Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 декабря 2022 г. N 1330
"О внесении изменений в государственную программу "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.07.2013 N 461 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в государственную программу "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.07.2013 N 461 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.05.2014 N 319, от 10.12.2014 N 966, от 30.10.2015 N 821, от 12.04.2016 N 215, от 22.09.2016 N 674, от 13.01.2017 N 4, от 13.02.2017 N 80, от 26.06.2017 N 429, от 04.10.2017 N 760, от 30.07.2018 N 612, от 02.08.2018 N 625, от 20.12.2018 N 1194, от 20.12.2018 N 1197, от 06.06.2019 N 472, от 30.12.2019 N 1239, от 08.09.2020 N 809, от 15.12.2020 N 1138, от 25.06.2021 N 497, от 28.06.2021 N 513, от 26.07.2021 N 650, от 01.12.2021 N 1162, от 22.12.2021 N 1263, от 16.05.2022 N 451, от 31.05.2022 N 506, от 30.06.2022 N 615, от 19.07.2022 N 696, от 31.10.2022 N 1155) (далее - Программа), следующие изменения:
в паспорте Программы:
строку "Цели Программы" изложить в следующей редакции:
строку "Перечень подпрограмм" изложить в следующей редакции:
"Перечень подпрограмм |
Подпрограмма 1. "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи". Подпрограмма 1а. "Укрепление общественного здоровья". Подпрограмма 2. "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации". Подпрограмма 2а. "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Республике Татарстан". Подпрограмма 2б. "Борьба с онкологическими заболеваниями". Подпрограмма 2в. "Развитие трансплантологии в Республике Татарстан на 2019-2025 годы, совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи, развитие новых эффективных методов лечения". Подпрограмма 3. "Развитие государственно-частного партнерства. Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья". Подпрограмма 4. "Охрана здоровья матери и ребенка" (региональный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи (Республика Татарстан (Татарстан))" на территории Республики Татарстан (Татарстан)). Подпрограмма 4а. "Обеспечение расширенного неонатального скрининга в Республике Татарстан". Подпрограмма 5. "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация в Республике Татарстан". Подпрограмма 6. "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" ("Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи в Республике Татарстан"). Подпрограмма 7. "Кадровое обеспечение системы здравоохранения". Подпрограмма 8. "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях". Подпрограмма 9. "Развитие информатизации в здравоохранении". Подпрограмма 10. "Совершенствование системы территориального планирования Республики Татарстан". Подпрограмма 11. "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2014-2016 годы в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра". Подпрограмма 12. "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года". Подпрограмма 13. "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций на 2018-2025 годы". Подпрограмма 14. "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Татарстан"; |
строку "Объемы финансирования Программы" изложить в следующей редакции:
подраздел "Перечень подпрограмм" раздела II Программы изложить в следующей редакции:
"Перечень подпрограмм
Подпрограмма 1. "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (подпрограмма 1а. "Укрепление общественного здоровья").
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Татарстан одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению.
Одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность реализации мероприятий подпрограммы, является формирование в обществе понимания и принятия обществом культуры взаимных обязательств. Это понимание должно включать наличие не только обязательств со стороны государства по обеспечению охраны здоровья и государственных гарантий, но и обязательств граждан заботиться о собственном здоровье, соблюдать определенные нормы и правила. Такая культура в значительной мере должна повлиять на улучшение здоровья населения, обеспечив недопущение вреда здоровью или его коррекцию на самых ранних стадиях, что одновременно снизит темпы увеличения нагрузки на звено стационарной медицинской помощи и позволит направить дополнительные финансовые ресурсы на увеличение объема государственных гарантий оказания медицинской помощи в сложных медицинских случаях.
В этой связи формирование здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) у граждан, в том числе у детей и подростков, должно быть существенным образом поддержано мероприятиями, направленными на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению ЗОЖ и создание условий для ведения ЗОЖ, снижения уровней факторов риска неинфекционных заболеваний. ЗОЖ предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и наличие достаточного уровня физической активности, предотвращающих развитие ожирения. Помимо отказа от активного потребления табака, важно быть защищенным от пассивного курения, оказывающего патологическое действие на организм человека. Ведение ЗОЖ, то есть отсутствие поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, является важнейшим условием снижения вероятности развития или уменьшения степени выраженности биологических факторов риска - артериальной гипертонии, повышения уровня холестерина и глюкозы в крови. В свою очередь, это будет способствовать снижению вероятности развития или уменьшению степени выраженности заболеваний, связанных с атеросклерозом, являющихся основными причинами сверхвысокой смертности населения, особенно трудоспособного возраста (инсульт, инфаркт миокарда, хронические формы ишемической болезни сердца, осложненные сердечной недостаточностью).
Информирование населения о факторах риска для здоровья и формирование мотивации к ведению ЗОЖ должны осуществляться через средства массовой информации (телевидение, сеть "Интернет", радио, печатные издания), наружную рекламу, произведения искусства (кино, театр, книги), учебники и учебные пособия. Особое место в этом процессе занимает социальная реклама, демонстрирующаяся в прайм-тайм на федеральных каналах телевидения. Информирование населения о факторах риска и мотивирование к ведению ЗОЖ должны осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу. Большое значение имеет не только пропаганда позитивного поведения, но и минимизация демонстрации на телевидении, в других средствах массовой информации, а также в произведениях искусства примеров нездорового образа жизни.
Одним из наиболее важных факторов для формирования ЗОЖ является забота о здоровом питании. Комплекс мероприятий по обеспечению здорового питания и его профилактической роли сформулирован в Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. В этом направлении предполагается сосредоточить усилия на мероприятиях, формирующих мотивацию к здоровому питанию на индивидуальном и популяционном уровне как через планируемый к созданию федеральный консультативно-диагностический центр "Здоровое питание", сеть консультативно-диагностических центров здорового питания в федеральных округах, так и через центры здоровья, кабинеты/отделения медицинской профилактики поликлиник, стационаров, санаторно-курортных учреждений.
Формирование ЗОЖ у детей, подростков, молодежи и студентов в настоящее время имеет также особое значение, что обусловлено большой распространенностью среди них такого поведенческого фактора риска, как курение, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности. Отдельного внимания заслуживает наркомания.
Важнейшим условием эффективности мер по формированию ЗОЖ является наличие функционально взаимосвязанной системы по диагностике и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний в рамках не только первичной медико-санитарной помощи, но и специализированной медицинской помощи. В основе этой системы созданы и функционируют центры медицинской профилактики, центры здоровья, центры медицинской реабилитации, кабинеты/отделения медицинской профилактики, медицинской реабилитации поликлиник и стационаров, обслуживающих городское и сельское население, а также санаториев.
Указанные направления работы вошли в число приоритетных регионального проекта "Укрепление общественного здоровья". Цель проекта - формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, обеспечение к 2024 году увеличения доли граждан, ведущих ЗОЖ, за счет формирования среды, способствующей ведению гражданами ЗОЖ.
Задачи проекта:
внедрение новой модели центров общественного здоровья;
внедрение программ общественного здоровья в муниципальных образованиях;
разработка и внедрение корпоративных программ укрепления здоровья.
Проект "Развитие первичной медико-санитарной помощи" обеспечивает оптимальную доступность для населения медицинских организаций. Мероприятия проекта предусматривают создание и тиражирование "новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь", увеличение охвата жителей республики профилактическими осмотрами.
Подпрограмма предусматривает совершенствование системы мер, направленных на снижение количества лиц, зараженных инфекционными заболеваниями, включая реализацию Национального календаря прививок; профилактику ВИЧ, вирусных гепатитов B и C.
Подпрограмма 2. "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" (подпрограмма 2а. "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Республике Татарстан"; подпрограмма 2б. "Борьба с онкологическими заболеваниями"; подпрограмма 2в. "Развитие трансплантологии в Республике Татарстан на 2019-2025 годы, совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи, развитие новых эффективных методов лечения").
Одним из основных приоритетных направлений государственной политики в сфере здравоохранения совместно с сохранением и укреплением здоровья населения на основе формирования ЗОЖ является повышение доступности и качества медицинской помощи за счет повышения эффективности функционирования системы здравоохранения.
Указанные направления работы вошли в региональный проект блока "Здравоохранение": проекты "Развитие первичной медико-санитарной помощи", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями".
Целью проекта "Развитие первичной медико-санитарной помощи" является обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
В рамках проекта предусмотрены мероприятия по замене фельдшерско-акушерских пунктов, увеличение числа вылетов санитарной авиации, оснащение медицинских организаций передвижными медицинскими комплексами.
В соответствии с поручением Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова ежегодно начиная с 2012 года реализуются мероприятия, направленные на совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи населению Республики Татарстан, в рамках которых ведутся работы по укреплению материально-технической базы первичного звена сельских территорий, в том числе строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов.
Всего в Республике Татарстан с 2012 по 2021 год построено по модульной технологии 606 фельдшерско-акушерских пунктов, 47 врачебных амбулаторий, проведен капитальный ремонт 1466 существующих фельдшерско-акушерских пунктов, 95 врачебных амбулаторий, 18 участковых больниц.
Также с учетом активного внедрения стационарзамещающих технологий в указанный период должна быть проведена оптимизация структуры коечного фонда медицинских учреждений государственной системы здравоохранения, обеспечивающая оптимальный баланс между потребностью в оказании медицинской помощи в стационарных условиях и экономической целесообразностью.
Подпрограмма предусматривает совершенствование системы мер, направленных на снижение заболеваемости туберкулезом, смертности от туберкулеза и распространенности туберкулеза.
По данным Всемирной организации здравоохранения, онкологические заболевания входят в 10 основных причин смертности населения стран с высоким уровнем доходов и имеют тенденцию к росту. Вторая причина - это старение населения. С увеличением продолжительности жизни населения растет риск возникновения злокачественных новообразований.
В рамках проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" предусмотрено финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения, а также высокотехнологичных хирургических вмешательств, организация сети центров амбулаторной онкологической помощи для комплексной и быстрой диагностики основных видов ЗНО (9 центров); переоснащение сети региональных медицинских организаций медицинским оборудованием (в том числе оборудованием для диагностики и лечения методами ядерной медицины); внедрение технологий реабилитации пациентов с ЗНО, внедрение работы проектного офиса в решении организационных вопросов онкологической службы Республики Татарстан.
В рамках проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" планируются мероприятия по переоснащению существующих региональных и первичных сосудистых центров, по увеличению количества рентген-эндоваскулярных вмешательств в лечебных целях, проведенных больным с острым коронарным синдромом, по популяционной профилактике развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, по обеспечению качества оказания медицинской помощи в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, продолжится организация информационных кампаний.
Подпрограмма 3. "Развитие государственно-частного партнерства. Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья".
С ростом уровня современных потребностей общества существующее финансирование отрасли здравоохранения обусловливает необходимость привлечения различных источников финансирования. В условиях ограниченных возможностей республиканского и местных бюджетов реализация крупных общественно значимых инфраструктурных и инновационных проектов невозможна без привлечения финансовых, организационных и технологических возможностей частного бизнеса.
Одновременно с увеличением объема финансирования здравоохранения появляются условия для формирования конкурентной среды в медицине, развития конкурентоспособности медицинских услуг и медицинского труда, что позволит перевести оказание медицинских услуг на качественно новый уровень и вместе с тем выстроить прозрачную систему оказания медицинской помощи населению.
В рамках развития частно-государственного партнерства планируется формирование частных медицинских центров, которые смогут оказать конкурентное влияние на всю отрасль здравоохранения в целом, сохранив при этом широкую возможность доступа населения к лечению в этих центрах.
Продолжится дальнейшее развитие аутсорсинга с передачей непрофильных функций сторонним организациям.
Планируется заключение концессионных соглашений по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи населению в рамках программы государственных гарантий, развитие совместно с частными организациями, в том числе зарубежными, медицинского туризма.
В рамках реализации мероприятий по развитию медицинского туризма Министерство здравоохранения Республики Татарстан разработало региональный проект "Развитие экспорта медицинских услуг в Республике Татарстан" на 2019-2024 годы.
Основные мероприятия проекта: разработка и реализация программы коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Республики Татарстан; разработка и внедрение системы мониторинга статистических данных медицинских организаций по объему оказания медицинских услуг иностранным гражданам, в том числе в финансовом выражении, включая методику расчета показателей; создание и функционирование проектного офиса.
Подпрограмма 4. "Охрана здоровья матери и ребенка" (региональный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи (Республика Татарстан (Татарстан))" на территории Республики Татарстан (Татарстан))".
Программа создана на основе паспорта регионального сегмента федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям", утвержденного Премьер-министром Республики Татарстан от 13.12.2018, направлена на достижение целевого показателя регионального проекта - снижение младенческой смертности в Республике Татарстан до 4,2 на 1000 родившихся живыми к 2024 году.
Вопросы охраны здоровья матери и ребенка названы в качестве приоритетных во всех основополагающих документах о развитии здравоохранения. Развитие человеческого потенциала в значительной степени связано с актуализацией и повышением внимания государства к вопросам заботы о здоровье детей.
В рамках реализации подпрограммы будут продолжены создание и развитие службы родовспоможения и детства, совершенствование специализированной медицинской помощи матерям и детям, в том числе развитие практики применения фетальной и неонатальной хирургии, системы коррекции врожденных пороков у детей, вспомогательных репродуктивных технологий, развитие специализированной помощи детям, разработка и внедрение в педиатрическую практику инновационных достижений.
Особенностью мероприятий подпрограммы будет применение комплексного подхода к решению актуальных проблем материнства и детства, который будет заключаться не только в строительстве (реконструкции) учреждений или закупках оборудования, но и в функционировании созданной трехуровневой системы оказания медицинской помощи в службе детства и родовспоможения, обеспечивающей высокую клиническую и экономическую эффективность. Во всех мероприятиях подпрограммы предусмотрен мониторинг клинических результатов не только в конечных точках, но и на всем протяжении периода выполнения подпрограммы. Сформированная трехуровневая система оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и детям позволяет обеспечить условия для полноценной маршрутизации указанной категории пациентов. Мероприятия проекта предусматривают развитие профилактического направления в педиатрии, в том числе расширенной информационно-просветительской работы среди подростков и их родителей, будут формировать здоровьесберегающие приоритеты. Использование средств родовых сертификатов позволит бесперебойно обеспечить беременных необходимыми медикаментами, улучшит материально-техническую базу учреждений службы родовспоможения.
Подпрограмма предусматривает повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи детям в Республике Татарстан.
Мероприятия проекта предусматривают оснащение детских поликлиник и поликлинических отделений современным оборудованием, создание в них организационно-планировочных решений внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей, что приведет к снижению длительности ожидания осмотров врачами-специалистами и диагностических обследований детей, упростит процедуру записи к врачу, создаст систему понятной навигации. Строительство объекта "Центр детской онкологии, гематологии и хирургии" на территории ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" позволит принципиально улучшить качество оказания специализированной помощи детям со злокачественными новообразованиями, снизить детскую смертность от онкологических заболеваний.
Подпрограмма 4а. "Обеспечение расширенного неонатального скрининга в Республике Татарстан".
Региональная подпрограмма "Обеспечение расширенного неонатального скрининга" является документом стратегического планирования, определяющим цели, задачи, направления, приоритеты комплексных решений по улучшению здоровья детского населения субъекта Российской Федерации в результате проведения неонатального скрининга и расширенного неонатального скрининга, повышению качества, доступности и безопасности медицинской помощи детям с врожденными и (или) наследственными заболеваниями.
Основные мероприятия подпрограммы "Обеспечение расширенного неонатального скрининга" на территории Республики Татарстан:
обеспечение нормативно-правового регулирования расширенного неонатального скрининга;
формирование оптимальной маршрутизации, обеспечивающей проведение расширенного неонатального скрининга;
совершенствование материально-технической базы медико-генетических кабинетов (центров) медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, выявленными в рамках расширенного неонатального скрининга;
обеспечение квалифицированными кадрами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, выявленными в рамках расширенного неонатального скрининга;
информационное взаимодействие, сопровождающее оказание медицинской помощи детям с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, выявленными при проведении расширенного неонатального скрининга;
обеспечение своевременного диспансерного наблюдения лиц с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, а также с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, выявленными при проведении расширенного неонатального скрининга;
внедрение клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации детей с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, выявленными в рамках расширенного неонатального скрининга;
внедрение клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации детей с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, выявленными в рамках расширенного неонатального скрининга;
внедрение новых технологий диагностики, лечения и профилактики у пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями;
организация сбора достоверных статистических данных по заболеваемости, смертности и инвалидности среди пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями.
Подпрограмма 5. "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация в Республике Татарстан".
Медицинская реабилитация - это комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, целью которых является полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсация утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также направленных на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальной интеграции в общество.
В связи с этим реализация мероприятий по медицинской реабилитации будет включать комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации на всех этапах в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2019 г. N 878н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей" и от 31 июля 2020 г. N 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых":
обеспечение доступности оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации на всех ее этапах;
совершенствование и развитие организации медицинской помощи по медицинской реабилитации в стационарных условиях (1 и 2 этап);
совершенствование и развитие организации медицинской реабилитации в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (3 этап);
кадровое обеспечение системы медицинской реабилитации;
организационно-методическое сопровождение организации медицинской реабилитации в субъекте Российской Федерации;
формирование инфраструктуры системы оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации с использованием телемедицинских технологий;
обеспечение взаимодействия с научными медицинскими исследовательскими центрами;
мероприятия по совершенствованию организации внутреннего контроля качества медицинской помощи;
мероприятия по внедрению и соблюдению клинических рекомендаций;
информирование граждан Республики Татарстан о возможностях медицинской реабилитации.
Все мероприятия по медицинской реабилитации направлены на увеличение охвата медицинской реабилитацией пациентов с нарушениями функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, последствиями соматических заболеваний, которые позволят привести к их сокращению, улучшить мобильность, самообслуживание, активность и участие в профессиональной деятельности, социальной сфере и тем самым повысить качество жизни пациентов.
Подпрограмма 6. "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" ("Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи в Республике Татарстан").
Развитие данного направления характеризует в целом уровень гуманитарного развития общества, обеспечивает соответствие Российской Федерации высоким стандартам гарантии прав человека. Развитие системы паллиативной помощи населению организационно затруднено в рамках других направлений и требует специализированного подхода.
В Республике Татарстан этапно формируется система оказания паллиативной медицинской помощи. Служба оказания паллиативной медицинской помощи населению Республики Татарстан условно разделена на три зоны: Казанская зона, Набережночелнинская зона и Альметьевская зона. В г. Казани, г. Набережные Челны, г. Альметьевске и близлежащих районах проживает основная часть населения Республики Татарстан. Создание отделений и учреждений паллиативной помощи является оптимальным вариантом организации паллиативной медицинской помощи больным с онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями, в том числе тяжелыми хроническими психическими заболеваниями.
Основными направлениями деятельности учреждений паллиативной медицинской помощи являются организация паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, создание и развитие выездной службы паллиативной помощи больным, отработка моделей оптимальной организации поддерживающей помощи на всех этапах ее оказания.
С целью создания оптимальных условий для детей, страдающих неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями, а также оказания помощи членам их семей планируется открытие отделений и коек паллиативной помощи детям в многопрофильных больницах и создание самостоятельных учреждений-хосписов. Создание отделений паллиативной помощи позволит снизить нагрузку на дорогостоящие койки, на которых оказывается реанимационно-интенсивная помощь.
Подпрограмма 7. "Кадровое обеспечение системы здравоохранения".
Данная подпрограмма является особенно важной для достижения итоговых результатов Программы. Вызовом десятилетия является необходимость существенного пересмотра идеологии и подходов к организации кадрового обеспечения отрасли здравоохранения квалифицированным персоналом. В этом направлении планируется выйти за рамки совершенствования образовательного процесса.
Важными элементами такого подхода должны стать:
заключение четырехсторонних договоров о целевой подготовке и трудоустройстве специалистов со всеми абитуриентами, поступающими на бюджетную форму обучения в образовательные организации среднего профессионального образования, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Татарстан;
повышение качества профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических работников в системе профессионального образования;
создание системы мотивации медицинских работников к самообразованию, установление зависимости размера заработной платы от уровня квалификации;
разработка профессиональных стандартов, позволяющих установить согласованные требования к качеству труда посредством влияния на производительность.
С 2016 года внедрена новая форма допуска специалистов к медицинской и фармацевтической деятельности - аккредитация медицинских работников.
Для решения основных приоритетных задач в кадровой политике совместно с Казанским государственным медицинским университетом и Образовательным центром высоких технологий создан Центр развития корпоративных и профессиональных компетенций в сфере здравоохранения - Корпоративный университет Министерства здравоохранения Республики Татарстан. В 2018 году в рамках проекта реализованы программа повышения квалификации "Пациентоориентированный сервис в учреждениях здравоохранения", Международный саммит медицинских сестер "Профессионализм и этика как слагаемые качества сестринской помощи", Школа медицинского лектора.
Также в республике внедрена практика изучения специалистами лучшего опыта и проведение стажировок в передовых зарубежных клиниках с целью обмена опытом и освоения новых профессиональных компетенций.
Для профессионального роста специалистов в области здравоохранения совместно с образовательными учреждениями высшего медицинского образования в республике изучаются направления в развитии научных исследований и разработок в области фундаментальной и прикладной медицины и фармацевтики.
Реализация определенных мероприятий предусмотрена в рамках проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами". Мероприятия предусматривают обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами в рамках адресной подготовки специалистов в образовательных организациях; программы высшего образования; программы предоставления медицинским работникам, трудоустроенным в государственные учреждения здравоохранения, грантов Правительства Республики Татарстан; реализацию мер государственной поддержки молодых специалистов; программы предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, трудоустроенным в государственные учреждения здравоохранения; непрерывное профессиональное медицинское (фармацевтическое) образование в медицинских организациях Республики Татарстан; мероприятия, направленные на повышение престижа профессии; сохранение объемов государственного задания образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования; внедрение единой многоуровневой модели корпоративных компетенций и ценностей в медицинских учреждениях Республики Татарстан; увеличение числа симуляционно-тренинговых центров для подготовки обучающихся.
Подпрограмма 8. "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях".
Подпрограмма предусматривает совершенствование существующих механизмов обеспечения качественными и безопасными лекарственными препаратами значительной части населения, вместе с тем, безусловно, особое внимание будет уделяться отдельным категориям граждан.
Подпрограмма 9. "Развитие информатизации в здравоохранении".
Успешное внедрение и применение информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения с учетом зарубежного опыта должно способствовать системной модернизации отрасли, достижению основных целей государственной политики в сфере здравоохранения, включая повышение доступности и качества медицинской помощи, предоставление возможности на новом качественном уровне проводить как планирование, так и контроль за использованием бюджетных средств, удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи, получение общей статистической картины по заболеваемости населения по всей стране, совершенствование квалификации медицинского персонала, повышение информированности граждан в вопросах здравоохранения.
В рамках проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы "Электронное здравоохранение Республики Татарстан" планируются следующие мероприятия: оснащение медицинских организаций Республики Татарстан компьютерным оборудованием, доработка региональной медицинской информационной системы по требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации, организация информационного взаимодействия между республикой и федеральными органами, межведомственное электронное взаимодействие, создание юридически значимого электронного документооборота, осуществление технической поддержки разработанных информационных систем.
Подпрограмма 10. "Совершенствование системы территориального планирования Республики Татарстан".
Республика Татарстан является одним из самых мощных по экономическому потенциалу субъектов Российской Федерации, развитие которого характеризуется устойчивой экономикой. Цели и задачи территориального планирования ориентированы на повышение качества жизни и уровня предоставляемых медицинских услуг населению республики.
Крупнейшие промышленные предприятия республики сконцентрированы в крупных городах в составе Казанской, Набережночелнинской и Альметьевской агломераций (ПАО "Татнефть" (г. Альметьевск), ПАО "КАМАЗ" (г. Набережные Челны), ПАО "Нижнекамскнефтехим" и ПАО "Нижнекамскшина" (г. Нижнекамск), АО "Татэнерго", ПАО "Казаньоргсинтез", ПАО "Казанский вертолетный завод", АО "Нэфис Косметикс" (г. Казань).
Приоритетами первоочередного развития для оказания ВМП определены г. Казань, г. Набережные Челны, г. Альметьевск, специализированной медицинской помощи - межмуниципальные центры (г. Буинск, г. Чистополь, г. Арск, г. Нурлат, г. Зеленодольск, г. Лениногорск, г. Нижнекамск).
Подпрограмма 11. "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2014-2016 годы в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра".
Подпрограмма предусматривает проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра на территории государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" на 100 коек.
Подпрограмма 12. "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года".
Подпрограмма предусматривает вложение бюджетных инвестиций и проведение реконструкции и капитального ремонта объектов здравоохранения, строительство новых объектов здравоохранения, оптимальное использование площадей, укрепление материально-технической базы объектов здравоохранения, снижение потребления энергетических ресурсов на объектах здравоохранения.
Подпрограмма 13. "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций на 2018-2025 годы".
Подпрограмма предусматривает повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи детям в Республике Татарстан.
Подпрограмма 14. "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Татарстан".
Подпрограмма разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" и в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.
Основные мероприятия подпрограммы запланированы с учетом приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. N 132н "О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения".
В рамках подпрограммы в целях создания оптимальной инфраструктуры медицинских организаций предусмотрено осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта медицинских организаций, структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь. На 2021-2025 годы запланированы замена и дооснащение медицинских организаций медицинскими изделиями для оказания первичной медико-санитарной помощи, предусмотренными порядками оказания первичной медико-санитарной помощи.
С целью обеспечения транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе маломобильных групп населения, планируется оснащение автомобильным транспортом медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов.
В кадровый сегмент подпрограммы включены мероприятия, реализация которых направлена на сокращение дефицита медицинских работников медицинских организаций, участвующих в программе модернизации первичного звена здравоохранения.";
раздел III Программы изложить в следующей редакции:
"III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Всего по Программе - 918662716,7 тыс. рублей, из них:
предполагаемые средства федерального бюджета, по предварительной оценке, - 64907731,1 тыс. рублей (с 2013 по 2025 год), в том числе: 2013 год - 4485,2 тыс. рублей, 2014 год - 2327823,7 тыс. рублей, 2015 год - 3062563,7 тыс. рублей, 2016 год - 2701279,1 тыс. рублей, 2017 год - 2064829,1 тыс. рублей, 2018 год - 2568008,0 тыс. рублей, 2019 год - 4180357,8 тыс. рублей, 2020 год - 13349579,6 тыс. рублей, 2021 год - 14080280,7 тыс. рублей, 2022 год - 5882653,0 тыс. рублей, 2023 год - 5217216,9 тыс. рублей, 2024 год - 5417365,5 тыс. рублей, 2025 год - 4051288,8 тыс. рублей;
средства бюджета Республики Татарстан, по предварительной оценке, - 175163380,5 тыс. рублей (с 2013 по 2025 год), в том числе: 2013 год - 5660285,2 тыс. рублей, 2014 год - 4299389,0 тыс. рублей, 2015 год - 8256404,5 тыс. рублей, 2016 год - 12321925,6 тыс. рублей, 2017 год - 11686474,7 тыс. рублей, 2018 год - 14315716,3 тыс. рублей, 2019 год - 12751695,0 тыс. рублей, 2020 год - 15076420,9 тыс. рублей, 2021 год - 21506681,0 тыс. рублей, 2022 год - 17125701,8 тыс. рублей, 2023 год - 18907501,7 тыс. рублей, 2024 год - 19831519,3 тыс. рублей, 2025 год - 13423665,5 тыс. рублей;
межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Республики Татарстан в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан, по предварительной оценке, - 285952453,6 тыс. рублей (с 2013 по 2025 год), в том числе: 2013 год - 15943700,6 тыс. рублей, 2014 год - 18237595,8 тыс. рублей, 2015 год - 19525405,6 тыс. рублей, 2016 год - 19267098,7 тыс. рублей, 2017 год - 19580489,1 тыс. рублей, 2018 год - 21721591,5 тыс. рублей, 2019 год - 22376726,3 тыс. рублей, 2020 год - 22950331,8 тыс. рублей, 2021 год - 23905885,5 тыс. рублей, 2022 год - 24524165,8 тыс. рублей, 2023 год - 25297753,4 тыс. рублей, 2024 год - 26076663,4 тыс. рублей, 2025 год - 26545046,1 тыс. рублей;
средства обязательного медицинского страхования, по предварительной оценке, - 392639151,5 тыс. рублей (с 2013 по 2025 год), в том числе: 2013 год - 13915012,8 тыс. рублей, 2014 год - 17892587,8 тыс. рублей, 2015 год - 19349897,9 тыс. рублей, 2016 год - 19688150,1 тыс. рублей, 2017 год - 21012440,1 тыс. рублей, 2018 год - 27268656,1 тыс. рублей, 2019 год - 31137301,6 тыс. рублей, 2020 год - 34757686,1 тыс. рублей, 2021 год - 36018710,2 тыс. рублей, 2022 год - 38463585,4 тыс. рублей, 2023 год - 40727797,2 тыс. рублей, 2024 год - 43453393,2 тыс. рублей, 2025 год - 48953933,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.";
дополнить Программу подпрограммой 4а "Обеспечение расширенного неонатального скрининга в Республике Татарстан" (прилагается);
в приложении N 1 к Программе:
раздел "Подпрограмма 4. "Охрана здоровья матери и ребенка" (региональный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи (Республика Татарстан (Татарстан))" на территории Республики Татарстан (Татарстан))" изложить в следующей редакции:
раздел "Всего по государственной программе "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года" изложить в следующей редакции:
раздел "Подпрограмма 4. "Охрана здоровья матери и ребенка" (региональный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи (Республика Татарстан (Татарстан))" на территории Республики Татарстан (Татарстан))" приложения N 2 к Программе изложить в следующей редакции:
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 декабря 2022 г. N 1330 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.07.2013 N 461 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года"
Вступает в силу с 19 декабря 2022 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 19 декабря 2022 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 96 (II часть), 27 декабря 2022 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 сентября 2023 г. N 1182 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.