Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 253673-8 "О создании судов Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, И.А. Панькиной, сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 253673-8 "О создании судов Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, И.А. Панькиной, сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом, (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроект подготовлен во исполнение Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" (далее Федеральный конституционный закон N 5-ФКЗ) и в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
В связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта возникла необходимость создания в нем федеральных судов общей юрисдикции, в том числе, военного суда, а также арбитражного суда.
В соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" все федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Законопроектом предусматривается создание федеральных судов общей юрисдикции в том числе, военного суда, а также арбитражного суда на территории Донецкой Народной Республики.
Следует иметь в виду, что на Х Всероссийском съезде судей 29 ноября 2022 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была отмечена необходимость максимально оперативно создать федеральные суды на образованных в результате референдумов территориях, что позволит гарантировать гражданам, проживающим на этих территориях, реализацию конституционного права, установленного статьей 46 Конституции Российской Федерации, на судебную защиту своих прав и свобод.
Комитет отмечает, что принятие законопроекта позволит в максимально сжатые сроки интегрировать судебную систему Донецкой Народной Республики в общую систему судоустройства Российской Федерации.
В этих целях предполагается создание Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Арбитражного Суда Донецкой Народной Республики, а также пяти межрайонных судов, шестнадцати районных судов, восемнадцати городских судов и одного гарнизонного военного суда. При этом юрисдикция вышеуказанных судов общей юрисдикции и арбитражного суда распространяется на территорию Донецкой Народной Республики и соответствующие административно-территориальные образования Донецкой Народной Республики в границах, существующих на день вступления в силу рассматриваемого законопроекта в качестве Федерального закона.
Законопроектом также предлагается установить механизм начала деятельности вновь создаваемых федеральных судов, в соответствии с которым решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации при условии назначения на должности не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда и официально извещает об этом.
При этом суды, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, продолжают осуществлять правосудие от имени Российской Федерации на указанной территории до определенного в соответствии с решением Пленума Верховного Суда Российской Федерации дня начала деятельности на соответствующих территориях вновь созданных судов.
Законопроектом также устанавливаются особенности рассмотрения дел и жалоб, принятых к производству судами общей юрисдикции, принятых к производству административными судами первой и апелляционной инстанции, а также дел и апелляционных жалоб, принятых к производству арбитражным (хозяйственным) судом первой и апелляционной инстанции действующими на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и не рассмотренные ими. Для рассмотрения вышеуказанных дел и жалоб законопроектом предусматривается их передача в установленном порядке в соответствующие федеральные суды общей юрисдикции, созданные в соответствии с положениями рассматриваемого законопроекта, с учетом их территориальной юрисдикции и положений Федерального конституционного закона N 5-ФКЗ, а также в Верховный Суд Донецкой Народной Республики и Арбитражный суд Донецкой Народной Республики, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с учетом их предметной и территориальной юрисдикции и положений Федерального конституционного закона N 5-ФКЗ.
Законопроектом также предусматривается переходный период, в течение которого до создания в Донецкой Народной Республике судебных участков и должностей мировых судей, дела и жалобы, отнесенные процессуальным законодательством Российской Федерации к подсудности мировых судей, будут рассматриваться районными (городскими, межрайонными) судами, образованными в соответствии с положениями рассматриваемого законопроекта.
Принятие законопроекта позволит обеспечить осуществление правосудия на территории Донецкой Народной Республики, а также реализацию конституционного права населения, проживающего на данной территории, на доступ к правосудию.
При подготовке законопроекта ко второму чтению следует учесть практику юридико-технического оформления, сложившегося при принятии аналогичных норм в отношении вновь создаваемых районных и равных им судов в других субъектах Российской Федерации, а также дополнительно проработать вопрос сроков и механизмов вступления его в силу.
Учитывая вышеизложенное, Комитет полагает целесообразным поддержать представленную законодательную инициативу, поскольку ее принятие позволит обеспечить судебную и организационную деятельность судов общей юрисдикции и арбитражного суда Донецкой Народной Республики, обеспечить необходимый уровень доступности осуществления правосудия на всей территории Республики, что будет способствовать более эффективному отправлению правосудия в данном субъекте Российской Федерации в целом.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 253673-8 "О создании судов Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.