В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ и подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации...
Просим разъяснить применение названных пунктов статьи 251 НК РФ негосударственным пенсионным фондом при получении средств на содержание Фонда (на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью). Данные средства поступают на основании заключенных с вкладчиками договоров безвомездно и используются по назначению на основании сметы.
Неоднозначность толкования названного пункта связано с тем, что перечень целевых поступлений (вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления) относится только к публично-правовым профессиональным объединениям, построенным на принципе обязательного членства, либо ко всем некоммерческим организациям.
По нашему мнению, этот перечень не может быть отнесен только к публично-правовым профессиональным объединениям, в связи с тем, что такие объединения осуществляют свою деятельность только за счет членских взносов (ст.27 Основ законодательства РФ от 11.02.932 # г. N 4462-1 "О нотариате") и отчислений (ст.29 Закона РСФСР от 20.11.80 "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР"). Другие виды целевых поступлений для публично-правовых профессиональных объединений, основанных на принципе обязательного членства, не предусмотрены действующим для них законодательством.
В соответствии со статьей 17 Закона от 07.05.1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:
совокупного вклада учредителей (вклада учредителя);
целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов, используемых для покрытия издержек фонда в соответствии с правилами фонда;
дохода фонда от использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
благотворительных взносов и других законных поступлений.
Следовательно, перечень этих целевых поступлений, поименованный в подпункте 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ, может быть отнесен и к другим некоммерческим организациям, каковым является негосударственный пенсионный фонд.
Просим разъяснить противоречия по применению статьи 251 НК РФ негосударственным пенсионным фондам, а также правомерность применения в этой ситуации пункта 7 статьи 3 НК РФ, в которой сказано, что "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)".
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 14 августа 2002 г. N 04-02-06/6/25
В связи с вашим запросом от 1 июля 2002 г. N 1046 Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Далее в Кодексе приводится закрытый перечень целевых поступлений, которые не учитываются в целях налогообложения у организаций их получивших.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В данном контексте речь идет о "целевых взносах и отчислениях" только в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства.
Таким образом, средства, которые получает негосударственный пенсионный фонд от вкладчиков на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью, подлежат налогообложению налогом на прибыль на общих основаниях.
Руководитель Департамента | А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.