Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 апреля 2021 г. N ОГ-Д07-2838
Департамент государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития России рассмотрел обращение о ситуации на рынке нефтепродуктов и в части своей компетенции сообщает.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары и услуги не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).
Стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке формируется на основе принципа экспортной альтернативы (паритета), который представляет собой цену от реализации нефтепродуктов на экспорт за вычетом экспортных пошлин и транспортных расходов. Дополнительно на формирование цены нефтепродуктов в стране влияют внутренние факторы: сезонность спроса, значительная территориальная протяженность с разнообразием климатических условий, состояние инфраструктуры автомобильного парка и системы обеспечения нефтепродуктами.
Правительством Российской Федерации реализован ряд мероприятий, направленных на приостановление роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Так, законодательством предусмотрено введение мер поддержки нефтеперерабатывающих заводов, осуществляющих глубокую переработку нефти, в том числе, с помощью "возвратного (отрицательного) акциза". В механизме "возвратного (отрицательного) акциза" предусмотрена "демпфирующая надбавка", позволяющая регулировать уровень налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Демпфирующая составляющая является механизмом сглаживания колебаний цен на нефть на внутреннем рынке и зависит от соотношения цены экспортной альтернативы на моторное топливо и условной оптовой цены реализации его на внутреннем рынке.
При превышении средних цен экспортной альтернативы на нефтепродукты над условными средними оптовыми ценами реализации на внутреннем рынке демпфирующая надбавка частично компенсирует нефтяным компаниям эту разницу, тем самым не допускает рост цены на нефтепродукты на внутреннем рынке в условиях растущих цен на нефть на мировых рынках.
Таким образом, в конце 2019 года при высоких ценах на нефть за потери при поставках топлива на внутренний рынок компаниям выплачивалась "демпфирующая надбавка", в отсутствие которой цены на нефтепродукты могли вырасти на 10-15%.
В обратной ситуации, когда величина условных средних оптовых цен реализации моторного топлива на внутреннем рынке превышает средние цены экспортной альтернативы, возникающая у нефтяников сверхприбыль посредством действующего демпфирующего механизма изымается и поступает в федеральный бюджет. Данные средства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации направляются на формирование Фонда национального благосостояния, обеспечивающего социальные программы и нужды.
В данный момент ведется активное обсуждение корректировки параметров демпфирующего механизма с целью его настройки для более эффективной работы в сложившихся условиях.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), является ФАС России (Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331).
Также в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. N 497-р федеральным органом исполнительной власти ответственным за анализ причин роста и выработки мер экономического регулирования по группе "Бензин автомобильный марки АИ-92 и АИ-95" является Минэнерго России.
Дополнительно, в порядке информации, сообщаем, что разъяснения Минэнерго России, по вопросам, указанным в обращении, даны на официальном Интернет-портале ведомства (ссылка на материал: minenergo.gov.ru/node/20327).
Заместитель |
П.Г. Шумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 апреля 2021 г. N ОГ-Д07-2838
Опубликование:
-