Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Министерства образования Кузбасса, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Виды
осуществляемого государственного контроля (надзора)
В соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 273-ФЗ), государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
Министерство образования Кузбасса уполномочено осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Кемеровской области - Кузбасса, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
Обязательные требования,
оценка соблюдения которых является предметом государственного (контроля) надзора
В соответствии с частью 3 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ, предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Подконтрольные субъекты
Субъектами федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, зарегистрированные по месту нахождения (индивидуальные предприниматели, зарегистрированные по месту жительства) на территории Кемеровской области - Кузбасса, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ.
В настоящее время количество подконтрольных организаций составляет 2251 (в т. ч. 673 имеющих свидетельство о государственной аккредитации), органов местного самоуправления (ОМСУ) - 33.
Таблица 1. Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Подведомственность Тип |
Федеральные |
Областные |
Муниципальные |
Частные |
Всего |
Дошкольные |
0 |
0 |
830 |
7 |
837 |
Общеобразовательные |
2 |
9 |
633 |
5 |
649 |
Профессиональные |
4 |
62 |
0 |
22 |
88 |
Дополнительного образования |
0 |
7 |
215 |
29 |
251 |
Дополнительного профессионального образования |
4 |
2 |
3 |
57 |
66 |
Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность |
1 |
40 |
42 |
277* |
360 |
Всего |
11 |
120 |
1723 |
397 |
2251 |
* - в т. ч. 171 коммерческая
Проведенные
мероприятия по контролю (надзору) и их результаты
В 2022 году Министерством образования Кузбасса были проведены 10 плановых выездных и 32 внеплановых (1 выездная и 31 документарная) проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также 2 плановых выездных проверок ОМСУ, по результатам которых выявлены 139 нарушений и несоответствий, выдано 31 предписание об их устранении, составлен и направлен в судебный орган 1 протокол об административном правонарушении.
Административные наказания не назначались, запрет прием в организации не осуществлялся.
Проведенные
мероприятия по профилактике нарушений и их результаты
В соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования на 2022 год были организованы и проведены следующие профилактические мероприятия:
- телефонные "горячие линии" по актуальным вопросам соблюдения требований законодательства в сфере образования (первая пятница каждого месяца);
- телефонная "горячая линия" по вопросам соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации (в период проведения государственной итоговой аттестации);
- индивидуальные консультации (в т. ч. телефонные) для родителей (законных представителей) обучающихся (вторая пятница каждого месяца);
- индивидуальные консультации (в т. ч. телефонные) для руководителей, заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на базе Министерства образования Кузбасса (третья пятница каждого месяца);
- индивидуальные консультации (в т. ч. телефонные) для руководителей и работников организаций негосударственного сектора и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих (планирующих осуществлять) образовательную деятельность по программам дошкольного и дополнительного образования, в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Кемеровской области - Кузбассе, утвержденного распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 12.12.2019 N 118-рг (более 40 участников);
- в рамках "Дней Министерства" в Междуреченском, Мысковском, Юргинском, Яшкинском муниципальном округе выездные комплексные семинары-консультации для руководителей, заместителей руководителей, педагогических работников образовательных организаций, специалистов органов управления образованием по различной тематике, в том числе "Нормативно-правовое обеспечение деятельности дошкольных образовательных учреждений", "Проблемные вопросы ресурсного обеспечения муниципальной системы образования", "Современные подходы к оценке качества образования", "Проблемные ситуации соблюдения законодательства об образовании в дошкольном образовательном учреждении";
- в рамках организованных Министерством физической культуры и спорта Кузбасса совещания с руководителями физкультурно-спортивных организаций, а также Всероссийской научно-практической конференции "Задачи и перспективы развития физической культуры и спорта в современных условиях" консультации по вопросам реорганизации физкультурно-спортивных организаций в учреждения дополнительного образования, соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- тематический семинар-консультация для организаций системы ДОСААФ России по вопросу соблюдения ими лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности (г. Кемерово).
На официальном сайте Министерства образования Кузбасса регулярно публиковались:
- сведения о результатах проведенных проверок (ежемесячно);
- обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля (1 раз в полугодие);
- комментарии об изменениях в законодательстве Российской Федерации в сфере образования (11 шт.).
Также были актуализированы и опубликованы на официальном сайте Министерства образования Кузбасса: Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному (контролю) надзору в сфере образования, Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства об образовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, при осуществлении Министерством образования Кузбасса федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в части подготовки, организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Организациям было направлено 131 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Было осуществлено 53 профилактических визитов.
Информация о результатах проведенных проверок регулярно направлялась учредителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Анализ и оценка
рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно части 5 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ, федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
Основными рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, возникающими в результате нарушения обязательных требований в сфере образования, являются:
- нарушение прав обучающихся на получение образования, качественного образования;
- нарушение установленного законодательством об образовании порядка приёма в образовательную организацию;
- нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации;
- отсутствие условий для охраны здоровья обучающихся;
- отсутствие на официальных сайтах подконтрольных субъектов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотренной законодательством об образовании информации;
- нарушение установленных законодательством об образовании требований к организации и осуществлению образовательной деятельности;
- отсутствие доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации всем участникам образовательного процесса, к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам;
- отсутствие условий, обеспечивающих доступность инвалидов к объектам образовательной организации, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг;
- отсутствие материально-технического обеспечения образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;
- допуск к педагогической деятельности лиц, не отвечающих квалификационным требованиям;
- отсутствие безопасных условий обучения, в том числе положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления образовательной деятельности.
Программа профилактики направлена на реализацию комплекса мер по осуществлению системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение подконтрольными субъектами предъявляемых обязательных требований; формирование добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов и единого понимания обязательных требований.
Проведение системной профилактической работы позволит снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, возникающие в результате нарушения обязательных требований в сфере образования, предупредить нарушения обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.