г. Краснодар |
|
16 июля 2014 г. |
Дело N А32-31402/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытое акционерное общество "Международный аэропорт Сочи" (ИНН 2317044843, ОГРН 1062317013087) - Ламышевой Л.А. (доверенность от 09.08.2013) и Приписнова И.И. (доверенность от 24.12.2013_), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (ИНН 2317064550, ОГРН 1062319004461) - Борисова И.М. (доверенность от 09.01.2014), от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108) - Коваленко А.В. (доверенность от 21.04.2014), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 (судьи Николаев Д.В., Сулименко Н.В., Стрекачев А.Н.) по делу N А32-31402/2013, установил следующее.
ОАО "Международный аэропорт Сочи" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 23.05.2013 N 15-15-9371 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 15-15-173 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению; обязании инспекции возместить обществу из бюджета 3 001 069 рублей НДС за I квартал 2010 года (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 09.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2014, требования удовлетворены, с инспекции взыскано 40 005 рублей 35 копеек судебных расходов в виде государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что общество правомерно отразило услуги по обслуживанию пассажиров и багажа в составе доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, принять новое решение. По мнению подателя жалобы, с 1 января 2010 года сборы и тарифы, указанные в Перечне сборов и тарифов (утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110), не касаются пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропорту. Услуги, направленные на обслуживание пассажиров, почты, багажа, подлежат налогообложению в установленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители инспекции, управления и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество представило в инспекцию уточненную
налоговую декларацию от 14.12.2012 по НДС за I квартал 2010 года.
В период с 14.12.2012 по 14.03.2013 налоговый орган провел камеральную налоговую проверку представленной декларации, составил акт от 28.03.2013 N 15-21/29557 и принял решения от 23.05.2013 N 15-15/9371 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 15-15/173 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 22.08.2013 N 22-12-767 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решениями налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из следующего.
В подпункте 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. Указанная норма не содержит исключений в отношении каких-либо определенных услуг из числа услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 раздела I приложения N 1 к приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", действовавшего до 01.05.2013, все услуги, перечисленные в приказе (в том числе услуги по наземному обслуживанию, то есть коммерческое и техническое обслуживание, указанные в разделе 4 приложения 1 к приказу), относятся к обслуживанию воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Судебные инстанции сослались на письмо от 30.04.2005 N ИЛ-27/2596, в котором Минтранс России разъяснил, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов: услуги по обслуживанию коммерческой загрузки воздушных судов, услуги по обеспечению авиаГСМ, техническому обслуживанию и иные услуги, включенные в раздел IV приложения N 1 к приказу Минтранса Российской Федерации от 02.10.2000 N 110.
Суды указали, что услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту представляют единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки. Поэтому суды сочли, что под услугами, освобождаемыми от налогообложения НДС, следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации и в воздушном пространстве Российской Федерации.
В обоснование этого вывода суды сослались, в том числе на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 1707210.
Суды установили, что 14 декабря 2012 года общество представило уточненную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2010 года.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекция выявила, что услуги по обслуживанию пассажиров и багажа на сумму 29 037 707 рублей общество не правомерно не включило в налогооблагаемую базу.
Судебные инстанции выяснили, что согласно договору об аэропортовых услугах от 15.03.2010 N 1/1511 общество оказывало следующие услуги по обслуживанию пассажиров и багажа: услуги при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров (без использования технических и транспортных средств) и обработке багажа, в соответствии с Руководством полетной эксплуатации, РЦЗ-83 и другими действующими нормативными документами в области регулирования авиационных перевозок, работ и услуг, включая регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа, пограничный, санитарный и таможенный контроль пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках), укладку багажа на транспортные средства, подведение и передачу итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест, подведение итогов регистрации, предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу, контроль загрузки воздушного судна, накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно,
встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала, погрузку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдачу багажа, обработка грузов (таможенный и санитарный контроль (на международных рейсах), взвешивание и маркировку, сортировку на складе, сортировку по грузополучателям, оформление документации, комплектование по рейсам, комплектацию в контейнеры и поддоны, разукомплектование, кратковременное хранение в установленные сроки, погрузку-выгрузку на перронные погрузочно-разгрузочные средства для транспортировки к воздушному судну и обратно, транспортировку к воздушному судну и обратно, контроль загрузки воздушного судна, погрузку-выгрузку в воздушное судно и обратно, посадку или высадку пассажиров - предоставление персонала и технических средств для обеспечения посадки или высадки пассажиров в/ из воздушного судна, доставку пассажиров - предоставление персонала и транспортных средств для доставки пассажиров к/от воздушного судна, специальное обслуживание убывающих пассажиров - услуги, предоставляемые при обслуживании убывающих пассажиров в залах специального обслуживания, включая: регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа, обеспечение пограничного, санитарного и таможенного контроля пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках), укладку багажа на транспортные средства, подведение и передачу итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика выявление наличия свободных мест, подведение итогов регистрации, предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу, контроль загрузки воздушного судна; накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно/ погрузки, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном).
Суды установили, что данные виды услуг являются услугами по обслуживанию пассажиров и багажа.
Ни Кодекс, ни Воздушный кодекс Российской Федерации не содержат определения "услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов", ни перечня этих услуг.
В силу статьи 11 Кодекса в этом случае применению подлежат институты, понятия и термины иных отраслей законодательства, в том значении, в котором они используются в соответствующих отраслях законодательства.
Приказ Минтранса России от 02.10.2000 N 110 (далее - приказ N 110) содержит Перечень установленных аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимаемых за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, и указаны услуги, за которые они взимаются (далее - Перечень).
Согласно подпункту 1.1 раздела 1 Приложение 1 к приказу N 110 все услуги, указанные в Перечне, в том числе услуги по наземному обслуживанию, то есть коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов относились к обслуживанию воздушных судов.
Исходя из этого, суды удовлетворили требования общества.
Однако судебные инстанции не учли следующее.
С 01.01.2010 Минтранс России приказом от 23.11.2009 N 211 внес изменения в Приложение N 1 к приказу N 110, согласно которым аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерацииё за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
В приведенном судами в обоснование соответствия своего вывода правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлении от 07.06.2011 N 17072/10 рассматривался период до 01.01.2010. В названном постановлении Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также указал на то, что названные в Перечне сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов не касаются пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
Поскольку Перечень установил указанные исключения, услуги по обслуживанию пассажиров, багажа и грузов не являются услугами по обслуживанию воздушных судов, не подпадают по льготу, установленную пунктом 22 статьи 149 Кодекса, то есть не являются услугами, освобождаемыми от обложения НДС. Оказанные обществом услуги направлены не на воздушное судно, а на обслуживание пассажиров, багажа и груза и поэтому операции по реализации таких услуг подлежат налогообложению в установленном законом порядке.
Несогласие с расчетом сумм начисленных налогов общество не выражало, доводы в этой части не приводило.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали представленные в дело доказательства, правильно установили обстоятельства дела, однако неверно применили нормы права, поэтому суд кассационной инстанции считает необходимым отменить судебные акты по настоящему делу и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 по делу N А32-31402/2013 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Международный аэропорт Сочи" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
По мнению налогового органа, с 1 января 2010 года сборы и тарифы, указанные в Перечне сборов и тарифов (утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110), не касаются пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропорту. Услуги, направленные на обслуживание пассажиров, почты, багажа, подлежат налогообложению в установленном порядке.
Суд согласился с мнением налогового органа.
Как указал суд, приказ Минтранса России от 02.10.2000 N 110 содержит Перечень установленных аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимаемых за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ, и указаны услуги, за которые они взимаются.
С 01.01.2010 Минтранс России приказом от 23.11.2009 N 211 внес изменения в Приложение N 1 к приказу N 110, согласно которым аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются в аэропортах и воздушном пространстве РФ воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, или граждан РФ за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
Таким образом, услуги по обслуживанию пассажиров, багажа и грузов не являются услугами по обслуживанию воздушных судов, не подпадают по льготу, установленную п. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, то есть не являются услугами, освобождаемыми от обложения НДС. Как указал суд, оказанные обществом услуги направлены не на воздушное судно, а на обслуживание пассажиров, багажа и груза, и поэтому операции по реализации таких услуг подлежат налогообложению в общем порядке.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июля 2014 г. N Ф08-4519/14 по делу N А32-31402/2013