Считаем необходимым отметить, что предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации происходит в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов субъектов Российской Федерации, осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Минсельхоза России как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии.
Также одним из основных инструментов поддержки операционной и инвестиционной деятельности аграриев выступает механизм льготного кредитования от 1% до 5%, утвержденный постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке".
Заемщик самостоятельно выбирает уполномоченный банк для получения льготного краткосрочного и (или) льготного инвестиционного кредита.
При этом кредитные организации на основании установленной ими кредитной политики и в соответствии с правилами, установленными внутренними нормативными документами кредитной организации, организуют процесс по предоставлению кредитов, принимая во внимание существующие основные принципы кредитования, а также наличие различного рода рисков в зависимости от существующей дифференциации заемщиков и определяемой каждой кредитной организацией самостоятельно, исходя из имеющейся внутренней системы управления рисками.
Заместитель директора |
О.А. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 апреля 2021 г. N ОГ-Д13-2824
Опубликование:
-