Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 июля 2002 г. N КГ-А41/4414-02
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Норд Альянс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Торговый Дом "Химволокно МР" и Муниципальному предприятию "Электросеть" (МП "Электросеть") о применении последствий недействительности ничтожной сделки - Соглашения от 26.12.2000 г. о признании утратившим силу договора об уступке права требования N 1 от 12.04.2000 г.
Третьим лицом в исковом заявлении привлечено Государственное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт полимерных волокон с опытным заводом" (ГП ВНИИПВ).
Исковые требования мотивированы тем, что между ответчиками и третьим лицом был заключен трехсторонний договор N 1 от 12.04.2000 г. об уступке права требования, который одновременно является и договором о переводе долга, и в силу статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации требует согласия должника; оспариваемым Соглашением от 26.12.2000 г. трехсторонний договор был расторгнут ответчиками без участия ГП ВНИИПВ, что является нарушением статей 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением от 08.04.2002 г. в иске отказано в связи с выводом суда о том, что истец не доказал, что является заинтересованным лицом, которое в силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации может предъявить иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Кроме того, суд сослался на отсутствие оснований для признания Соглашения от 26.12.2000 г. ничтожным, поскольку согласия должника на расторжение договора уступки права требования не требуется, а также на то, что договор уступки права требования N 1201 от 28.12.2000 г., заключенный между МП "Электросеть" и истцом, расторгнут в судебном порядке вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2000 г., в связи с чем у ООО "Норд Альянс" отсутствует право требования, переданное по договору уступки N 1201 от 28.12.2000 г.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялась.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на необоснованность вывода об отсутствии у истца права на подачу иска о применении последствий недействительности ничтожной сделки, поскольку заинтересованность истца заключается в том, что ООО "Норд Альянс", получив права требования по договору уступки от 28.12.2000 г., заключенному между МП "Электросеть" и истцом, не был включен в реестр требований кредиторов должника-банкрота ГП ВНИИПВ, так как права требования юридически остались у ООО "Торговый Дом "Химволокно МР".
Давая пояснения в суде кассационной инстанции, представители ООО "Норд Альянс" привели доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Представители МП "Электросеть" и ГП ВНИИПВ возразили против доводов жалобы, ссылаясь на их необоснованность.
ООО "Торговый Дом "Химволокно МР" отзыва и своего представителя не направило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон и третьего лица, кассационная инстанция не находит оснований к отмене решения, исходя из следующего.
Вывод суда об отсутствии оснований считать Соглашение N 1 от 26.12.2000 г. ничтожным, является верным и основан на законе, поскольку не требуется согласия должника на расторжение договора уступки права требования.
Суд обоснованно расценил, что должник - ГП ВНИИПВ - участвуя в подписании договора, был таким способом уведомлен о состоявшейся уступке.
Довод истца о том, что при переводе долга требуется согласие должника, является ошибочным, поскольку статья 391 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает перевод должником своего долга на другое лицо с согласия кредитора, а не должника, о чем прямо указано в названной статье.
В пункте 1 Соглашения N 1 от 26.12.2000 г. установлено, что обязательства сторон по договору об уступке права требования N 1 от 12.04.2000 г., прекращаются, что соответствует пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ГП ВНИИПВ каких-либо обязательств по договору уступки права требования N 1 от 12.04.2000 г. не принимало и не могло принимать, поскольку является должником по тому обязательству, по которому уступалось право требования.
Правовым последствием прекращения (расторжения) договора уступки является возврат права требования к первоначальному кредитору, в данном случае - к МП "Электросеть".
Обоснованным является вывод суда о том, что истец не является заинтересованным лицом, которое вправе предъявить требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
С мотивами, положенными в обоснование этого вывода, кассационная инстанция соглашается.
На основании изложенного кассационная инстанция пришла к выводу, что решение принято при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, а потому основания для его отмены и для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Госпошлина по кассационной жалобе подлежит взысканию с ООО "Норд Альянс" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 171, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 8 апреля 2002 года по делу N А41-К1-4013/02 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Норд Альянс" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 500 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2002 г. N КГ-А41/4414-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании