Информация по делу
дело N 2а-3020/2022
Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего судьи А.С.А.,
судей Е.Т.В., Е.Е.И.,
при секретаре К.А.С.,
с участием прокурора В.Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Е.Т.В. административное дело по апелляционной жалобе И.М.В., Т.А.И. на решение Калужского районного суда Калужской области от 16 мая 2022 года по административному исковому заявлению И.М.В., Т.А.И. к Главному государственному санитарному врачу по Калужской области Р.С.А., Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области в лице руководителя Управления Роспотребнадзора по Калужской области - Главного государственного санитарного врача по Калужской области Р.С.А. о признании недействующим в части постановления Главного государственного санитарного врача по Калужской области N 17 от 14 октября 2021 года "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Калужской области", установила:
14 октября 2021 года Главным государственным санитарным врачом по Калужской области, являющимся руководителем Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Калужской области), вынесено постановление N 17, согласно которому на основании анализа эпидемиологической ситуации в Калужской области в связи с заболеваемостью COVID-19 и в связи с продолжающейся угрозой распространения COVID-19 среди населения Калужской области на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пунктов 66, 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (в редакции приказа министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 февраля 2021 года N 47н), постановлено:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 17 сентября 1998 года следует читать как "N 157-ФЗ"
1. Обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 с охватом не менее 80% с учетом переболевших за последние 6 месяцев следующим категориям:
1.1 Лица в возрасте 60 лет и старше.
1.2. Работники медицинских и санаторно-оздоровительных организаций.
1.3. Работники образовательных организаций, в том числе дополнительного образования.
1.4. Работники учреждений социального обслуживания и социальной защиты.
1.5. Лица, проживающие в организациях социального обслуживания.
1.6. Работники организаций транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, промышленных предприятий, строительства и проектирования, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
1.7. Сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу, работники судебных органов.
1.8. Лица, работающие вахтовым методом, волонтеры.
1.9. Военнослужащие, лица, подлежащие призыву на военную службу.
1.10. Работники организаций сферы предоставления услуг:
- торговли;
- салонов красоты, парикмахерских, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;
- бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток, ателье и иных подобных услуг; общественного питания;
- клиентских подразделений финансовых организаций;
- организаций, оказывающих услуги почтовой связи;
- услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов;
- многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- пенсионного, социального и медицинского страхования, служб занятости;
- сотовой связи;
- жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
- культурных, выставочных, просветительских мероприятий, в том числе музеев, театров, кинотеатров, концертных и выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов;
- досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов, цирков, зоопарков, аквапарков);
- детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах;
- услуг отдыха и оздоровления несовершеннолетних детей;
- массовых физкультурных, спортивных мероприятий;
- юридических, типографских услуг;
- гостиничных, туристических услуг;
- информационных услуг;
- услуг аптек и ветеринарных организаций;
- услуг клининговых компаний;
- услуг по проведению дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
- ритуальных услуг;
- услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;
- услуг охранных предприятий;
- услуг доставки, курьерских услуг.
1.11. Государственные гражданские и муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности Калужской области.
1.12. Обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет, направляемые для прохождения практики и занятий вне структурных подразделений профессиональных организаций и образовательных организаций высшего образования.
2. Руководителям организаций независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Калужской области в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления:
2.1. Определить работников, сотрудников, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19, согласно пункту 1 настоящего Постановления.
2.2. В срок до 15.11.2021 организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 первым компонентом вакцины.
2.3. В срок до 15.12.2021 организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 вторым компонентом вакцины.
2.4. Оказывать содействие медицинским работникам в проведении вакцинации работников, сотрудников.
2.5. Отстранить от работы и/или перевести на дистанционный режим работы работников, сотрудников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19, с 16.11.2021, без законченного курса вакцинации с 16.12.2021 на период эпидемиологического неблагополучия.
2.5.1. Рекомендовать работодателям переводить на дистанционный режим работы сотрудников, имеющих документально подтвержденные противопоказания к вакцинации против COVID-19 в соответствии с инструкцией по медицинскому применению иммунобиологических лекарственных препаратов, предназначенных для профилактики COVID-19 (п.п. 2.5.1 введен Постановлением Главного государственного санитарного врача по Калужской области от 24 ноября 2021 года N 19).
29 ноября 2021 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление И.М.В, в котором он просил признать недействующими подпункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.5 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача по Калужской области от 14 октября 2021 года N 17 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Калужской области".
17 января 2022 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление Тимощенко А.И., в котором он, уточнив заявленные требования, просил признать недействующими пункт 1, подпункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.5.1 подпункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача по Калужской области от 14 октября 2021 года N 17 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Калужской области".
В обоснование требований административные истцы указали, что при принятии оспариваемого постановления Главным государственным санитарным врачом по Калужской области превышены полномочия, предоставленные ему в сфере нормативного правового регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия населения; действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих отстранение от работы сотрудников, не прошедших вакцинацию против COVID-19, в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" вакцинация является медицинским вмешательством, в связи с чем проведение профилактических прививок должно осуществляться с добровольного согласия граждан, которым предоставлено право отказа от профилактической прививки, а факт наличия профилактической прививки является врачебной тайной, в связи с чем на работника не может быть возложена обязанность сообщать работодателю о наличии (отсутствии) у него профилактической прививки. Оспариваемое в части постановление также противоречит содержанию постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", поскольку принуждает граждан, категории которых определены в пункте 1 оспариваемого постановления, к обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Факт нарушения прав административных истцов И.М.В. обосновывает отстранением его от работы без сохранения заработной платы; Т.А.И. - возложением на него незаконной обязанности вакцинироваться против COVID-19.
Определением Калужского областного суда от 04 февраля 2022 года вышеуказанные административные дела объединены в одно производство.
Определением от 15 февраля 2022 года административное дело передано в Калужский районный суд Калужской области для рассмотрения по подсудности.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель административного истца И.М.В. К.С.Н. и представитель административного истца Т.А.И. П.Д.А. требования административных исков поддержали, представители административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Калужской области по доверенности Ч.М.Н. и В.А.Ю. возражали против удовлетворения административного иска, представители заинтересованных лиц ООО "Нестле" У.О.И. и ФГБУК "Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского" С.С.Ю. полагали требования административных исков необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Административные истцы И.М.В. и Т.А.И., будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, дело было рассмотрено в их отсутствие.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 16 мая 2022 года И.М.В. и Т.А.И. в удовлетворении административных исков отказано.
В апелляционных жалобах И.М.В. и Т.А.И. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителя административного истца И.М.В. К.С.Н. и представителя административного истца Т.А.И. П.Д.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя заинтересованного лица ООО "Нестле" У.О.И., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, заключение прокурора В.Н.Г., полагавшей решение районного суда не подлежащим отмене, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы сохранения и укрепления общественного здоровья, осуществления мер по борьбе с эпидемиями находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "ж", "з").
Осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними являются приоритетными способами обеспечения профилактики в сфере охраны здоровья, что относится к основным принципам охраны здоровья, обеспечиваемым государством (пункт 8 статьи 4, пункты 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно частям 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности (пункт 1.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15).
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" была включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 "О введении режима повышенной готовности на территории Калужской области" в целях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Калужской области был введен режим повышенной готовности.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, определены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ), положениями статей 8 и 10 которого определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 9 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н (утратил силу с 31 декабря 2021 года), были внесены изменения; календарь был дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.
С учетом изменений в календарь профилактических прививок, внесенных приказом Минздрава России от 3 февраля 2021 года N 47н (действующим на дату принятия оспариваемого Постановления), к приоритету 1-го уровня для вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отнесены: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более; к приоритету 2-го уровня - взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг; к приоритету 3-го уровня - государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с действующим приказом Минздрава России от 6 декабря 2021 года N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", установлены аналогичные уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации, к приоритету 3-го уровня дополнены дети от 12 до 17 лет (включительно) (вакцинация проводится добровольно при наличии письменного заявления одного из родителей (или иного законного представителя).
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 52-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 мая 2020 года принято постановление N 15 (далее - Постановление N 15), которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Санитарные правила). Данное постановление действует до 1 января 2024 года.
Согласно абзацу седьмому пункта 4.2 Санитарных правил эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Данное постановление Правительства Российской Федерации не определяет категории лиц, в отношении которых обеспечивается вакцинация по эпидемическим показаниям.
В пункте 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4, предусмотрено, что внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона, наделены полномочиями выносить мотивированные постановления при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Роспотребнадзора по Калужской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно пункту 8.34.3 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Калужской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июля 2012 года N 682 (далее - Положение), при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Управление Роспотребнадзора по Калужской области вправе выносить мотивированные постановления о проведении, в том числе, профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии с пунктами 10, 11 указанного выше Положения Управление Роспотребнадзора по Калужской области возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; руководитель Управления Роспотребнадзора по Калужской области является главным государственным санитарным врачом по Калужской области.
Из материалов дела видно, что Р.С.А. назначена на должность руководителя Управления Роспотребнадзора по Калужской области с 15 апреля 2013 года приказом Роспотребнадзора от 15 апреля 2013 года N -л/о.
Оспариваемое постановление 14 октября 2021 года размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Калужской области, 18 октября 2021 года - на официальной сайте "Российской газеты", на едином портале органов государственной власти Калужской области, а также направлено в адрес государственных органов Калужской области, которыми текст постановления был размещен на соответствующих страницах сайтов.
Административный истец И.М.В. является сотрудником ФГБУК "Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского", был отстранен от работы приказом директора учреждения от 16 ноября 2021 года N -л/с в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции на период с 16 ноября 2021 года до момента ее прохождения либо до отмены постановления Главного государственного санитарного врача Калужской области от 14 октября 2021 года N 17, либо на период эпидемиологического неблагополучия. Приказом от 05 марта 2022 года N -л/с приказ от 16 ноября 2021 года N -л/с об отстранении И.М.В. от работы отменен, с 05 марта 2022 года административный истец допущен к работе.
Административный истец Т.А.И. является работником ООО "Нестле", с 16 декабря 2021 года на основании приказа от 15 декабря 2021 года N переведен на дистанционную работу на период с 16 декабря 2021 года по 31 марта 2022 года с выполнением трудовых обязанностей и сохранением режима работы, установленных трудовым договором. Т.А.И. уведомлен об отмене дистанционного режима работы 05 марта 2022 года.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Калужской области от 04 марта 2022 года N 9 пункты 2.5 и 2.5.1 оспариваемого постановления признаны утратившими силу с 04 марта 2022 года.
Разрешая дело, районный суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Главным государственным санитарным врачом по Калужской области в пределах компетенции, установленной нормами федерального законодательства, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, без нарушения правил введения в действие, в том числе, порядка его опубликования и вступления в силу, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с принятым районным судом решением.
Проверяя соответствие оспариваемых пунктов постановления N 17 от 14 октября 2021 года нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии противоречия.
Главный государственный санитарный врач по Калужской области в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вопреки доводам апелляционных жалоб, в пределах своих полномочий, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ, Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", пунктами 66, 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", 14 октября 2021 года вынес оспариваемое постановление.
Довод об отсутствии у Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации права издавать нормативные правовые акты подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку не учитывает наличие соответствующих самостоятельных законодательно закрепленных полномочий у главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации.
Постановление N 17 от 14 октября 2021 года является мотивированным; правовые основания и предпосылки принятия акта отражены в преамбуле постановления, содержащей подробный анализ эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Калужской области на дату его принятия.
Определение круга лиц, подлежащих вакцинации по эпидемическим показаниям и не имеющим для этого медицинских противопоказаний, не свидетельствует о принудительном характере вакцинации.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок. В этом случае отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (часть 7 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ, пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ).
Вместе с тем, исходя из положений части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктов 1, 2 пункта 5, пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ, подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ работодатель обязан отстранять от работы сотрудников, которые отказались делать прививку при отсутствии медицинских противопоказаний, но подлежат обязательной вакцинации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В настоящей статье 10 Федерального закона N 157-ФЗ пункт 5 отсутствует
При этом, как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1867-О, правовые последствия отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
Необходимость вакцинации отдельных категорий работников и предоставления информации о проведенной вакцинации или ее отсутствии исходит из эпидемиологической безопасности и не направлено на ущемление конституционных прав отдельных граждан, в том числе, права на сохранение врачебной тайны.
С учетом вышеизложенного, доводы апелляционных жалоб об отсутствии у главных санитарных врачей полномочий принимать постановления, обязывающие работодателей отстранять от работы работников, сотрудников, не имеющих прививки против COVID-19 на период эпидемиологического неблагополучия, о неправильном применении судом первой инстанции положений статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ, статей 5, 10 Федерального закона N 157-ФЗ, а также довод апелляционной жалобы Т.А.И. об отсутствии оснований для принятия оспариваемого постановления, поскольку вопреки положениям пункта 67 СанПиН 3.3686-1 на тот момент в Калужской области не был установлен режим чрезвычайной ситуации, не определены очаги инфекционных болезней, в том числе на отдельных объектах, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права, правильно примененных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 67 СанПиН 3.3686-21"
Ссылка административных истцов на несоответствие оспариваемого постановления положениям постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" несостоятельна, поскольку последним не определяются категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям.
В апелляционных жалобах доводов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, не приведено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 16 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И.М.В., Т.А.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Калужского областного суда от 26 сентября 2022 г. N 33а-2684/2022 "Об оставлении без изменения решения Калужского районного суда Калужской области от 16.05.2022, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании не действующим в части постановления Главного государственного санитарного врача по Калужской области N 17 от 14.10.2021 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Калужской области"
Текст апелляционного определения опубликован на сайте Калужского областного суда в Internet (https://oblsud--klg.sudrf.ru/)