Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 ноября 2022 г. N 03-07-11/115368
Вопрос: Руководствуясь положениями п. 1 ст. 34.2 и пп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового Кодекса РФ прошу разъяснить порядок применения действующего законодательства о налогах и сборах.
ООО является арендатором торгово-развлекательного центра (далее - ТРЦ) и предоставляет в субаренду нежилые помещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках договора субаренды. Договор субаренды содержит условия о применении к субарендатору штрафных санкций в случае досрочного расторжения договора по инициативе субарендатора до истечения срока субаренды в одностороннем порядке. В связи с этим субарендатор обязан уплатить штраф в размере арендной платы за несколько месяцев, рассчитанной в соответствии с действующими условиями договора.
В соответствии с изложенным прошу разъяснить, являются ли предъявляемые в рамках договора субаренды штрафные санкции объектом налогообложения НДС при условии, что ООО применяет общую систему налогообложения.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращения по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении штрафов, предусмотренных договорами субаренды нежилых помещений, и сообщает.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.
В то же время если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании вышеназванной нормы статьи 162 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что квалификация штрафов в качестве денежных средств, связанных или не связанных с оплатой реализованных продавцом товаров (работ, услуг), должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации, что не относится к компетенции Департамента.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), не включаются в базу по НДС. Однако если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 ноября 2022 г. N 03-07-11/115368
Опубликование:
-