Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 23 ноября 2022 года информацию Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" и мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" и мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам.
2. Принять к сведению выступление заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации Г.С. Изотовой.
3. Поддержать усилия Министерства здравоохранения Российской Федерации, направленные на повышение устойчивости системы здравоохранения в Российской Федерации и ее совершенствование в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, проведения специальной военной операции и действий недружественных Российской Федерации государств, а также на реализацию федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации".
4. Государственная Дума разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации о необходимости дальнейшего повышения эффективности принимаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации мер по обеспечению доступности первичной медико-санитарной помощи, лекарственных препаратов, а также по кадровому обеспечению здравоохранения.
5. Государственная Дума обращает внимание на следующие актуальные аспекты при реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" и мер по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам:
недостаточный уровень кадрового обеспечения медицинских организаций первичного звена здравоохранения;
необеспеченность в полном объеме потребности в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте медицинских организаций в рамках реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения;
недостижение субъектами Российской Федерации целевых показателей уровня заработной платы медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
несоответствие федеральным требованиям утвержденных субъектами Российской Федерации перечней групп населения, имеющих право на лечение в амбулаторных условиях, на бесплатное обеспечение жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами или на 50-процентную скидку при их оплате в отдельных субъектах Российской Федерации;
возникновение дополнительных расходов у большинства субъектов Российской Федерации при расчетах за медицинскую помощь, оказываемую застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, из-за разницы в тарифах на оплату медицинской помощи;
сохраняющийся дефицит территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, влекущий просроченную кредиторскую задолженность медицинских организаций.
6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) в целях ликвидации дефицита кадров в здравоохранении:
продолжить увеличение контрольных цифр приема абитуриентов по медицинским специальностям, в том числе обратить внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения на необходимость существенного увеличения контрольных цифр приема абитуриентов в медицинские колледжи, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, включая расширение механизма целевого обучения по программам подготовки специалистов среднего звена;
проработать вопрос совершенствования механизма целевого обучения, в том числе предусматривающего расширение социальных гарантий для студентов государственных медицинских образовательных организаций высшего образования, увеличение размера стипендий, предоставление дополнительных стимулирующих выплат, возможность зачисления в штаты медицинских организаций и обеспечение выпускников жильем;
рассмотреть целесообразность дальнейшего увеличения размера единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации;
провести анализ эффективности мер, принимаемых в сфере кадрового обеспечения здравоохранения, итоги которого представить в Государственную Думу до 1 мая 2023 года;
2) в целях недопущения снижения уровня доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения граждан:
рассмотреть возможность продления реализации федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" до 2030 года;
обеспечить принятие дополнительных мер по импортозамещению медицинских изделий и лекарственных средств, сокращению сроков введения в обращение новых отечественных медицинских изделий и лекарственных средств;
рассмотреть вопрос о государственной поддержке создания отечественного производства систем непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови, противовирусных лекарственных препаратов для лечения хронического вирусного гепатита С в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности";
проработать вопрос дополнительного финансирования федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" в части лекарственного обеспечения пациентов с ишемической болезнью сердца в сочетании с хронической сердечной недостаточностью в целях профилактики инфарктов и инсультов и снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний;
ускорить утверждение паспорта федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом", а также рассмотреть возможность направления на его финансирование ожидаемых доходов федерального бюджета в полном объеме от введения с 1 июля 2023 года акциза на сахаросодержащие напитки;
рассмотреть возможность дальнейшего поэтапного включения редких (орфанных) заболеваний в перечень нозологий, установленный частью 7 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
3) реализовать комплекс мер по информатизации в сфере здравоохранения;
4) ускорить разработку проекта федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения медицинских изделий и лекарственных средств на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области";
5) рассмотреть вопрос о подготовке изменений в нормативное регулирование механизма межтерриториальных расчетов за медицинскую помощь, оказываемую застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, с учетом региональной дифференциации тарифов на оплату медицинской помощи;
6) рассмотреть возможность изменения методики распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462, в соответствии с рекомендациями Счетной палаты Российской Федерации, подготовленными совместно с федеральными органами исполнительной власти;
7) рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации:
разработать систему показателей эффективности процессов оказания медицинской помощи, основанную на данных отраслевых информационных систем;
обеспечить мониторинг и своевременное информирование Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о фактической и прогнозируемой потребности населения в соответствующих видах медицинских изделий в целях формирования объективной системы целеполагания и наиболее эффективного обеспечения технологических процессов производства необходимых медицинских изделий в новых условиях;
в целях создания условий для медицинской реабилитации ветеранов боевых действий совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность включения госпиталей для ветеранов войн в федеральный проект "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация", а также актуализировать типовое положение о госпитале для ветеранов войн;
продолжить работу по дальнейшему освобождению медицинских работников от выполнения функций, напрямую не связанных с оказанием гражданам медицинской помощи, закрепив соответствующие положения в нормативных правовых актах;
проработать вопрос о совершенствовании законодательства об ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья;
совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект постановления, предусматривающий особенности обращения лекарственных средств для медицинского применения в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера;
совместно с Министерством просвещения Российской Федерации продолжить совершенствовать организацию оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения проработать вопрос оптимизации процедур подтверждения качества, эффективности и безопасности медицинских изделий в целях обеспечения ускоренного вывода на рынок медицинских изделий и в случае необходимости внести изменения в нормативные правовые акты;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос совершенствования механизма реабилитации участников специальной военной операции и членов их семей, в том числе рассмотреть возможность расширения применения инновационных технологий реабилитации и абилитации для участников специальной военной операции;
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по своевременной реализации мероприятий и контролю выполнения плановых значений региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения в субъектах Российской Федерации;
создать рабочую группу с участием депутатов Государственной Думы по анализу практики правоприменения положений Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в части проведения эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом;
8) рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить контроль за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения в субъектах Российской Федерации и принимать необходимые меры по достижению их плановых показателей и результатов;
провести мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры (маршрутов общественного транспорта, приближенных к медицинским организациям), приоритетному ремонту и строительству автомобильных дорог регионального и муниципального значения, обеспечивающих транспортную доступность медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с принципами модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 года N 1304;
обеспечить реализацию единых стилевых решений при строительстве и реконструкции объектов первичного звена здравоохранения в целях создания комфортной среды для пациентов, работников и посетителей медицинских организаций, формирования положительного имиджа организаций и узнаваемости среди населения;
принять меры, направленные на сокращение дефицита финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также на сокращение объемов просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
7. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести мониторинг эффективности использования средств, выделяемых на улучшение кадрового обеспечения системы здравоохранения. О результатах проведенного мониторинга проинформировать Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
8. Поручить Комитету Государственной Думы по охране здоровья и Комитету Государственной Думы по контролю с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, экспертного сообщества создать рабочую группу по ликвидации дефицита кадрового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации.
9. Поручить Комитету Государственной Думы по охране здоровья совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
10. В рамках контроля за исполнением настоящего Постановления провести в период весенней сессии 2023 года (июль) совместное заседание Комитета Государственной Думы по охране здоровья и Комитета Государственной Думы по контролю.
11. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, до конца 2023 года (декабрь).
12. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации.
13. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
8 декабря 2022 г.
N 2588-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 8 декабря 2022 г. N 2588-8 ГД "Об информации Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" и мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам"
Вступает в силу с 8 декабря 2022 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 12 декабря 2022 г. N 50 (часть III) ст. 8876