1. Общие положения
Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Пермского края, разработано в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) с целью устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Пермского края (далее - контроль (надзор) в области долевого строительства), в соответствии с положением об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.05.2017 N 364-п, является Инспекция государственного строительного надзора Пермского края (далее - Инспекция).
Предметом контроля (надзора) в области долевого строительства является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Пермского края (далее - контролируемые лица, застройщики), обязательных требований, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также исполнение контролируемыми лицами решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Контроль (надзор) в области долевого строительства осуществляется в форме проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках контроля (надзора) в области долевого строительства, утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 930/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости".
2. Организация контроля (надзора) в области долевого строительства
Контроль (надзор) в области долевого строительства за деятельностью контролируемого лица при взаимодействии с контролируемыми лицами осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
документарная проверка;
выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся контрольные (надзорные) мероприятия - наблюдение за соблюдением обязательных требований (далее - Мониторинг безопасности).
Основанием для проведения документарной, выездной проверок может быть:
- наличие у Инспекции сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения предписания Инспекции об устранении выявленного нарушения обязательных требований, если указанные в таком предписании документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
К мероприятиям по Мониторингу безопасности относятся:
- анализ ежеквартальной отчетности контролируемого лица об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Пермского края;
- наблюдение за соблюдением контролируемым лицом обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости посредством анализа информации, обязанность по раскрытию которой возложена на контролируемое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- наблюдение за соблюдением контролируемым лицом обязательных требований законодательства к составу, порядку, способам, срокам и периодичности размещения информации в ЕИСЖС и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Должностные лица Инспекции, уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением Инспекции о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается в порядке, установленном статьей 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
В отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного статьей 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
Проведение Инспекцией профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ, постановлением Правительства Пермского края от 29 декабря 2021 г. N 1112-п "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Пермского края".
Права контролируемых лиц закреплены в статье 36 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Инспекция в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана:
1) выдать после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием об устранении нарушений;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
3. Примеры нарушений обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках контроля (надзора) в области долевого строительства, и рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения данных требований
В рамках осуществления контроля (надзора) в области долевого строительства Инспекцией выявлен ряд наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований. Таковыми нарушениями являются:
- нарушение срока предоставления ежеквартальной отчетности застройщика;
- нарушение срока уведомления участников долевого строительства
о невозможности завершения строительства в установленный договором участия в долевом строительстве срок;
- размещение застройщиками на сайте ЕИСЖС проектной декларации
(в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, несоблюдение застройщиками сроков внесения изменений в проектную декларацию, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ;
- нарушение срока размещения в ЕИСЖС информации, раскрытие которой установлено Федеральным законом N 214-ФЗ.
4. Административная ответственность за нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках контроля (надзора) в области долевого строительства
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение обязательных требований при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрена административная ответственность.
На основании статей 23.56 и 28.3 КоАП РФ должностные лица Инспекции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе:
частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ - неразмещение застройщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в ЕИСЖС;
частью 2 статьи 13.19.3 КоАП РФ - повторное неразмещение застройщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в ЕИСЖС, когда застройщик ранее уже привлекался за совершение аналогичного правонарушения;
частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ - привлечение денежных средств граждан - участников долевого строительства лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния;
частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ - размещение (неразмещение) проектной декларации и внесенных в нее изменений, содержащих неполные или недостоверные сведения;
частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ - нарушение сроков предоставления ежеквартальной отчетности застройщиков, указание в отчетности недостоверных сведений или представление отчетности не в полном объеме;
частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ - непредоставление сведений и (или) документов и информации, необходимых для осуществления контроля (надзора), представление сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений;
статьей 19.4.1 КоАП РФ - воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля;
частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
статьей 19.7 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде;
частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ - уклонение от исполнения административного наказания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководство Инспекции государственного строительного надзора Пермского края "Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Пермского края"
Текст руководства опубликован на Официальном сайте Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (http://igsn.permkrai.ru) 8 декабря 2022 г.