г. Краснодар |
|
19 июня 2014 г. |
Дело N А53-22264/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Кристина"" (ИНН 6166014129, ОГРН 1026104029380) - Горбуновой С.Л. (доверенность от 02.04.2014), от заинтересованного лица - Администрации города Ростова-на-Дону - Савельевой О.В. (доверенность от 13.01.2014), от третьих лиц - Муниципального казенного учреждения Управления благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону - Боярчиковой О.Н. (доверенность от 25.11.2014), от Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону - Ефимова А.П. (доверенность от 09.01.2014) и Воликовой И.Н. (доверенность от 09.01.2014); в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области; Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области; Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону; Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационные жалобы Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону и Администрации города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2013 (судья Чернышева И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Смотрова Н.Н., Сулименко О.А.) по делу N А53-22264/2013, установил следующее.
ООО "Фирма "Кристина"" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации города Ростова-на-Дону (далее - администрация) о признании недействительным постановления администрации от 02.10.2013 N 1098 "Об отмене постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 02.10.2012 N 849 "О предварительном согласовании ООО "Фирма "Кристина"" места размещения подземной автостоянки по ул. Российской между земельными участками N 48, 48к".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области; Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области; Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - департамент); Муниципальное казенное учреждение Управления благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области.
Решением суда от 26.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2014, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что администрация не представила доказательства, объективно и безусловно свидетельствующие о наличии накладки земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0000000:790 и 61:44:0000000:154339.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратились администрация и департамент с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению подателей жалоб, предварительно согласованный обществу земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:154339, площадью 2,5126 га является частью земельного участка с кадастровым номером 61:44:000000:0709, площадью 19,8367 га, который относится к городским лесам. Предоставление обществу спорного земельного участка под строительство автостоянки произведено с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем оспариваемое постановление является законным.
В отзыве на кассационную жалобу Управление благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению управления у департамента отсутствовали полномочия по формированию земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:154339 за счет уменьшения площади земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:790, так как данный участок является территорией городских лесов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 03.06.2014 до 17 часов 00 минут 10.06.2014.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, администрацией на основании подготовленного департаментом проекта принято постановление от 02.10.2012 N 849 о предварительном согласовании обществу места размещения подземной автостоянки по ул. Российской между участками N 48, 48к и утвержден акт о выборе земельного участка от 20.08.2013 N 15699.
Постановлением администрации от 02.10.2013 N 1098 постановление от 02.10.2012 N 849 "О предварительном согласовании ООО "Фирма "Кристина"" места размещения подземной автостоянки по ул. Российской между земельными участками N 48, 48к" отменено.
Считая постановление администрации от 02.10.2013 N 1098 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с положениями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о том, что представленные в материалы дела кадастровая карта, кадастровый паспорт от 07.07.2012, межевой план земельного участка и иные доказательства в их совокупности подтверждают отсутствие накладки границ земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0000000:790 и 61:44:0000000:154339. При этом суды обоснованно руководствовались следующим.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ране принятый данным либо иным должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26.05.2011 N 739-О-О, положение вышеназванной статьи, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04 разъяснил, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта. При этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый правовой акт.
Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Судебные инстанции установили, что общество обратилось в администрацию с инициативой строительства комплекса перехватывающих автостоянок недалеко от въезда в город со стороны федеральной трассы М4 "Дон", в связи с чем просило включить строительство комплекса автостоянок в список социально значимых объектов и поручить департаменту подготовку проекта постановления администрации о предварительном согласовании места размещения комплекса автостоянок на земельном участке по улице Российской, между участками N 48 и 48к. На основании указанного обращения общества департамент подготовил заключение от 16.05.2012 N ДА 01-21/12076, д. 15699 о предварительном согласовании обществу места размещения подземной автостоянки по ул. Российской, согласно которому земельный участок площадь 2,5126 га входит в состав городских земель, свободен от застройки и прав третьих лиц. Участок граничит с северо-восточной стороны - с территорией городских лесов, с северо-западной стороны - с комплексом гаражей по ул. Можайской, с юго-западной стороны - с автодорогой ул. Российской, с южной стороны огибает земельные участки, предоставленные иным пользователям для эксплуатации складских и производственных помещений. Согласно акту выбора земельного участка от 20.08.20123 N 15699, испрашиваемый обществом земельный участок входит в состав зоны многофункциональной общественно-жилой застройки второго типа (выделена для обеспечения правовых условий реформирования территорий индивидуальной и малоэтажной жилых застроек прилегающих к магистралям общегородского значения и преимущественного развития многоэтажной застройки, размещения объектов жилищного строительства, обслуживания и общественно-социального назначения). Место размещения перехватывающей подземной автостоянки на испрашиваемом заявителем земельном участке согласовано Комитетом по охране окружающей среды, указавшем в письме от 07.06.2012 N 21/1168, что испрашиваемая территория озеленена, ограничена: с севера и северо-востока - землями городских лесов (квартал 36), с востока - ручьем балки Кизитеринка, водопропускным сооружением под ул. Российская, с юго-запада - проезжей частью ул. Российская, земельными участками, предоставленными для эксплуатации торговых, складских и производственных помещений, с севера и северо-запада - временными металлическими гаражами, сложившейся жилой застройкой на расстоянии 43 - 60 метров.
Суды установили, что 18.07.2013 в газете "Ростов официальный" размещено объявление о возможности предоставления обществу для строительства земельного участка площадью 2,5126 га, в том числе: площадью 0,2827 га и 0,0316 - охранные зоны инженерных коммуникаций в составе городских земель, расположенного по ул. Российской, между земельными участками N 48 и 48к.
08 августа 2012 главный архитектор города Ростова-на-Дону утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 61:44:0022204, 61:44:0022214. Проект постановления уполномоченного органа местного самоуправления о предварительном согласовании обществу места размещения подземной автостоянки согласован с Министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (распоряжение от 06.09.2012 N 1793. По заказу общества специализированной организацией разработан межевой план N 2934, земельный участок в испрашиваемом заявителем объеме (2,5126 га) поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 61:44:0000000:154339 (кадастровый паспорт от 26.07.2013).
Установив и исследовав указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суды, с учетом положений статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, сделали правильный вывод о том, что обществом, обратившимся с заявлением о предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, получены необходимые заключения уполномоченных органов, проведены работы по формированию земельного участка, осуществлен государственный кадастровый учет вновь сформированного земельного участка.
Суды установили, что письмом от 22.08.2013 N ОГ-5/80 администрация сообщила заявителю о том, что на основании постановления Мэра города Ростова-на-Дону от 15.01.2008 N 25 Управлением Федеральной регистрационной службы зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок с разрешенным видом использования "городские леса" с кадастровым номером 61:44:0000000:790 площадью 19,8367 по адресу: ул. Можайская, ул. Зеленая, ул. Российская, просп. Шолохова с последующей передачей земельного участка МУ "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства города Ростова-на-Дону" на праве постоянного (бессрочного) пользования с осуществлением государственной регистрации права 29.03.2008. В письме указано, что, несмотря на то, что на основании постановления администрации города от 08.06.2011 N 363 в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:790 выполнены работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет, в результате которых его площадь составила 17,2891 га, постановление N 363 в части оформления права муниципальной собственности на земельный участок площадью 17 2891 га не реализовано. Государственный учет данного земельного участка осуществлен в отношении площади 19,8367 га. Учитывая наличие зарегистрированного права муниципальной собственности на земельный участок площадью 19,8367 га с кадастровым номером 61:44:0000000:790 постановление администрации от 02.10.2012 N 849 "О предварительном согласовании ООО "Фирма "Кристина"" места размещения подземной автостоянки по ул. Российской между земельными участками N 48, 48к" подлежит отмене.
Суды установили, что согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:154339, площадью 25 126+/-33 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Первомайский район, ул. Российская между земельными участками N 48 и 48к, участку установлена категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - подземная автостоянка, номер кадастрового квартала 61:44:0000000. Согласно кадастровому плану территории от 15.08.2012 N 61/001/12-387064, земельный участок 61:44:0000000:790 с разрешенным использованием "городские леса" расположен в кадастровом квартале 61:44:0022214. Письмом от 23.09.2013 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области указала, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:790 - 168 222 кв. м; пересечение границ земельного участка 61:44:0000000:154339 с границами земельного участка 61:44:0000000:790, а также с границами каких-либо иных земельных участков, содержащихся в государственном кадастре недвижимости - отсутствует. Не установлена накладка границ указанных земельных участков и при проведении работ по межеванию и установлению границ на местности.
С учетом изложенного, вывод судебных инстанций об отсутствии доказательств, свидетельствующих о наложении земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0000000:790 и 61:44:0000000:154339 и правомерности оспариваемого обществом постановления администрации, является правильным.
Суды оценили доводы департамента и администрации о том, что границы предварительно согласованного места размещения подземной автостоянки накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:790 площадью 19,8367 га в той части земельного участка, которую предлагалось исключить и дали им надлежащую оценку.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций, выводы которых администрация и департамент документально не опровергли.
Нормы права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационных жалоб администрации и департамента отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 по делу N А53-22264/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.