Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 июня 2002 г. N КА-А40/3384-02
Открытое акционерное общество "МОСКВИЧ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Инспекции МНС России N 23 по Юго-Восточному округу города Москвы о признании частично недействительным ее решения N 09/04-49 от 08.02.2001 по акту выездной налоговой проверки N 09/02-923 от 28.12.2000 за период с 01.01.97 по 30.06.2000.
Решением от 05.02.2002, оставленным без изменения постановлением от 04.04.2002 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования истца в части доначисления налога на добавленную стоимость на сумму средств, полученных при выходе из состава учредителей и возврате имущества, ранее внесенного в уставный капитал ОАО "Старт", соответствующих штрафных санкций и начисления пени. В иске о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления НДС на объем реализации недостроенного здания профессионально-технического училища, в отношении доначисления НДС по причине несоответствия данных главной книги отчетным данным предприятия, отраженным в налоговых декларациях по НДС, отказано. Одновременно отказано в иске о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления НДС на обороты по реализации льготируемой продукции в связи с отсутствием раздельного учета затрат по производству такой продукции и в отношении доначисления НДС на авансы, поступившие от Комитета социальной защиты, поскольку актом сверки расчетов подтверждается правильность расчета НДС.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ОАО "Москвич", в которой истец просит отменить судебные акты в части отказа в иске о признании недействительным решения Инспекции в отношении излишнего доначисления НДС на обороты по реализации льготируемой продукции в связи с отсутствием раздельного учета и в отношении излишнего доначисления НДС на авансы, поступившие от Комитета социальной защиты, а также соответствующих штрафов и пени в связи с неправильным расчетом НДС на обороты по реализации льготируемой продукции.
Ответчик возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как усматривается из материалов дела, актом налоговой проверки установлено, что Общество не вело раздельный учет по затратам на производство льготируемой продукции. Общество в возражении по акту проверки пояснило, что раздельный учет затрат по производству как освобождаемой от налога на добавленную стоимость, так и облагаемой указанным налогом готовой продукции предполагает наличие определенности с момента начала производства, какая продукция будет реализована инвалидам, а какая будет продаваться на общих основаниях. В то же время согласно существующей технологии сборки автомобилей ОАО "Москвич", подтвержденной технологическими картами, автомобили, реализуемые инвалидам, проходят полный цикл сборки на одном и том же конвейере до выпуска базового комплекта автомобилей, после чего они в общем объеме поступают на склад готовой продукции. При необходимости базовая комплектность автомобилей дооснащается ручным управлением, предназначенным для инвалидов, стоимость которого составляет не более 5% от стоимости автомобиля, после чего автомобиль передается Комитету социальной защиты населения. Описанные условия производственного цикла не позволяют вести раздельный учет затрат по производству льготируемых автомобилей от начала сборки автомобилей.
В соответствии с подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.
При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
Между тем, актом налоговой проверки не установлено, что у налогоплательщика отсутствовал раздельный учет затрат как по производству, так и по реализации автомобилей с ручным управлением для инвалидов. Более того, имеющийся на предприятии учет реализации таких автомобилей позволил налоговому органу как в акте налоговой проверки, так и в решении Инспекции составить помесячный расчет оборота по реализации автомобилей с ручным управлением за каждый год.
Кроме того, ни в Законе о налоге на добавленную стоимость, ни в Инструкциях МНС России, регулирующих порядок исчисления и уплаты НДС, не установлены правила ведения раздельного учета затрат по производству и реализации льготируемых товаров (работ, услуг), в том числе с учетом особенностей производственного цикла различных отраслей производства.
В связи с этим при наличии реальной возможности у организации установить размер оборота льготируемой продукции отсутствуют основания для лишения такой организации положенной ей по закону налоговой льготы.
На основании п. 9 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг), освобожденных от налога в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Поскольку поступившие от Комитета социальной защиты населения авансовые платежи были предназначены для приобретения автомобилей с ручным управлением инвалидами, указанные авансовые платежи налогом на добавленную стоимость не облагаются.
При таких обстоятельствах решение и постановление суда в обжалуемой части следует отменить, удовлетворив исковые требования истца.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-177 АПК РФ, постановил:
решение от 05.02.2002 и постановление от 04.04.2002 апелляционной инстанции по делу N А40-45241/01-33-499 Арбитражного суда г. Москвы в части отказа в иске о признании недействительным решения Инспекции МНС России N 23 по Юго-Восточному административному округу г. Москвы в отношении излишнего доначисления НДС на обороты по реализации льготируемой продукции в связи с отсутствием раздельного учета и в отношении излишнего доначисления НДС на авансы, поступившие от Комитета социальной защиты, а также соответствующих штрафов и пени в связи с неправильным расчетом НДС на обороты по реализации льготируемой продукции отменить.
Признать недействительным решение Инспекции МНС России N 23 по Юго-Восточному административному округу г. Москвы от 08.02.2001 N 09/04-49 в части излишнего доначисления НДС на обороты по реализации льготируемой продукции в связи с отсутствием раздельного учета и в отношении излишнего доначисления НДС на авансы, поступившие от Комитета социальной защиты, а также соответствующих штрафов и пени в связи с неправильным расчетом НДС на обороты по реализации льготируемой продукции.
В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2002 г. N КА-А40/3384-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании