Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Концепции оказания ранней помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья,
генетическими нарушениями, детям
из групп биологического и социального риска,
детям-инвалидам в Белгородской области
до 2027 года
Стандарт
предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям
1. Основные положения
Стандарт предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р, и в соответствии с пунктом 95 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года N 122-р.
Стандарт распространяется на услуги ранней помощи, предоставляемые детям и их семьям государственными организациями здравоохранения, образования, социального обслуживания населения и организациями иных форм собственности в этих сферах (далее - организация), и устанавливает порядок оказания услуг ранней помощи для детей и их семей. С учетом специфики организации ранней помощи в отдельных сферах деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защиты населения) могут быть разработаны на основе настоящего стандарта отдельные стандарты по каждой отрасли.
2. Термины и определения
В Стандарте применяются термины в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - МКФ), а также следующие термины:
Естественные жизненные ситуации ребенка - жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников.
Ребенок с ограничениями жизнедеятельности - ребенок, имеющий ограничение активности или возможности участия в естественных жизненных ситуациях вследствие нарушения структур или функций организма, а также влияния факторов окружающей среды.
Функционирование ребенка, нуждающегося в ранней помощи - положительные проявления активности и участия ребенка в естественных жизненных ситуациях.
Семья - круг лиц, совместно проживающих с ребенком, включая родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, близких родственников, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также, при проживании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - дети и воспитатели группы проживания ребенка.
Услуга ранней помощи - комплекс профессиональных действий, направленных на достижение целей ранней помощи детям и их семьям.
Пролонгирование услуг ранней помощи - услуги ранней помощи могут быть пролонгированы для детей старше 3-х лет по ежегодному решению консилиума организации, предоставляющей услуги ранней помощи, в том числе с целью подготовки ребенка к переходу в образовательную организацию с дальнейшим его сопровождением в ходе адаптации.
Получатели услуг ранней помощи - дети целевой группы и их семьи.
Поставщик услуг ранней помощи - государственная организация или учреждение системы социальной защиты, здравоохранения, образования или негосударственная организация, в которой создано специализированное структурное подразделение, предоставляющее услуги ранней помощи на основании Стандарта.
3. Принципы предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям
Стандарт предполагает следующие принципы предоставления услуг:
- бесплатность (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей/законных представителей);
- доступность (услуги ранней помощи доступны для получателей);
- регулярность (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы ранней помощи (далее - ИПРП) предоставляются получателям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);
- открытость (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей и других лиц, непосредственно ухаживающих за детьми целевой группы);
- семейноцентрированность (специалисты организации - поставщика услуг ранней помощи содействуют вовлечению родителей и других лиц, непосредственно ухаживающих за детьми целевой группы, в процесс ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, составление и реализацию ИПРП, а также в оценку её эффективности);
- индивидуальность (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
- уважительность (услуги ранней помощи предоставляются потребителям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
- командная работа (услуги ранней помощи предоставляются междисциплинарной командой специалистов из разных сфер деятельности);
- компетентность (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию);
- научная обоснованность (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно обоснованные методы и технологии).
4. Права получателей услуг ранней помощи
4.1. Дети - получатели услуг ранней помощи имеют право:
- на получение всех услуг ранней помощи, указанных в ИПРП;
- уважительное, доброжелательное и внимательное отношение при получении услуг ранней помощи;
- получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы.
4.2. Родители (законные представители) детей - получателей услуг ранней помощи имеют право:
- на получение информации о перечне услуг ранней помощи и о перечне поставщиков услуг ранней помощи;
- прохождение с ребенком оценочных процедур, разработку и утверждение ИПРП в течение 15 дней с даты обращения, если результаты оценки соответствуют критериям составления ИПРП;
- получение открытой информации о ходе и результатах проведения оценочных процедур, целях и задачах ИПРП, сроках, объемах, исполнителях, порядке реализации ИПРП, результатах оценки эффективности реализации ИПРП;
- своевременное получение уведомления о любых изменениях в реализации ИПРП, а также о необходимости проведения промежуточной или итоговой оценки её эффективности;
- строгое соблюдение конфиденциальности документации, которая содержит персональные данные;
- фиксацию согласия с получением услуг;
- обращение к администрации поставщика услуг ранней помощи с целью разрешения конфликтных ситуаций.
4.3. Поставщик услуг ранней помощи предоставляет информацию об услугах ранней помощи организациями учреждениям систем здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
5. Виды услуг ранней помощи
5.1. Детям и их родителям на всех этапах ранней помощи, начиная от обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи, до завершения ранней помощи могут предоставляться административные, основные, специализированные и дополнительные услуги ранней помощи.
5.1.1. Административные услуги ранней помощи включают:
- обработку первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи;
- прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;
- координацию предоставления услуг ранней помощи в рамках ИПРП.
5.1.2. Основные услуги ранней помощи включают:
- определение нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи;
- пролонгированное консультирование;
- краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления ИПРП;
- проведение оценочных процедур для разработки ИПРП;
- разработку ИПРП;
- поддержку развития функционирования ребенка и семьи в рамках реализации ИПРП ведущим специалистом в процессе консультирования родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также в процессе организации и проведения совместной активности специалиста с ребенком и семьей;
- оценку эффективности реализации ИПРП;
- консультирование специалистов организаций образования, здравоохранения и социального обслуживания по вопросам, связанным с оказанием услуг ранней помощи, а также с поддержкой перехода ребенка и семьи в другую программу сопровождения и обеспечением преемственности их обслуживания;
- консультирование родителей (законных представителей) на этапе окончания программы ранней помощи и поступления ребенка в образовательную организацию;
- консультирование родителей (законных представителей) в период адаптации ребенка в образовательной организации.
5.1.3. Специализированные услуги ранней помощи включают:
- консультирование родителей, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц и специалистов организации - поставщика услуг ранней помощи по развитию общения и речи ребенка, в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации;
- консультирование родителей, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц и специалистов организации - поставщика услуг ранней помощи, по формированию социально-бытовых навыков ребенка, в том числе с использованием вспомогательных средств;
- консультирование родителей, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц и специалистов организации - поставщика услуг ранней помощи по развитию подвижности, в том числе с использованием вспомогательных средств;
- консультирование родителей, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц и специалистов организации - поставщика услуг ранней помощи по развитию познавательных способностей, в том числе с использованием вспомогательных средств;
- психологическое консультирование родителей, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц и специалистов организации-поставщика услуг ранней помощи в области социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, формирования привязанности, саморегуляции, а также в области социально-психологических установок и представлений родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, отношений в семье;
- совместную активность специалиста с ребенком и семьей с целью развития общения и речи ребенка, в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации;
- совместную активность специалиста с ребенком и семьей с целью формирования социально-бытовых навыков ребенка, в том числе с использованием вспомогательных средств;
- совместную активность специалиста с ребенком и семьей с целью развития подвижности, в том числе с использованием вспомогательных средств;
- совместную активность специалиста с ребенком и семьей с целью развития познавательных способностей ребенка, в том числе с использованием вспомогательных средств;
- совместную активность специалиста с ребенком и семьей с целью социального и эмоционального развития ребенка, улучшения его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, формирования привязанности, саморегуляции, в том числе в естественных жизненных ситуациях, а также улучшения отношений в семье в целом.
5.1.4. Дополнительные услуги ранней помощи, оказываемые в рамках ИПРП, включают групповую активность с детьми и их родителями с целью поддержки социализации детей.
Услуги ранней помощи могут предоставляться в следующих формах:
- при посещении потребителями организации - поставщика услуг ранней помощи;
- в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- в организации здравоохранения, в ситуациях продолжительного стационарного лечения;
- в очной или дистанционной формах;
- в индивидуальной и групповой формах;
- домашнее визитирование.
Услуги ранней помощи могут предоставляться потребителям одним специалистом или одновременно несколькими специалистами разного профиля, в рамках ИПРП одной или несколькими организациями (в порядке взаимодополнения).
6. Порядок оказания услуг ранней помощи
6.1. Порядок оказания услуг ранней помощи должен соблюдаться при всех формах предоставления услуг ранней помощи, и включает следующие этапы:
- обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи;
- прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка об оказании услуг ранней помощи;
- определение нуждаемости ребенка в разработке индивидуальной программы ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум);
- проведение оценочных процедур для разработки ИПРП;
- разработка ИПРП;
- реализация ИПРП;
- промежуточная и (или) итоговая оценка результативности реализации ИПРП;
- пролонгация или завершение реализации ИПРП;
- содействие переходу ребенка в образовательную организацию.
6.1.1. Обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи, должна включать:
- регистрацию обращения;
- информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи;
- информирование о правах получателей услуг (по запросу);
- предоставление информационных ресурсов об организации-поставщике услуг ранней помощи (по запросу);
- запись на первичный прием.
6.1.2. Прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка об оказании услуг ранней помощи осуществляется по записи с предоставлением родителями (законными представителями) следующих документов:
- документа, удостоверяющего личность родителей (законных представителей);
- документов, подтверждающих законное представительство интересов ребенка (сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющий функции непосредственного ухода за ребенком, его воспитания и развития (воспитатель) действует на основании доверенности на представление интересов ребенка, выданной организацией - опекуном);
- выписки из истории развития ребенка (форма 112/у);
- заключения психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией по оказанию услуг ранней помощи (при наличии);
- действующей справки, подтверждающей факт наличия инвалидности (при наличии);
- копии индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида с предоставлением оригинала (при наличии).
6.1.3. Определение нуждаемости ребенка в разработке индивидуальной программы ранней помощи должно осуществляться на основе заключения междисциплинарного консилиума, составленного по результатам первичного приема. Первичный прием, заключающийся в проведении оценочных процедур, должны проводить специалисты, имеющие соответствующие компетенции в сфере ранней помощи, и должен включать:
- оценку функционирования и выявление ограничений жизнедеятельности ребенка по ключевым категориям раздела "активность и участие" Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, определение взаимодействия и отношений ребенка с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами в контексте влияния факторов окружающей среды;
- сбор и изучение анамнеза;
- сбор и анализ информации об условиях жизни и семье ребенка, о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;
- анализ медицинской документации;
- анализ индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии).
Информация, полученная на первичном приеме, должна быть оформлена протоколом первичного приема.
Результаты первичного приема подлежат обсуждению на междисциплинарном консилиуме, по результатам которого должно быть составлено заключение о соответствии или несоответствии состояния ребенка критериям разработки ИПРП.
Противопоказанием к разработке ИПРП является устойчивая декомпенсация функции(-й) организма ребенка, препятствующая участию ребенка в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП.
В случае выявления соответствия состояния функционирования ребенка критериям разработки ИПРП, первичный прием должен быть дополнен следующими процедурами:
- информирование семьи о содержании и порядке предоставления услуг ранней помощи и получение подтверждения родителей об ознакомлении с содержанием и порядком предоставления услуг ранней помощи;
- при получении согласия родителей включение (зачисление) ребёнка и семьи в число получателей услуг ранней помощи;
- назначение ведущего специалиста.
В случае, если состояние ребенка не соответствует критериям разработки ИПРП, но ребенок относится к группе риска, то родителям (законным представителям) и семье должно быть предложено пролонгированное консультирование, в том числе по вопросам взаимодействия в паре "родитель-ребенок", без составления ИПРП, с частотой до 2 раз в месяц с мониторингом функционирования ребенка и (или) семьи.
В случае выявления соответствия состояния функционирования ребенка критериям разработки ИПРП, но проблемы функционирования ребенка могут быть решены при условии предоставления краткосрочных услуг, то, согласно заключению междисциплинарного консилиума, родителям (законным представителям) могут быть предложены краткосрочные услуги ранней помощи без составления ИПРП.
6.1.4. Проведение оценочных процедур для разработки ИПРП планируется ведущим специалистом на основе рекомендаций междисциплинарного консилиума.
Оценочные процедуры для разработки ИПРП проводятся в течение 15 рабочих дней со времени заключения договора об оказании услуг ранней помощи.
Оценочные процедуры для разработки ИПРП проводятся с согласия родителей (законных представителей) и при взаимодействии с ними и (или) другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами с привлечением тех специалистов, участие которых планируется в реализации ИПРП.
В зависимости от особенностей ребенка и его социального окружения, оценочные процедуры для составления/изменения ИПРП могут включать углубленную оценку других аспектов развития ребенка и его взаимодействия с социальным окружением:
- качество взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, с другими детьми;
- состояние эмоционального и поведенческого благополучия ребенка;
- другие (при необходимости).
6.1.5. Разработка ИПРП осуществляется совместно с родителями, с учетом мнения специалистов, привлекаемых к реализации ИПРП.
- ИПРП должна быть разработана в течение 30 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;
- ИПРП составляется на срок от 1 до 3 месяцев (6 месяцев), может быть пролонгирована при отсутствии критериев её завершения.
6.1.6. Реализация ИПРП осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
- все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, должны содействовать вовлечению семьи в ее реализацию;
- все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, должны обсуждать с семьей ход ее реализации;
- взаимодействие с ребенком и семьей должно строиться на основе их собственной активности и участия, преимущественно в естественных жизненных ситуациях;
- в соответствии с целями ИПРП к ее реализации привлекаются специалисты, обладающие необходимыми компетенциями;
- услуги ранней помощи должны предоставляться потребителям в формах, определенных исходя из целей ИПРП, возможностей и готовности ребенка и семьи, места и условий проживания ребенка, возможностей организации - поставщика услуг ранней помощи.
6.1.7. Промежуточная и (или) итоговая оценки результативности реализации ИПРП должны быть направлены на определение динамики целевых показателей ИПРП и должны проводиться с использованием тех же методов и методик, что и оценка при составлении ИПРП, а также включать в себя оценку удовлетворенности родителей (законных представителей), других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц полученными услугами.
Промежуточная оценка результативности реализации ИПРП должна проводиться не реже 1 раза в месяц.
6.1.8. Пролонгация реализации ИПРП должна проводиться, если ребенок в возрасте 3 лет, имеющий ограничение жизнедеятельности, получавший до 3 лет услуги ранней помощи в рамках ИПРП, по решению междисциплинарного консилиума организации, предоставляющей услуги ранней помощи, недостаточно подготовлен к переходу в дошкольную образовательную организацию и не имеет противопоказаний для получения услуг ранней помощи в рамках ИПРП.
Реализация ИПРП должна завершаться в следующих случаях:
- отказ семьи (законных представителей) от получения услуг ранней помощи;
- ребенок/семья больше не нуждаются в услугах ранней помощи, так как цели ИПРП достигнуты;
- ребенок поступил в детский сад и успешно осваивает образовательную программу;
- ребенок достиг возраста 3 лет в случае отсутствия необходимости пролонгации ИПРП;
- ребенок достиг возраста 7 - 8 лет в случае пролонгации ИПРП после 3 лет;
- при возникновении иных причин, создающих непреодолимые препятствия для продолжения реализации ИПРП.
6.1.9. Специалисты организации-поставщика услуг ранней помощи должны оказывать содействие переходу ребенка в образовательную организацию, в том числе:
- помогать семье в сборе и оценке информации, необходимой для принятия решения о выборе образовательной организации;
- консультировать специалистов образовательной организации, принимающей ребенка, по их запросу;
- предоставлять семье услуги пролонгированного консультирования в период адаптации ребенка в образовательной организации сроком до 6 месяцев (по запросу семьи).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.