Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России рассмотрела обращение Ассоциации банков России от 24.10.2022 N А-02/5-479 (далее - обращение) о порядке применения отдельных положений Федерального закона от 07.10.2022 N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ) и сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России не обладает полномочиями по толкованию положений федерального законодательства. Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
По вопросу 1
В отношении возможности запроса кредитором документов в Министерстве обороны Российской Федерации сообщаем, что Федеральным законом от 20.10.2022 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 406-ФЗ) исключена компетенция Министерства обороны Российской Федерации, органов управления войск национальной гвардии Российской Федерации, воинских формирований, органов, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" по подтверждению кредитору по его запросу достоверности информации, указанной в части 5 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ. Согласно части 21 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ (в редакции Федерального закона N 406-ФЗ) кредитор вправе запросить подтверждение сведений о факте мобилизации в отношении заемщика, указанного в пункте 1 части 1 данной статьи в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Кроме того, в новой редакции статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ отсутствует указание на необходимость приложения документа, подтверждающего наличие обязательства заемщика по кредитному договору.
По вопросу 2
Член семьи военнослужащего при представлении требования о предоставлении льготного периода вправе приложить документы, указанные в части 5 указанной статьи, а также прикладывает документы, подтверждающие его статус в качестве члена семьи военнослужащего (часть 7 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ).
Из указанного регулирования, по нашему мнению, следует необходимость предоставления подтверждающих родство документов одновременно с направлением соответствующего требования, если такие документы не были переданы кредитору ранее.
При этом сообщаем, ,что позиция Банка России по вопросу подтверждающих родство документов доведена до сведения кредитных и некредитных финансовых организаций в информационном письме Банка России от 21.10.2022 N ИН-03-59/126 (пункт 5).
По вопросам 3 и 6
В соответствии с частью 16 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ в случае непредставления по требованию кредитора заемщиком документов, указанных в части 5 указанной статьи, в срок, установленный частью 14 данной статьи, либо несоответствия таких документов установленным законодательством Российской Федерации требованиям кредитор направляет заемщику уведомление о нёподтверждении установления льготного периода.
Вместе с тем обращаем внимание, что заемщик вправе до 31.12.2023 обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода и в случае, если ранее льготный период был признан неустановленным.
В такой ситуации льготный период должен быть предоставлен на срок, определенный в соответствий с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ, а наилучшей практикой является уведомление заемщика о наличии у него указанного права При направлении уведомления о неподтверждении установления льготного периода с указанием причин неподтверждения.
По вопросу 4
Федеральным законом N 377-ФЗ не установлено ограничений права заемщика на неоднократное предоставление льготного периода в пределах установленного законом срока на обращение с соответствующим требованием (не позднее 31.12.2023).
По вопросу 5
В пункте 8 информационного письма Банка России от 21.10.2022 N ИН-03-59/126 отмечается, что неполучение от ФНС России подтверждения факта мобилизации само по себе не является основанием для отказа в предоставлении льготного периода.
Полагаем, что получение от ФНС России сведений, не подтверждающих факт мобилизации, не лишает кредитора права запросить документы, указанные в части 5 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ, у заемщика, который обязан их представить не позднее окончания льготного периода (часть 14 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ). В случае непредставления по требованию кредитора заемщиком соответствующих документов в установленный срок либо несоответствия таких документов установленным законодательством Российской Федерации требованиям кредитор направляет заемщику уведомление о неподтверждении установления льготного периода.
Также полагаем целесообразным обратить внимание на положения части 12 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ, в соответствии с которыми в случае неполучения заемщиком от кредитора в течение 15 дней после дня направления требования об установлении льготного периода уведомления, предусмотренного частью 10 данной статьи, либо неполучения отказа в удовлетворении требования заемщика с указанием причины отказа, предусмотренного частью 11 данной статьи, льготный период считается установленным со дня направления заемщиком требования кредитору, если иная дата начала льготного периода не указана в требовании заемщика.
По вопросу 7
В соответствии с частью 20 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ, к отношениям, регулируемым указанной статьей с учетом установленных в ней особенностей, применяются требования, установленные частями 14 - 27, 31 -33 статьи 6 Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (далее - Федеральный закон N 106-ФЗ).
В связи с изложенным полагаем, что по кредитным договорам (договорам займа), заключенным лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, подлежат применению соответствующие положения статьи 6 Федерального закона N 106-ФЗ в зависимости от установленных указанным Федеральным законом особенностей регулирования отдельных видов кредита (займа) (обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, с лимитом кредитования и иные).
По вопросу 8
Сообщаем, что вопросы подтверждения достоверности информации о наступлении обстоятельств, указанных в части 1 статьи 2 Федерального закона N 377-ФЗ, не относятся к компетенции Банка России.
Заместитель руководителя |
Е.С. Ненахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банк России ответил на ряд вопросов по применению кредитных каникул участниками специальной военной операции и членами их семей, в т. ч.:
- о запросе кредитором документов в Минобороны;
- о подтверждении статуса члена семьи;
- о применении соответствующих норм в отношении ИП.
Письмо Банка России от 22 декабря 2022 г. N 69-8-2/59002 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-